470 подписчиков

Игорь Растеряев о книге и спектакле «Это чё за балаган?»

287 прочитали

Новость о том, что 17 декабря на сцене петербургского музыкального театра «Зазеркалье» состоится премьера спектакля Игоря Растеряева «Это чё за балаган?» стала для многих приятной неожиданностью, ведь для большинства Игорь известен как музыкант, виртуозно владеющий игрой на гармони, а также автор и исполнитель песен, давно получивших статус «народные».

Мало кто знает, что Игорь имеет театральное образование и до своей музыкальной карьеры он более 10 лет был актёром Санкт-Петербургского театра «Буфф», сыграв, помимо этого, несколько эпизодических ролей в кино.

Его возвращению на театральную сцену поспособствовала новая глава в творческой жизни артиста — в день премьеры спектакля «Это чё за балаган?» будет представлена и одноименная книга — повесть о жизни современной «российской деревни», о которой в последний раз в литературе упоминалось больше полувека назад в произведениях Шолохова и Шукшина.

«Каждое лето с самого детства проводил на реке Медведица в Волгоградской области. Меня, конечно же, поражал и очень привлекал этот контраст между жизнью в городе и жизнью в деревне. Я ездил в соседние хутора и записывал казачьи песни, а еще включал диктофон и записывал разговоры местных жителей, изучая и впитывая присущую только им манеру речи, их мысли, слова и выражения.

Тема жизни современной, сегодняшней российской деревни мало освещена в актуальной литературе, кино и театре. И я решил написать книгу, в которой бы смог описать сегодняшний быт людей, живущих далеко от мегаполисов, среди живописных мест Южной России. Получилась очень лиричная и правдивая книжка о жизни простых людей — моих друзей, их судьбах и историях.

На сбор материалов и написание книги ушло больше 20 лет. Иллюстрации к ней я начал рисовать году в 2002, и их эксклюзивность состоит том, что я собственноручно закрашивал черной ручкой все страницы.

Выпустить книгу раньше мне мешали моя работа в театре и последующая музыкальная деятельность. Но я рад, что так вышло, потому что изначально книга планировалась как сборник весёлых казачьих баек, которые любил рассказывать мой старший товарищ, запивая всё это дело водкой и закусывая толстым куском сала.

Сейчас я, повзрослев, совсем иначе смотрю на те события, о которых писал когда-то. Время их дополнило и раскрыло, показав другие, невидимые мне ранее стороны. Теперь кто-то из моих приятелей уже умер от водки, кто-то уехал в город, а я смог увидеть, как изменилась и во что превратилась русская деревня за эти 20-25 лет.

В итоге байки и рассказы в этой книге ушли на второй план, а на первом оказались мои наблюдения и умозаключения: я смотрю на то, что происходит в родных хуторах и понимаю, что то же самое происходит и во всей стране. И история этой повести, несмотря на то, что прошло уже очень много лет, не теряет своей актуальности.

В своих песнях я тоже пою и рассказываю о родных землях и людях. Но в песнях мелодия всё равно ставит какие-то ограничения, и не всегда удается выразить в тексте всё, что ты действительно хотел бы рассказать. Поэтому мы решили поставить моноспектакль, где я один бы смог полностью раскрыть образы моих персонажей и особенности тех мест, о которых я рассказываю.

Я, конечно, не самый лучший актёр, но кто ещё, кроме меня сможет сыграть моих героев? Ведь я очень долгое время жил с ними, писал о них. Я выучил их язык, манеру речи, их мысли и принципы.

По этой же причине спектакль будет длиться 2,5 часа с антрактом. Просто за меньшее время я не смогу полностью рассказать всю историю: выкинешь одного персонажа – деревня потеряет свою целостность. А если рассказать только про «клоунизм» одного героя, но не показать его хорошей стороны – тоже образ человека распадется.

Я сейчас репетирую и я пытаюсь уловить какую-то присущую только им изюминку. И я понял — помимо диалектов и некоторого количества ненормативной лексики, без которой историю об этих людях нельзя было бы назвать честной — у местных жителей очень своеобразная манера речи, какая-то пограничная. Ты никогда не знаешь и не сможешь понять, когда человек говорит серьезно, а когда шутит. Во мне это тоже присутствует. Наверное, сложно представить это, но вы обязательно это услышите на спектакле.

Объединяет всех моих героев название спектакля и книги. Было много вариантов и мы очень долго искали подходящее название. «Это чё за балаган?» — фраза одного из героев истории, которая к тому же описывает всё то, что творится в книге, ведь все действующие лица там так или иначе дурачатся.

Не обойдется и без гармошки. Для спектакля я буквально за четыре дня написал четыре песни, это беспрецедентный случай. Обычно пишется пара песен раз в полгода. Я делал это потому, что надо. Это очень хорошо, когда тебе что-то нужно и ты себя подгоняешь. А общепринятое мнение, что нужно ждать вдохновения – это миф. Ты в своей лени тогда утонешь.

Вообще дебют в виде двухчасового спектакля, где всех героев играет один человек — сама по себе очень необычная история. Во всём мне помогают друзья и родные — книжку верстала моя сестра, декорации для спектакля делал мой отец — человек с золотыми руками, художник, старый танкист и потомственный казак, которому уже 70 лет. С постановкой спектакля мне помог мой однокурсник — Юрий Евдокимов — человек театра, который подучил меня актёрскому мастерству.

Звуковое и световое сопровождение спектакля мы доверили технической команде Дельфина: светоинженеру Андрею Луканину и звукорежиссёру Александру Майорову.

Для всех нас этот спектакль — совершенно новая история в книге жизни. Я не знаю, кто будет моими зрителями и понравится ли им то, что мы сделали. Но я очень буду стараться».