КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
на тему: «Государственное управление в сфере социальной защиты семьи, материнства и детства в Росийской Федерации»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 5
1.1 Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства 5
1.2 Различные тенденции развития социальной защиты семьи, материнства и детства 8
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 9
2.1 Оценка нормативной базы социальной защиты семьи, материнства и детства 9
2.2 Анализ программ и мероприятий по социальной защите семьи, материнства и детства 12
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА 15
3.1 Основные направления социальной защиты семьи, материнства и детства 15
3.2 Практические меры по эффективности социальной защиты семьи, материнства и детства в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что поддержка семьи, материнства и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная защита семьи, материнства и детства является предметом особого внимания со стороны государства, так как через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и детей гарантируется прирост здорового населения страны. Состояние здоровья матери и ребенка остается важнейших направлений в деятельности Всемирной Организации Здравоохранения(ВОЗ) начиная с 1948 г. В 2005-2007 гг. семейная политика координировалась Правительством РФ через национальные проекты, ориентированные на решение проблем семьи, материнства и детства. Выделяются направления, такие как «современное здравоохранение», «доступное жильё», «качественное образование». 2008 год в России был обьявлен годом семьи.
В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации. В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных входит в число приоритетных проблем здоровья, по причине которых общество несет наибольшие потери. Число женщин, умерших от осложнений беременности и родов, превышает европейский уровень более чем в 2 раза. Проблема сохранения численности населения обостряется из-за недостаточности финансирования национальной системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.
Объект исследования: семья,материнство и детство в Российской Федерации.
Предмет исследования: развитие системы социальной защиты семьи, материнства и детства.
Целью: курсовой работы является исследование социальной защиты семьи,материнства и детства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства.
- охарактеризовать различные направления развития социальной защиты семьи, материнства и детства.
- оценить нормативную базу социальной защиты семьи, материнства и детства на современном этапе.
- проанализировать программы и мероприятия по социальной защите семьи,материнства и детства.
- обозначить основные проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства.
- разработать направления развития социальной защиты семьи, материнства и детства в России.
Заключение Данное исследования заключается в возможности применения результатов курсовой работы в разработке программы по защите семьи,материнства и детства на государственном или муниципальном уровне.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
1.1 Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства
В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство,а также семья находятся под защитой государства. Это означает, что семья, брак, рождение детей считается не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.На данный момент в Росийской Федерации только одна третья новорожденных могут быть признаны здоровыми. Каждый третий новорожденный имеет различные болезни, а так же отклонения в состоянии здоровья.
Серьезным показателем ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время инвалидами являются дети в возрасте до 18 лет включительно.
В настоящие время в Российской Федерации характерно увеличилось число граждан, находящихся в неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи группы риска, семьи с детьми инвалидами.А также расширились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду, растет число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.
Материнство – это категория граждан, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу. В российском законодательстве не дается четкого определения женщины, однако в Конвенции МОТ № 103 Об охране материнства ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает лицо женского национальности, независимо от возраста, пола, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке.
Мать и отец имеют равные права и обязанности по отношению к детям, и поэтому в ст. 38 Конституции РФ «материнство» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, а также родов и кормления. Социальное значение материнства и отцовства – это роль обоих родителей в семье и в воспитании детей они равноправны и необходимы для полноценного роста и развития ребенка в семье.
Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста совершеннолетия (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этого возраста лицо считается полностью дееспособным, взрослым.
Понятие «семья» является ключевой, составляющей базой семейных правоотношений. Понятие семьи носит социологический характер. Семья-это свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.
В правовых актах, а также в Семейном Кодексе РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах, семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства.
Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой ,бабушкой и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом, мачехой и пасынками ,падчерицами, а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми. При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в Семейном Кодексе РФ случаях и при наличии условий, им установленных.
Семейные правоотношения –это отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует такой вид общественных отношений – которые возникают между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.
Можно сделать вывод,что семья,материнство и детство представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Охрана семьи, материнства и детства – это созданные государством условий, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Социальная защита семьи, материнства и детства - это помощь, предоставляемая государством и частными организациями.Таким категория граждан как: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, детям- инвалидам, родителям-инвалидам и т.д.
