Если прямо сейчас вы загуглите слово «вебкам», то первым, на что вы наткнетесь, будет ряд свежих вакансий на бирже труда. Все на самом деле выглядит идеально: гибкий график, многообещающие выплаты, комфортные условия работы и гарантированная конфиденциальность. Но все ли на самом деле так радужно, как обещают работодатели? Конечно, нет. По крайней мере, не в условиях процветающего капитализма и потребительского отношения к женщинам.
Попробуем отбросить моральную сторону этой проблемы, сделать вид, что духовных скреп не существует, и рассмотреть вебкам не как доказательство нравственного падения нашего общества, а исключительно как явление заработка «легких» денег. Что сулит такая работа, и действительно ли эти деньги можно назвать легкими?
Чтобы оставаться объективными и не опираться при поиске истины на личные впечатления, мы будем использовать реальные статистические данные, собранные Кризисным Центром для Женщин – ссылка на проект будет в конце статьи.
Вебкам как перфоманс
Для большинства людей вебкам – это не более чем «работа для ленивых», которая не требует интеллектуального или физического труда. Технология заработка проста: ты делаешь то, о чем просит заказчик, и получаешь за это деньги.
Масла в огонь подливают и потенциальные работодатели: в сети огромное количество статей о безобидной природе вебкама с последующими контактами студий. Авторы гарантируют высокий доход, сохранение анонимности, а также новейшую видеотехнику и разнообразные секс-игрушки для бóльшего профита. Кроме того, работодатели завлекают моделей тем, что для пополнения счета новыми «токенами» совсем не обязательно показывать свое тело – достаточно быть приятным собеседником и уметь поддержать интеллектуальную беседу.
Таким образом, для людей эта индустрия становится своеобразным прибыльным перформансом, который, по их мнению, как и любой новый виток искусства, еще не понят и не принят косным российским обществом. Впрочем, слава богу.
Как вебкам эксплуатирует женщин
Студии не так лояльны и дружелюбны, как может показаться на первый взгляд. Так как спрос на вебкам-услуги превышает предложение, работодатели стараются делать все, чтобы увеличить количество моделей, поэтому не гнушаются и лживыми обещаниями.
Прежде всего, это касается заработка. Большинство студий обещают высокую прибыль, но на самом деле модели получают лишь 50% от выручки за свой «перфоманс» – и это в лучшем случае. Зачастую зарплата ограничивается лишь тридцатью процентами.
Стоит ли говорить о том, что обещание заработка за интеллектуальные беседы – это сказка для завлечения в бизнес? Никто никогда не будет платить деньги за разговоры и тем более оценивать богатство вашего внутреннего мира. Точно не в вебкаме.
Как уже было сказано, технология заключается в исполнении желаний заказчика. При этом их качество и количество ничем не регулируются. Зачастую просьбы клиентов не ограничиваются лишь действиями легкого эротического содержания, а практически всегда несут в себе запрос на исполнение более изощренных практик. Многие вебкам-модели жалуются на то, что запрос клиента с каждым разом становится все более диким: если сначала заказчик лишь просит называть его господином, то через неделю он может потребовать у модели причинять себе боль и наносить увечья. Доход модели, таким образом, напрямую зависит от способности не отказывать клиенту.
Самое ужасное здесь то, что в некоторых случаях у модели нет возможности отказаться. Защитники вебкама настаивают на возможности модели выключить эфир и кинуть клиента в черный список, однако ни один из них не упоминает не только о предусмотренных в этом случае угрозе штрафа или увольнения, но и о психологическом насилии.
Кроме того, отсутствие абсолютной анонимности в интернете уже ни для кого не является секретом. При регистрации на некоторых сайтах вебкама женщина должна оставить свои паспортные и контактные данные, а также подписать соглашение о передаче права на запись и продажу видео владельцам студии. Таким образом, страх «деанона» является вечным спутником вебкам-модели, что не может не отразиться на ее психике. При этом мы молчим о том, как на ментальное здоровье может повлиять подчинение, собственная сексуализация и объективизация. Вряд ли большинство женщин выходят из вебкама в полном ментальном (да и физическом) здравии.
В прошлом году Кризисный Центр для Женщин провел опрос среди работниц и экс-работниц индустрии виртуального секса. Респондентками стали 120 женщин, четверть которых рассказывали о своем опыте, остальные же – об опыте своих знакомых.
Средний возраст вебкам-модели – 21 год (5% стали заниматься этим до совершеннолетия). Почти 45% опрошенных респонденток пришли в индустрию через объявления в интернете, чуть меньше – 36,6% – пришли в вебкам по советам знакомых, каждая пятая из них – с подачи своего партнера.
45,8% человек отметили различные ухудшения своего психического состояния за время работы. В свою очередь, почти 48% негативно оценили такой опыт. При этом 21,6% говорят о насилии и принуждении со стороны клиентов, 12,4% – от работодателей, 4,9% – от сотрудников студии, 4,1% – от других моделей.
Социальный психолог Хана Корчемная рассказала о том, что скрывается за этими цифрами:
«Но самое интересное, честно говоря, я нашла в ответах нечетких и неоднозначных. Например, нередко попадалось такое: «нет, жести не было, но…». И дальше шло описание экономического насилия, харассмента, шантажа, сталкинга. Многие люди все еще считают, что если не было физического вреда, то это не насилие. И вебкам продвигают как безопасный заработок, упирая на то, что он бесконтактный. Так что ничего удивительного, что пара-тройка респонденток даже не поняли вопрос: «Насилие через интернет? А как это?». Но гораздо больше было примерно такого: «Когда это происходит, всегда можно забанить мембера (клиента – прим. ред.)». Чувствуете разницу? Вот это интересная штука. Ведь оттого что забанишь и развидишь агрессора, не обнулится то насилие, которое он только что к тебе проявлял»
Чем вебкам отличается от проституции
Вебкам отличается от проституции отсутствием физического контакта со своим клиентом. В этом есть плюсы: защита от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем. Собственно, на этом все.
При этом вебкаму присущи все остальные атрибуты проституции: психологическое насилие, принуждение, шантаж и зачастую добровольный приход в индустрию (причины – тема для отдельной статьи, но в качестве спойлера скажем: низкий уровень развития общества и бедность). Что самое важное – в основе и проституции, и вебкама лежит эксплуатация женщин, потому что в обоих случаях женское тело используется мужчинами для удовлетворения своих потребностей.
Определенный возраст и внешние данные никогда не являются ключевыми элементами в работе врача или учителя, однако именно они играют главную роль для большинства вебкам-работодателей и клиентов, которые никогда не воспользуются услугами маскулинных мужчин и пожилых женщин. Требование выполнения изощренных практик против воли человека – это эксплуатация и нарушение его прав. Сексуальность – это неотъемлемая часть личности, которая не может иметь цену. Вебкам – это не оказание услуг, а продажа чужого тела.
Кризисный Центр для Женщин:
https://crisiscenter.ru/
https://vk.com/crisiscentspb