Классический рок трудно назвать даром небес: он выкован на земле методом проб и ошибок, подчас гениальных. «Роллинг Стоунз» – одни из его создателей, которые в шестидесятые были настоящими модернистами. Роллингам подражали, на них ориентировались, и даже отдельные песни Мика и Кита открывали целые направления в современной музыке.
У каждой великой рок-группы есть хотя бы полдюжины вещей, которые считаются визитными карточками. Без них обычно не обходится ни один концерт или сборник хитов. В случае с роллингами таких композиций гораздо больше, но и среди них есть бриллианты первой величины. Jumpin' Jack Flash – один из таких драгоценных камней.
«Чёрт, ну что за вещь! Все мои таланты, собранные в кучу… Flash – это же фактически Satisfaction наоборот», – вспоминает Кит Ричардс в своей биографии «Жизнь».
Скорее, логическое продолжение знаменитой Satisfaction. В начале 1968-го роллинги вырвались из психоделического плена, сменили продюсера и, как в старые добрые времена, стали диктовать моду, а не следовать ей. На смену ситарам, маримбам, дульцимерам и клавесинам пришёл жёсткий риффовый рок. Новую музыкальную моду группа задала композицией, вошедшей в сингл, который увидел свет в Британии 24 мая 1968 года. Песня на первой стороне пластиночки называлась Jumpin' Jack Flash, что можно перевести как «Отблеск Джека-попрыгунчика», на обороте – «Дитя Луны», очередная ода Мика его музе Марианне Фэйтфулл. Эту эффектную балладу с духовыми, в которой Кит Ричардс демонстрировал игру на гитаре свободной настройки, всё больше теряющий авторитет у коллег Брайан Джонс видел новым хитом группы. Но победил «Джек-попрыгунчик», благодаря которому новая пластинка не только ворвалась в хит-парады, но и стала настоящей вехой в творчестве «Стоунз».
Jumpin' Jack Flash определил звучание группы на годы вперёд. Едкий, почти издевательский и довольно агрессивный вокал Джаггера, который поддерживают жёсткая ритм-секция и чёткий рифф лид-гитары, возвестили о наступлении эры классического хард-рока. Пусть его изобрели не роллинги, однако именно они ввели на него моду. Буквально одной композицией, так врезавшей по сознанию молодых музыкантов по обе стороны Атлантики, что гитарные риффы стали неотъемлемой частью десятков групп конца 60-х. Подражать после этого стали не сложным до противоречивости «Крим» или Хендриксу, – нахальный и простой до гениальности «Джек-попрыгунчик» будоражил, вызывал зависть и вполне понятное желание переплюнуть его авторов. Должно быть, песню неоднократно прокручивали будущие участники «Дип Пёрпл», «Лед Зеппелин» и «Назарет», а для юных братьев Янг из ещё не созданной AC/DC она стала главной путеводной нитью всего творчества.
Песня о непотопляемом парне, родившемся под перекрёстным огнём, кометой пронеслась по небосклону рока. Её любят до сих пор, практически ни один концерт «Стоунз» не обходится без «Джека», и это понятно. В истории рока много ярких композиций, но далеко не все они способны так лаконично обозначить буйную энергию, мощь и мифологию рок-н-ролла. Jumpin' Jack Flash стал для роллингов прыжком выше головы. Впрочем, к кульбитам Мику с компанией было не привыкать.
Дмитрий Емельянов