Найти тему

Бесконечный спор: Так обычные педали или контактные? Впечатления.

Оглавление

Поставить точку? Не выйдет! Рассказать же о впечатлениях и статистике: с большой охотой!

Начну издалека - как я тряс информацию из знакомых велосипедистов и перечитывал форумы в поисках утвердительного "ЗА" или утвердительного "НЕТ". А их, представьте, нет. На каждые несколько положительных отзывов на контакты - падала капля дёгтя того, кто отчаянно разочаровался в них.

Однако плотину сомнений прорвало - были куплены контактные педальки от Shimano стандарта SPD. Это универсальный стандарт, формально для горных велосипедов. Многие производители велообуви используют шипы под них.

Пожалуй самая распространённая модель.
Пожалуй самая распространённая модель.

На педалях есть регулятор зажима шипа - то, с какой силой нужно выстёгиваться. На старте освоения нужно ставить на минимальное значение - чтобы даже при резком рывке нога высвобождалась. В норме туфля отстёгивается при лёгком повороте стопы.

Вот он, шип, который крепится к туфле.
Вот он, шип, который крепится к туфле.

"Ой, междурядье, узкость - выстегну-ка я ногу на всякий случай". "Ох, светофор - выстегнусь-ка я на всякий случай заранее" и т.п. мысли постоянно мелькают в голове на первых парах.

Первые положительные впечатления о контактах и те, что пришли позже:

1. Упал всего один раз, две недели - подъехав к знакомой компании и за разговорами забыв отцепиться... Именно падений боятся большинство тех, кто думает о контактах. Через месяц в вашей голове будет опыт, в ногах навык. При падениях ботинки выстёгиваются - как на лыжах. Если это не глупые ситуации, когда вы останавливаетесь и тут понимаете, что нога поднимается вместе с шатуном:-) Минимальный зажим потому и нужен - есть шанс резким рывком вверх высвободить туфлю.
Думал, что падений будет больше, чем одно. И то произошедшее по глупости.
2. Полный контроль велосипеда - теперь вы с ним одно целое. Как следствие - прыжки стали доступнее, маневрирование резче, управляемость чётче.
3. Мало кто отмечает - педали очень узкие. Можно в манёвре вкручивать не боясь задеть асфальт. А также стены лифта, лестницы, обои и т.п.
4. Момент внутреннего характера - на контактах чувствуешь себя на ступеньку выше как велосипедист. Это вроде билета в премьер лигу.
5. Увеличивается средняя скорость, хоть и не так сильно, как ожидаешь. Молниеносные старты с перекрёстков и подъёмы на крутые горки с уверенной скоростью. Спринтовать становится комфортнее - ведь теперь ты можешь не только жать на педали, но и тянуть их вверх, подключая одни из самых мощных мышц в теле. Это называется - круговое педалирование.
Поддерживать этот тип педалирования постоянно не выйдет - вы слишком быстро устанете. Вот ради резкого ускорения, повышения мощности - легко.
6. Встёгиваться легко, как и выстёгиваться.

7. Ботинки с шипами SPD имеют выемку под них. Поэтому пройтись пешком получится без затруднений. Однако надо помнить - велотуфли - это не кроссовки.

Шип находится заподлицо - позволяя относительно комфортно ходить.
Шип находится заподлицо - позволяя относительно комфортно ходить.

8. Для меня важно, чтобы нога фиксировалась на педали чётко и стартуя с перекрёстка не было нужды вновь ловить удобное положение - контактные педали снимают этот вопрос.
9. В дождь ботинок не соскальзывает, при сложном рельефе ноги предательски не слетают.

Существуют и минусы:

1. Для меня самый главный минус: При маневрировании между бортами машин может возникнуть ситуация, когда возможно падение - в узком пространстве и при резком торможении. За несколько лет такого не случалось - однако в голове сидит такая фобия.
2. Зимой возможны резкие заносы на прямых, казалось бы, участках. Когда выезжаешь на свежий лёд припорошенный мягким снежком, например. Не успеешь выстегнуться - обидное падение. Которое в равной степени может произойти и на обычных педалях, но шансов упасть на ноги будет куда больше с топталками.
3. Дорогие велотуфли.
Конечно, они прослужат не один сезон...

С туфлями есть нюанс влияющий на стоимость (один из) и самый видимый - застёжки. Есть четыре различные системы (или их комбинации), используемые для затягивания велосипедных туфель: ремешки на липучках, ремешки с микрометрическими застёжками-трещётками, «шнуровка» с микрометрическим колёсиком-храповичком и обычные шнурки.

Сверху трещётка - плотно фиксирующая ногу и с лёгкостью регулируемая на ходу.
Сверху трещётка - плотно фиксирующая ногу и с лёгкостью регулируемая на ходу.

