Дальний Восток в конце XIX века представлял собой лакомый кусок для всех мировых держав. В том числе для России и Англии, которые неминуемо должны были столкнуться здесь лбами.
Россия в первую очередь искала на Дальнем Востоке новые рынки сбыта для своих товаров.
Англия добивалась того же.
Основным "яблоком раздора" при этом был Китай.
На первом этапе противостояния двух империй России удалось сделать удачный маневр, добившись у китайцев разрешения на строительство КВЖД - Китайской Восточной железной дороги.
В 1903 году она была построена и позволила Российской империи укрепиться в Северном Китае и Маньчжурии.
Но перед строительством КВЖД российской дипломатии пришлось потрудиться. А Российской империи отдать кое-какие территории. Так, в результате Ливадийского договора 1879 года в состав Маньчжурской империи был возвращен Илийский край.
Правда условия Ливадийского договора были пересмотрены и после подписания в 1881 году Петербургского договора некоторая часть Илийского края осталась в Российской империи.
Но Российской империи было мало этого. И когда после подписания Симоносекского договора 1895 года, когда все мировые державы начали раздел Китая, то и Российская империя присоединилась к этому делу.
В том же 1895 году был создан Русско-китайский банк, через который велись все торговые операции России в Китае, а также осуществлялись концессии.
А в 1896 году был подписан секретный русско-китайский Московский договор, условия которого были кабальными для китайской стороны.
Хоть это и был оборонительный союз, но пользуясь им Российская империя добилась территориальных уступок:
3 (15) декабря 1897 г. одна часть русских дальневосточных кораблей встала на рейде ПортАртура, другая – заняла рейд Даляньваня. 15 (27) марта 1898 г. Россия подписала с Китаем конвенцию о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова с Порт-Артуром на 25 лет. Этот договор был закреплен соглашением России с Японией о Корее и Порт-Артуре - монография Масумеха Али Эхтиари Чароймаги "Русско-английское противостояние на Дальнем Востоке в конце XIX В."
Англия таким образом проиграла России в попытке создать зоны влияния в Северном Китае и Маньчжурии.
16 апреля 1899 года было подписано русско-английское соглашение, которое гласило:
«Россия не будет препятствовать никаким железнодорожным предприятиям Великобритании в районе Янцзы, а Великобритания, в свою очередь, не будет мешать аналогичным предприятиям России к северу от Великой Китайской стены» - Игнатьев А.В. Витте-дипломат. – М., 1989. – С. 44.
По сути это было соглашение о разделе сфер влияния в Китае.