Социальная защита семьи,материнства и детства это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты семьи, материнства и детства, поддержки социально- уязвимых слоев населения. Она включает в себя:
1) Социальное обеспечение, создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.
К социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей, бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.
2) Социальные гарантии, которые определяют предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда).
В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;
- пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет и др.
3) Социальное страхование – это защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.
4) Социальная помощь предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи:
1) дети;
2) подростки;
3) неполные семьи и пр.
Субъекты социальной работы –это те организации и люди, которые ведут эту работу.
Государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты.
Общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др.
Благотворительные организации и общества милосердия ,такие как Красный крест и Красный Полумесяц.
1.2 Различные направления развития социальной защиты материнства и детства
Система социальной защиты семьи, материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.
Меры финансовой поддержки включают:
1) единую систему государственных пособий и выплат, в которую входят денежные пособия, выплаты, компенсации, выплачиваемые через системы обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения, личного страхования;
2) политику доходов, восполняющую утраченые или недополученные заработок семей с детьми через налоговые льготы;
3) управление средствами материнского капитала.
Меры нефинансовой поддержки включают в себя две группы: Имущественные и иные интересы всех семей с детьми:
1) оказание медицинских услуг;
2) меры по стимулированию рождаемости и профилактике заболеваемости;
3) предоставление отпусков согласно законодательству о труде;
Имущественные и иные интересы определенных категорий семей с детьми и детей-сирот:
особые формы социальной помощи разным категориям семей с детьми: многодетным семьям; семьям, имеющим детей- инвалидов; малообеспеченным семьям; неполным семьям; семьям при потере кормильца; семьям при усыновлении, установлении опеки или попечительства, принятия ребенка в приемную семью, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Деятельность государства по защите семьи, материнства и детства можно разделить на три группы:
Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;
Создаются институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;
Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, изменяються в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом , поскольку защита семьи,материнства и детства – феномен динамичный, развивающийся.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ,МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИИ
2.1 оценка нормативной базы социальной защиты семьи,материнства и детства
Ребенок и мать – это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов.Законодательство предусмотрело определенные нормы, позволяющие до рождения, женщине защищать интересы свои и ребёнка. Можно сказать, что беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность предоставляЕТ брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е.дает возможность сделать это досрочно, даже в день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы позволяют ребеноку родиться и рости в юридически оформленной семье.
Нормативную базу социальной защиты семьи,материнства и детства составляют следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон №207-ФЗ от 5 декабря 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющим детей» и Постановление Правительства № 865 от 30 декабря 2006 г. «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» предусматривают следующие изменения в отношении выплаты ряда детских пособий.
· Предоставляется право получения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет матерям, либо отцам, либо другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, но не подлежащим обязательному социальному страхованию. Устанавливаются следующие минимальные размеры пособия: 1 500 рублей при уходе за первым ребенком, 3 000 рублей при уходе за вторым ребенком и последующими детьми.
· Изменяется порядок исчисления размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет для матерей, либо отцов, либо других родственников, фактически осуществляющих уход за ребенком и подлежащих обязательному социальному страхованию. Пособие устанавливается в размере 40% от среднего заработка по месту работы или службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом законопроектом оговаривается, что минимальный размер пособия не может быть ниже 1 500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей в период отпуска по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с применением этих коэффициентов.
· Устанавливается новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое будет иметь один из усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей,- в размере 8000 рублей, что соответствует размеру единовременного пособия, выплачиваемого в настоящее время при рождении ребенка. Постановлением Правительства № 847 от 30 декабря 2007 г. утверждены правила предоставления субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью[25].
· Внесены соответствующие поправки в статью 18 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[26]. Закон сохраняет льготное исчисление пособий для чернобыльцев в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет.
2. Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей»[27] и Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»[28] установили дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. С 1 января 2010 года материнский капитал составляет 343278 рублей. Он предусмотрен женщине, родившей или усыновившей второго (третьего и последующего) ребенка. Капитал будет выдаваться женщине независимо от даты рождения первого ребенка, но только один раз. Ребенок, которому предоставляется капитал, должен иметь российское гражданство. Капитал будет предоставляться женщине на основании заявления в Пенсионный фонд. По прошествии 60 дней, которые потребуются на проверку факта рождения или усыновления ребенка, женщина получит специальный сертификат на использование материнского капитала. В случае смерти матери либо лишения ее родительских прав материнским капиталом сможет распоряжаться отец ребенка вне зависимости от его гражданства. Право распоряжаться капиталом будет предоставлено при достижении ребенком 3 лет или по прошествии 3 лет с момента усыновления. Использовать эти деньги матери смогут по трем направлениям:
- на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования;
- на все виды образования, включая плату за дополнительные услуги, предоставляемые образовательным учреждением;
- на накопительную часть пенсии.