Самый дешёвый вариант с липучками - приобретать обувь только на них я бы очень не советовал, только в комбинации. Старые добрые шнурки в этом случае отличная альтернатива - ибо дёшевые, не хуже трещёток и колёсика в фиксировании ноги. Но не так удобны в эксплуатации.

Что же топталки - знакомые с детства обычные педали?

Популярность простых педалей не угаснет никогда, а правильно подобранные - будут радовать глаз и ноги.

Не стоит экономить и ездить на тех, что шли в комплекте с велосипедом. Чаще всего даже с дорогими велосипедами идут стоковые топталки (и седло), потому что такие аксессуары сугубо индивидуальны - меняются сразу на привычные.

Обратите внимание на качество пластика или алюминия, наличие промподшипника (он значительно облегчит жизнь) и наличие шиповки, других неровностей на педалях. Помню на советских стояли широкие резинки - не дававшие обуви скользить.

Свои нынешние я покупал на Али Экспресс.

"Гусиные лапки"
"Гусиные лапки"

Отличная альтернатива брендам за вменяемые деньги. Масса педалей составила в сумме 250 грамм. Руки незнающие покоя разобрали их, убедившись в наличии трёх промов и плохой сборкой левой педали... Внутри была алюминиевая стружка и пыль. Ветошь, немного смазки и всё работает как автомат Калашникова. Лето и зиму отслужили у меня. Следующее лето у супруги - полёт штатный, без замечаний.

Специально переставил топталки на место контактов перед написанием статьи - для свежих и объективных наблюдений.

Ощущения следующие: теперь я как все! :-) Как неудобно, как спринтовать, что за пытка каждый раз ловить удобное положение стопы на педали!? Не могу не выстёгиваться перед остановкой - условный рефлекс :-) И так первые 20 минут.

К плюсам, они есть:

1. Выбор любой, ЛЮБОЙ обуви!!!
2. Без тени сомнений манёвры меж набившихся в пробку стальных коробок. Даже при неожиданном падении я успею выставить ногу.
3. Хм, пожалуй всё... Нет! Удобнее балансировать - ожидая зелёный на светофоре.

Минусы вытекают сами собой:

1. Падает (не критично) средняя скорость, потому что становишься не таким резвым на старте. Не можешь мощно спринтовать и вкручивать в горки, как мог бы в контактах.
2. Уже не такой прыгучий, не так чувствуешь велосипед и ноги слетают с педалей при сырой погоде и сложной дороге.
3. Мерзкое чувство, когда ищешь удобное положение стопы после остановки.
4. В крутых поворотах исключено педалирование - педаль в стороне наклона в поднятом положении, чтобы не цеплять асфальт.

Вывод - если ваша езда размерена, как покатушки мотобайкера на дорогом чоппере - то контакты последнее, что нужно. Любите спринтовать, вкручивать по городу или лесу - контакты точно окажутся актуальнее. Да, у них есть незначительные недостатки, их не может не быть там, где есть несомненные достоинства.

Продолжение:

Интересная мысль возникающая в голове:

Может настать такой момент, когда наперерез будет мчать трамвай/танк/Урал лесовоз или ещё что пострашнее. На обычных педалях всегда остаётся возможность спрыгнуть - отдав байк на растерзание судьбе. И я ею пользовался. Привыкнув же к контактным педалям сознание даже не предлагает такое решение: инстинкты подсказывают уходить от удара вместе с велосипедом. Ложиться на асфальт юзом, уходить вдоль движения авто резво выворачивая и т.п. Ситуации принятия критичного решения происходили и решались подобным образом. Ключевое слово - решались!

Стоит помнить и о промежуточном звене эволюции педалей - стрепах и туклипсах.

Ох, разное Гугл выдаёт на запрос стрепы - я же имею ввиду ремни на педалях! Совсем как на детских лыжах: только без резинки на пятку. Туклипсы похожи - только исполнение в пластике или металле.

В определённых субкультурах эта штука пользуется почётом.

В них можно ездить, но зачем, если есть полноценное решение в виде контактов? Существуют и удобные топталки. Не совсем понятно, впрочем каждому своё. Сунуть ногу в любимом кеде в стрепы и почувствовать себя модным часть достоинств контактных педалей и часть достоинств обычной - звучит неплохо, хоть и обильно приправлено минусами тех и других.

Такие они - стрепы!
Такие они - стрепы!

Будет интересно мнение эксплуататоров - ведь лично мне не приходилось ими пользоваться.

На топталках, в стрепах (туклипсах) или контактах - удачи на дорогах, товарищ! Дочитали до конца - буду рад, если подпишитесь!