Абсолютное большинство религиозных обрядов совершается на капищах или в храмах – там же, где творятся молитвы к богам. Но последователи религиозной секты тхагов несколько столетий подряд наводили ужас на всю Индию, грабя и убивая во славу богини Кали прямо «на большой дороге».
Дар Многоликой
Индийская богиня Дурга (с санскрита – «непобедимая»), одним из воплощений которой считается Кали, и сама славится не самым мирным характером. Мифы рассказывают о ней, как о воительнице, истребляющей демонов и охраняющей мировой порядок.
Наружность Дурги соответствует ее деяниям: это статная красавица, держащая в каждой из десяти рук разные виды оружия, а на шее богини красуется ожерелье из ядовитых змей. Обычно ее сопровождает свирепый лев или тигр с оскаленной пастью.
Но какой бы трепет ни внушала верующим Дурга, ее темная ипостась Кали (с санскрита – «черная») вызывала настоящий ужас у всякого, кто видел ее изображение.
Синяя кожа, змеящиеся черные волосы, человеческие головы вместо ожерелья и злобные духи, окружающие свою предводительницу. Кали – разрушительница, она грозит миру катастрофами, болезнями и смертью.
Во славу черной богини в Индии возводили храмы, ей приносили в жертву птиц и животных. Но милее всего темному сердцу Кали были жертвы человеческие.
Предание гласит, что по воле богини ее жрецы, называемые тхагами или тугами, предавали ритуальной смерти всех, кто отказывался признать величие Кали. Реки крови пролили тхаги, прежде чем бог Вишну воспротивился истреблению людского племени.
По его воле из пролитой крови стали вновь рождаться люди. Однако Кали не понравилось возрождение человеческого рода, и она повелела тхагам убивать без пролития крови.
Другая легенда рисует черную богиню не в таком мрачном свете. Рассказывают, что во время битвы с демоном Кали заметила: из капель его отравленной крови в мире возникает новая нечисть и множится зло.
Тогда она одарила тхагов румалом – платком с грузом на одном из концов, с помощью которого было легко убивать, не пролив на землю ни капли крови. С тех пор служители Кали делали мир более благим и чистым, уничтожая зло во всех его проявлениях.
Каково было людское мнение об этих служителях, много говорит их название, в переводе с хинди означающее «разбойник, бандит, головорез». На юге Индии их называли еще «фансигарами», от «фанси» - на хинди это слово значит «петля».
Считается, что тхаги истребляли путников на индийских дорогах уже на заре нашей эры. Но первое письменное подтверждение их существованию можно найти в записях путешественника из Поднебесной (другое название Китая) Сюань Цзана.
Китаец предостерегает всякого, кто отправится странствовать по индийским землям от безжалостной жестокости служителей древнего культа.
Известно также, что с начала XII столетия шайки тугов уже совершенно освоились в центральных районах Индии, и способны были перебить не только одиноких путников, но и целые торговые караваны.
Бескровные убийцы
Самыми известными бойцами из секты тхагов всегда считались душители, орудующие священным румалом с грузом на конце. Но удушение не было единственным способом приношения Кали бескровных жертв: среди тхагов встречались также отравители и кинжальщики.
Правда, душители пугали обывателей больше других, - возможно, из-за слухов, что одолеть таких нападающих обычному человеку было почти невозможно.
Специальных приемов у душителей было множество. Одни позволяли стремительно отправить на тот свет неподготовленного противника, другие отлично срабатывали при столкновении с таким же бойцом-тхагом, третьи помогали быстро уйти из жизни самому, если скрыться было невозможно, а сдаться в плен недопустимо.
Весь этот арсенал умений оказался настолько эффективным, что часть его по сей день используется в индийской полиции и войсках особого назначения.
Отравителями тхаги становились нечасто, так как работа с ядовитыми веществами требовала немалых теоретических познаний и полной сосредоточенности.
Однако правильно сделавший свою смертельную работу отравитель за один раз мог отправить к черной богине куда больше жертв, чем несколько опытных душителей. Случалось, что из-за подсыпанного в общий котел на постоялом дворе яда вымирали не только отдельные семейства, но и деревни целиком.
А тхаги-кинжальщики должны были твердо помнить, в какую точку затылка убиваемого нужно нанести ритуальный удар, чтобы кровь не вытекала из раны вовсе. Дело в том, что каждая лишняя кровавая капля портила служителям Кали карму и удлиняла цепь перерождений.
Чтобы свирепая Кали заметила и по достоинству оценила приносимую ей жертву, во время смертельного ритуала полагалось взывать к «железной богине-людоедке, матери Кали», просить ее «рвать зубами врага, выпить его кровь и победить его».