Семья может использовать материнский капитал по частям, направляя на те или иные нужды. К примеру, средства на обучение детей могут быть использованы до достижения ими 25-летнего возраста, и мать имеет право потратить деньги на образование любого из детей по своему усмотрению.
Также приняты поправки в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ, согласно которым суммы материнского капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер господдержки семей, имеющих детей, освобождаются от налогообложения на доходы физических лиц. При этом отмечается, что средства материнского капитала не являются обычными государственными пособиями, выплатами или компенсациями и потому не подлежат налогообложению. Кроме того, статьи 219 и 220 Налогового кодекса РФ дополняются положениями о том, что налоговые вычеты не применяются в случае, если средства капитала направлены на обучение, строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли в ней.
3. Вопрос введения компенсационных выплат родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении находится в ведении региональных и муниципальных бюджетов. Постановление Правительства Российской Федерации №846 от 30 декабря 2006 г.[29] "О порядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" определяет правила предоставления субсидий на эти цели бюджетам субъектов Российской Федерации. Размер компенсации рассчитывается исходя из среднего размера расходов на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении в данном регионе РФ.
Компенсация начисляется только на тех детей дошкольного возраста, которые посещают дошкольные учреждения. Если это первый ребенок в семье, компенсация составит 20% от среднего уровня расходов на содержание одного ребенка в регионе, если второй - 50%, если третий и последующие - 70%.
4. В послании Президента РФ[30] развитие семейных форм устройства детей-сирот также отнесено к числу приоритетных мер поддержки материнства и детства. Данные меры социальной защиты финансируются за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Однако Постановлением Правительства № 842 от 30 декабря 2006 г. «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»[31] предусмотрены правила предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели. Размер выплат на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4 000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей - не менее 2 500 рублей в месяц.
2.2 АНАЛИЗ ПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СЕМЬИ,МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
В связи с рождением и воспитанием детей семьи сталкиваются с риском снижения среднедушевого семейного дохода. На данный момент большое количество детей живет в семьях с низкими доходами, особенно если это многодетные семьи,что приводит к несоответствию уровня жизни установленным социальным стандартам даже на уровне прожиточного минимума.
Гавную роль в решении задач, стоящих в области социальной защиты семьи, материнства и детства играют национальные проекты. В числе их задач:
1) увеличение рождаемости для достижения устойчивого прироста населения;
2) поддержание состояния здоровья рожденных детей;
3) снижение материнской и младенческой смерти;
4) поддержание уровня жизни беременных женщин и семей с детьми;
5) формирование общественного мнения в пользу здорового образа жизни для сохранения здоровья будущих поколений.
Экономическое роль социальной защиты семьи, материнства и детства заключается в перераспределении национального дохода в целях обеспечения условий для рождения здорового потомства и поддержания достигнутого уровня жизни семей, ухудшающегося с рождением детей.
Цель социальной защиты семьи, материнства и детства – защита материального уровня и качества жизни женщин в период материнства и семей с детьми, а также сохранение здоровья.
Предметом социальной защиты семьи, материнства и детства являются экономические отношения по поводу сохранения, восстановления либо улучшения достигнутого материального уровня и качества жизни матерей и семей с детьми.
Эленемты входящие в структуру экономической роли социальной защиты семьи, материнства и детства,приведены в таблице 1;
Субъектами социальной защиты семьи, материнства и детства, обеспечивающими эту защиту, являются:
1) государство в лице органов социальной защиты населения;
2) профессиональные союзы;
3) политические и общественные объединения;
4) комерческие,благотворительные и религиозные организации.
Объектами социальной защиты семьи, материнства и детства являются:
1) жизнь и здоровье матерей и новорожденных;
2) имущественные интересы будущих матерей и семей с детьми, страдающие от действия различных рисков.
