Именно такое необычное название с 1919 года носил бывший рабочий поселок, а ныне местечковая турбаза, расположенная в десяти верстах от городка Южа (административный центр Ивановской области).
Год переименования не оставляет сомнений в том, что руку к этому приложила советская власть. В частности, 8 февраля 1919 года местная партячейка национализировала грузовую пристань на реке Клязьма и речной пароходный флот фабрикантов Балиных, зафиксировав эту памятную дату в названии местного рабочего поселка.
Род Балиных начался с крепостного крестьянина Ивана Степановича, который своими трудами сумел выкупиться из крепостной зависимости в 1793 году и приписался к купечеству. Семья занялась текстильным делом.
Расцвет семейного дела пришелся на вторую половину XIX века, когда внук основателя рода, Асигкрит Яковлевич Балин, в 1865 году купил Южскую бумагопрядильную фабрику. Начав свое дело на заемные средства, Асигкрит Яковлевич оставил своим наследникам в 1885 году более 10 миллионов рублей капитала. Но капитал достался не только наследникам. Практически целиком вся инфраструктура города Южи создана фабрикантами Балиными и по-прежнему, спустя полтора столетия продолжает исправно служить людям.
Усердием нескольких поколений Балиных, рабочие и служащие Южской фабрики были обеспечены бесплатным жильем (построены кирпичные общежития). В городе были построены больница с мужским и женским отделениями, санаторий для туберкулезных больных, библиотека, техническое училище, богадельня для престарелых рабочих, чайная попечительства о народной трезвости, народный дом (многопрофильный культурно-досуговый центр). Список можно продолжать. По крайней мере, всего того, что построили 150 лет назад фабриканты Балины, вполне хватает для нормального функционирования всех нынешних городских служб Южи. Нового ничего строить не пришлось.
Для добычи топлива на нужды фабрики и города, Балины близ Южи основали тофоразработки, к которым протянули узкоколейные железные дороги.
Учитывая, что Южская фабрика была удалена от железной дороги, доставка сырья и отправка готовой продукции обходилась в копеечку. Решить проблему решили путем строительства на реке Клязьме пристани с соответствующей логистической инфраструктурой и частным речным пароходным флотом. Вокруг пристани вырос небольшой рабочий поселок.
После революции Южа разделила судьбу многих промышленных городков российской глубинки – пришла в запустение. Последние Балины эмигрировали, а кто не успел – были репрессированы.
Наследие бывших «мироедов» Балиных служит людям до сих пор, а вот красные революционные стяги пожухли и канули в лету. Впрочем, осталось имя - «пристань имени 8 февраля».
Андрей Юдин