Совершив эту короткую ужасную молитву и закончив ритуальное убийство, тхаги полагали свою разовую миссию завершенной.
Совершившие жертвоприношение тхаги собирались в своем лагере, лидер группы возносил короткую молитву Кали, и выдавал каждому сектанту кусок некого «священного сахара» (вероятно, содержвший наркотические вещества).
Убийцы верили, что даже единожды съеденное подобное «лакомство» обеспечивает абсолютную верность секте тхагов.
Священное ремесло
Все общины служителей черной богини подчинялись единым правилам и имели жесткую внутреннюю иерархию. Во главе общины стоял один или несколько джемадаров (вожаков).
Они учили молодежь смертельному ремеслу тхагов, совершали все необходимые ритуалы, и само собой, получали большую часть захваченной добычи.
Чтобы сделаться полноправным тугом, нужно было потратить много времени и разнообразных усилий.
По традиции, в обучение брали мальчиков не меньше 10 лет от роду, которые начинали с ремесла могильщика, - учились выкалывать покойникам глаза, чтобы они не могли узнать своих убийц в следующем перерождении, копать правильной глубины могилы и хорошенько заваливать их камнями, чтобы захоронения не разорили дикие звери.
Спустя несколько лет подростки начинали выходить в разведывательные рейды, и лишь постигнув науку сбора информации о потенциальных жертвах Кали, они становились ритуальными убийцами.
Служение черной богине было тайным, и в обыденной жизни ничто не указывало на принадлежность индийца к тхагам: он мог работать на земле, заниматься коммерцией и даже служить чиновником – а свободное время посвящал служению Кали.
Тем более, что жертвоприношения черной богине совершались не круглый год, а только с осени до следующей весны. За этот «сезон» каждая община тхагов (а всего их насчитывалось до нескольких сотен) уничтожала не менее тысячи человек.
Общее количество жертв ритуальных убийц вычислить невозможно, примерное количество в два миллиона человек называет лишь «Книга рекордов Гиннеса».
Интересный факт: каждый член секты вел счет количеству своих убийств, и должен был набрать определенное число жертв для достойного перерождения в следующей жизни.
Разумеется, тхаги не брезговали принимать на убийства и специальные заказы. Их услуги стоили недешево, но к ним нередко прибегали и правители, и высокопоставленные чиновники, и богатые торговцы, желавшие устранить конкурентов.
Все эти скрытые покровители превращали и без того опасную религиозную секту в политического игрока, с которым приходилось считаться сильным мира сего.
Исчезающий след
Первую попытку совладать с «детьми Кали» предпринял в середине XIV столетия делийский султан. По его приказу схватили всех тугов и приговорили их к смертной казни.
Что случилось затем – история умалчивает, но членов секты помиловали и просто выслали за пределы княжества. Должно быть, султану привели очень веские причины, по которым он должен был отменить казнь тхагов.
Несколько столетий после «делийского инцидента» сектанты безбоязненно приносили Кали свои бескровные жертвы на всех индийских дорогах.
К началу XIX века банды тхагов окончательно исчерпали терпение английских колонизаторов, желавших сделать территорию покоренной страны более безопасной для работников Ост-Индской торговой компании и других европейцев, решавшихся путешествовать по Индии.
Беспокойство англичан было понятно: только за 1812 год на индийских дорогах без всякого следа пропало около 40 тысяч человек.
Генерал-губернатор Индии лорд Бентинк, заручившись поддержкой военных, с 1831 по 1837 годы провел несколько крупных операций по выявлению и поимке опасных сектантов.
За это время удалось арестовать почти 3300 тхагов, из них четыре сотни тут же казнили, а остальных отправили за решетку. Все арестанты охотно и без страха признавались в массовых убийствах.
Один из тхагов по имени Бехрам с гордостью объявил, что собственноручно отправил в пищу Кали более 900 жертв. Опасаясь, что такого «полезного» члена сообщества попытаются спасти из заключения, англичане спешно отправили «героя» на виселицу.
Бехрам попал на страницу уже упомянутой «Книги рекордов Гиннеса» как самый крупный серийный убийца в истории.
После массовой расправы с тхагами, они прекратили действовать открыто, но не исчезли совсем. Время от времени убийства, совершенные по их канонам до сих пор происходят в разных уголках Индии.
Газетчики склонны приписывать эти преступления обычным бандам, старающимся походить на легендарных сектантов. Но знатоки утверждают, что дети Кали на самом деле существуют и сегодня, разве что известно о них лишь немногим.
Екатерина Кравцова