Элементами системы социальной защиты семьи, материнства и детства являются:
1) обязательное социальное страхование;
2) государственное социальное обеспечени;
3) добровольное личное страхование;
4) самофинансирование;
5) налоговые льготы;
6) передачу целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда РФ.
Каждый элемент системы реализуется через определенные меры финансовой и иной поддержки матерей и семей с детьми.
Элементы отличаются финансовым механизмом, уровнем перераспределения дохода семей с детьми, а также степенью их защиты.
Меры финансовой и иной поддержки семей, имеющих детей основаны на социально-экономических и правовых отношениях, возникающих по поводу компенсации прямых и косвенных потерь, связанных со снижением или недополучением семейного дохода и дополнительными затратами при появлении ребенка в семье. Эти меры могут финансироваться как за счет системы государственных финансов, основанных на перераспределении национального дохода (различные выплаты и пособия), так и из личных сбережений.
Современное состояние системы социальной защиты семьи, материнства и детства характеризуется данными о состоянии здоровья матерей и детей. В России сохраняется устойчивая тенденция к повышению заболеваемости от осложнений беременности, родов и послеродового периода. Растет распространенность бесплодия. Значительная часть родов осложнена заболеваниями. Существенно возросло число родов, осложненных анемией, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, поздним токсикозом, различными нарушениями родовой деятельности.
Рис. 2.1 - Классификация рисков, угрожающих беременным женщинам, матерям и семьям с детьми
В зависимости от элементов выделяются следующие источники финансирования системы:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) средства внебюджетных Фонда социального страхования и Пенсионного Фонда РФ;
4) средства предприятий и личные средства граждан.
Классификация существующих мер финансовой поддержки матерей и семей с детьми:
1) периодичность выплат (единовременные, периодические, постоянные);
2) формы выплат (денежная, натуральная, оплата социальных услуг);
3) методы определения размеров выплат (фиксированные и расчетные).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РОССИИ
3.1 основные проблемы социальной защиты материнства и детства
Неблагоприятные тенденции демографического развития России, проявившиеся, в первую очередь, в сокращении численности населения в целом (за последние пять лет в среднем на 700,000 человек в год), и численности детского населения (за последние пять лет в среднем на 1 млн. чел. в год), предопределили важность решения проблем рождаемости и увеличения уровня жизни семей с детьми. Поощрение семей в рождении детей и повышение уровня рождаемости становится основным государственным приоритетом.
Одним из основных препятствий в рождении большего количества детей являются экономические трудности. Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне. В результате, семьи с детьми имеют риск бедности, двукратно превышающий среднероссийский показатель.
Не смотря на то, что в последние годы наблюдаются позитивные изменения показателей рождаемости, однако тенденция сокращения численности населения остается прежней
График тенденции развития демографического показателя
Анализ демографических тенденций указывает на то, что низкий уровень рождаемости в сочетании с высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, уже в ближайшее время станет важным фактором, лимитирующим дальнейший экономический рост. Этот эффект будет дополняться увеличением доли взрослых, воспитанных в детских домах и интернатах, чей потенциал с точки зрения вклада в социально-экономическое развитие сильно снижен из-за отсутствия семейного воспитания.
Повышение безопасности, качества окружающей среды и здравоохранения и, прежде всего, превентивные меры в области охраны здоровья и стимулирования здорового образа жизни, могут в значительной мере способствовать приостановке сокращения численности населения и, что не менее важно, сохранению существующего человеческого капитала и увеличению вклада молодого поколения в социальное развитие и экономический рост.
С другой стороны, снижение уровня рождаемости - это проблема, которая характерна не только для России, но и для других развитых стран, многие из которых предпринимали попытки бороться с данной проблемой с разной степенью успеха. Опыт этих стран может быть полезен России при выборе адекватных мер в области повышения рождаемости.
Новая социальная политика предлагает ощутимые меры поддержки детей только в возрасте до 1,5 лет. При этом ежемесячные пособия на детей из малообеспеченных семей в возрасте до 16(18 лет) составляют не более 4% от прожиточного минимума ребенка. Следовательно, если по истечении полутора лет после рождения ребенка женщина не найдет работу с размером оплаты труда выше среднего уровня, то даже при наличии работающего мужа такая семья в большинстве случаев окажется среди малообеспеченных.
Ситуация очевидно усугубляется, если речь идет о неполной семье.
Проведенный анализ позволил выделить следующие факторы, способствующие бедности:
1) наличие в семье работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;
2) высокая детская иждивенческая нагрузка (когда на двух трудоспособных приходится более одного ребенка);
3) наличие пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума;
4) отсутствие работы у трудоспособных, которые ищут работу;
5) выход трудоспособных граждан из состава экономически активного населения (не работают, не учатся, не получают пенсию и не ищут работу).
Меры государственной политики, направленные на повышение уровня жизни семей с детьми, в первую очередь, должны быть связаны с преодолением проблем, сложившихся на рынке труда: сокращение широкой распространенности низкой заработной платы и содействие в трудоустройстве тем, кто ищет работу.
Наряду с доходной обеспеченностью, жилищные условия являются важной составляющей уровня жизни, и именно плохие жилищные условия семьи наиболее часто в России называют в качестве причины, по которой отказываются от рождения детей.
Действительно, подавляющее большинство российских семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий: испытывают потребность в дополнительных метрах площади, сталкиваются с отсутствием доступа к базовым коммунальным услугам.
В России риск бедности среди детей, практически в 2 раза превышает среднероссийский уровень. Наиболее уязвимы дети в возрасте до 7 лет. Маленькие дети (до полутора лет) являются самой уязвимой группой, следовательно, адресат первоочередных мер поддержки в инициативах Президента и Правительства РФ определен правильно. Вместе с тем, очевидно и то, что у более старших возрастных групп детей показатели уровня жизни не намного выше, и проблема повышения доходной обеспеченности всего детского населения продолжает оставаться актуальной. Кроме того, именно дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют максимальный риск бедности, но именно в этот период прекращают действие большинство значимых мер государственной поддержки, делегированных семьям с детьми.
Новое пособие по уходу за ребенком достигло уровня, рассматриваемого значимым для принятия решения о рождении детей в случае наличия в семье материальных сложностей. Но если рост пособия по уходу за детьми в возрасте до полутора лет не будет поддержан адекватными мерами, обеспечивающими социальную поддержку для малообеспеченных семей с детьми на более длительный период времени (до достижения детьми возраста 15-18 лет), то позитивное влияние на рождаемость, обусловленное ростом пособия по уходу за ребенком до полутора лет, может оказаться кратковременным.
Если бы удалось преодолеть региональную дифференциацию в уровне пособия, предоставляемого бедным семьям с детьми в возрасте до 16(18) лет, подняв его до уровня минимального размера пособия, выплачиваемого по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (1,500 руб.), то уровень бедности среди детей сократился бы практически в 2 раза: с 21,5% до 13%. Очевидно, что в данном случае увеличивается стоимость рассматриваемой социальной программы поддержки детей, но эти расходы составляют только 0,5% от прогнозируемых доходов населения в 2007 году. Двукратное снижение бедности среди детей является значимой целью, которая может быть достигнута при помощи государственных социальных программ. Также очевидно положительное влияние такой политики на благосостояние детей, стабильность в семье и существующий уровень институционализации детей. В будущем это повлияет на экономический потенциал России.
Меры политики, призванные обеспечить повышение уровня жизни для малообеспеченных семей с детьми, также должны быть направлены на преодоление проблем, доминирующих на рынке труда. Речь идет о широко распространенной низкооплачиваемой занятости и безработице, особенно среди молодежи. Политика содействия занятости должна быть дружественной для семьи с детьми.
В целом, международный опыт показывает, что политика, направленная на поддержку семей имеет определенное положительное влияние на уровень рождаемости, особенно в том случае, если:
1) существующие пособия являются существенными на фоне общего дохода семьи;
2) гарантируют ребенку минимально приемлемый уровень потребления на протяжении длительного периода жизненного цикла (например, до возраста 14-18 лет).
Говоря об этих мерах в контексте повышения уровня и качества жизни семей с детьми, мы можем сделать некоторые стратегические рекомендации относительно потенциальных вариантов программы, которые могли бы повысить ее эффективность в сфере рождаемости. Часть из них относится к совершенствованию существующих мер, другая часть - к внедрению дополнительных (и часто очень значимых) мер в других сферах.
Одним из дальнейших шагов станут меры совершенствования системы выплат пособий гражданам с детьми, имеющим доходы ниже черты бедности. В данном случае мы говорим о другом пособии - ежемесячном пособии для детей в возрасте до 16(18) лет из малообеспеченных семей
Международный опыт показывает, что использование в качестве инструмента, способного позитивно повлиять на рост рождаемости и уровня жизни семей с детьми только пособий неправильно. Они должны дополняться комплексом мер «устойчивой поддержки» семьи в других сферах, прежде всего, в сфере занятости женщин и создании дружественной общественной атмосферы для семей с детьми. В целом, уровень рождаемости оказывается ниже в тех странах, где высок уровень безработицы среди молодых людей, а также там, где рынок труда является, или считается, рискованным.
Требуется комплекс мер, с одной стороны, способствующих развитию стратегий самообеспечения для семей с детьми, с другой стороны, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки в сфере занятости. Оплачиваемую занятость обеспечивают частные предприятия, бюджетные организации, государственные учреждения, а также неформальный сектор экономики. Принимая во внимание стратегическую цель создания высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение качества оплаты труда и возможностей для реализации репродуктивных намерений населения. В частности речь идет о политике повышения минимальной оплаты труда, расширении сферы услуг по уходу за детьми и развитии нестандартных стратегий занятости в рамках формальных экономических отношений.
Комплекс мер, направленных на повышение доступности программ государственной поддержки в сфере занятости, должен включать следующие меры:
Объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных из уязвимых групп. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах.
Попадание многодетных и неполных семей в приоритетную группу при устройстве детей в детские дошкольные учреждения и на режим продленного дня в школе.
3.2 направления развития социальной защиты семьи, материнства и детства в россии
Для повышения уровня социальной политики защиты семьи, материнства и детства в России необходимо разработать стратегию, ориентированную на их социальную защиту.
Стратегия необходима для создания условий, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.
Целью стратегии является – повышения уровеня социальной защиты семьи, материнства и детства.
Основные задачи Стратегии:
1) Создать благоприятные условия для рождения и здорового развития детей, доступность высококвалифицированной медицинской помощи для каждого ребенка;
2) Реализация права каждого ребенка на семью и всесторонняя поддержка семей с детьми – экономическая, социальная, информационно-культурная;
3) Обеспечение прав, интересов и потребностей развития каждого ребенка в системе образования и культурной среде;
4) Эффективная социализация подрастающего поколения посредством его включения в общественно значимую деятельность и процесс принятия решений относительно своего будущего, будущего своей семьи и своего города;
5) Социальная поддержка, реабилитация и адаптация детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: проживающих в социально неблагополучных семьях, подвергающихся насилию, сексуальной эксплуатации, беспризорных и безнадзорных, ВИЧ-инфицированных, попавших в алкогольную и наркотическую зависимость, совершивших преступления или находящихся в группе риска их совершения.
Целью демографической политики в России на современном этапе является обеспечение наилучших условий для рождения и здорового развития детей, включая благоприятную социально-экономическую среду, эффективные технологии здравоохранения и позитивный социально-психологический климат.
Основными задачами данной политики, решение которых ведет к достижению поставленной цели, выступают:
1) снижение количества абортов, в том числе среди первобеременных;
2) сокращение уровня материнской и младенческой смертности в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и рекомендациями ВОЗ;
3) повышение суммарного коэффициента рождаемости в 1,5–1,6 раза, прежде всего, за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
4) Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
5) Ценности, связанные с семьей и рождением детей, создание условий для повышения социального престижа материнства и отцовства.
6) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; формирование в общественном сознании, в том числе в сознании молодежи и подрастающего поколения, системы
7) обеспечение высокого качества жизни в городской среде для беременных, в том числе – работы, отдыха, питания, питания новорожденных;
8) обеспечение качества и доступности родовспоможения, дородовой и родовой помощи, постнатальной терапии, лечения бесплодия и охраны репродуктивного здоровья;
9) формирование системы моральных и материальных стимулов к обзаведению детьми и увеличению количества детей в семье;
10) рост доли женщин, ушедших, по своему желанию, с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, получивших, при необходимости, новую профессию;
11) рост числа женских и семейных консультаций;
12) повышение охвата беременных женщин услугами в сфере санаторно-курортного оздоровления;
13) снижение числа детей, инфицированных матерями вирусом ВИЧ/СПИД, получивших перинатальную профилактику;
14) повышение доли йодированной соли, реализуемой населению через торговую сеть;
15) рост доли женщин, практикующих грудное вскармливание младенцев на протяжении шести месяцев с момента рождения и продолжающих кормления грудью в сочетании с безопасным, соответствующим и адекватным дополнительным питанием в течение первых двух лет жизни ребенка или в течение более длительного срока;
16) рост числа случаев восстановления репродуктивного здоровья, успешного применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе в рамках бесплатных медицинских услуг;
17) фиксируемое социологическими опросами изменение ценностных ориентаций в семейной сфере и репродуктивных установок молодежи в пользу официального заключения брака, обзаведения несколькими детьми, рост престижа семьи, ответственного материнства и отцовства в сознании подрастающего поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержка семьи, материнства и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная защита семьи, материнства и детства является предметом особого внимания со стороны государства, так как через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и детей гарантируется прирост здорового населения страны. Состояние здоровья матери и ребенка остается важнейших направлений в деятельности Всемирной Организации Здравоохранения(ВОЗ) начиная с 1948 г. В 2005-2007 гг. семейная политика координировалась Правительством РФ через национальные проекты, ориентированные на решение проблем семьи, материнства и детства. Выделяются направления, такие как «современное здравоохранение», «доступное жильё», «качественное образование». 2008 год в России был обьявлен годом семьи.
В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации. В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных входит в число приоритетных проблем здоровья, по причине которых общество несет наибольшие потери. Число женщин, умерших от осложнений беременности и родов, превышает европейский уровень более чем в 2 раза. Проблема сохранения численности населения обостряется из-за недостаточности финансирования национальной системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.
В ходе написания курсовой было выяснено, что семья, материнство и детство представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
Защита семьи, материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Система социальной защиты семьи, материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.
Деятельность государства по защите семьи, материнства и детства можно разделить на три пласта:
1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;
2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;
3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.
Проанализировав виды финансовой и нефинансовой поддержки семьи,материнства и детсва в России, в процессе исследования был сделан вывод, что государство старается повысить уровень социальной защиты семьи,материнства и детства, но необходимо совершенствовать и улучшать этот уровень, приближаясь к мировым показателям.
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1).
2. Заключительные замечания комитета по правам ребенка ООН к Третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка от 28 сентября 2005 года.
3. Декларация Тысячелетия ООН и План реализации Декларации Тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 года.
4. Декларация и план действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.
5. Программа действий ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям».
6. Доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) О состоянии здравоохранения в мире, 2005 год «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка», Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ-ДП) и другие документы Всемирной организации здравоохранения.
7. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2006.
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
9. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172).
10. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2008. – СПС «Гарант».
11. Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник. – М.: Фонд НАН, 2003. – 416с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376с.
13. Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. М., 2007.
14. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М.: Проект «Гендерная экспертиза» МЦГИ, 2008.
15. Бородкина О.И., Григорьева И.А. Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей и практические рекомендации. - СПб., 2005.
16. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. — Москва — Тула, 2002. — 71-72с.
17. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 2002. — №№ 7-8. — 23-27с.
18. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. Сборник. — М., 2000.
19. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. -М., 2004.
20. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192с.
21. Вишневский А.Г. Тенденции рождаемости в Российской Федерации в сравнении с другими промышленно развитыми странами. Материалы международного семинара «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы», Москва 14-15 сентября 2006. UNFPA, С. 17.
22. Всероссийская конференция "Равные возможности для инвалидов: проблемы и государственная стратегия" (3-4 октября 2007 г.). ВОИ-Информ. М., 2008.
23. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.
24. Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009. - 561 с.
25. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. – М.: НАН, 2009. – 120с.
26. Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. — М.: НАН, 2009. — 120с.
27. Иванова Н.П., Заводилкина О.В., Бобылева И.А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. — М.: Дом, 2003. — 60с.
28. Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. — М. НИИ Семьи, 1997. — 264с.
29. Информационные материалы о структуре и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов. Авт. Е.Г.Свистунова, О.С.Андреева и др. ЦБНТИ Минтруда России. М., 2006. Вып. 44.
30. Кваша А. Что такое демография. М.: Мысль. – 2007.
31. Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.