Поставить точку? Не выйдет! Рассказать же о впечатлениях и статистике: с большой охотой!
Начну издалека - как я тряс информацию из знакомых велосипедистов и перечитывал форумы в поисках утвердительного "ЗА" или утвердительного "НЕТ". А их, представьте, нет. На каждые несколько положительных отзывов на контакты - падала капля дёгтя того, кто отчаянно разочаровался в них.
Однако плотину сомнений прорвало - были куплены контактные педальки от Shimano стандарта SPD. Это универсальный стандарт, формально для горных велосипедов. Многие производители велообуви используют шипы под них.
На педалях есть регулятор зажима шипа - то, с какой силой нужно выстёгиваться. На старте освоения нужно ставить на минимальное значение - чтобы даже при резком рывке нога высвобождалась. В норме туфля отстёгивается при лёгком повороте стопы.
"Ой, междурядье, узкость - выстегну-ка я ногу на всякий случай". "Ох, светофор - выстегнусь-ка я на всякий случай заранее" и т.п. мысли постоянно мелькают в голове на первых парах.
Первые положительные впечатления о контактах и те, что пришли позже:
1. Упал всего один раз, две недели - подъехав к знакомой компании и за разговорами забыв отцепиться... Именно падений боятся большинство тех, кто думает о контактах. Через месяц в вашей голове будет опыт, в ногах навык. При падениях ботинки выстёгиваются - как на лыжах. Если это не глупые ситуации, когда вы останавливаетесь и тут понимаете, что нога поднимается вместе с шатуном:-) Минимальный зажим потому и нужен - есть шанс резким рывком вверх высвободить туфлю.
Думал, что падений будет больше, чем одно. И то произошедшее по глупости.
2. Полный контроль велосипеда - теперь вы с ним одно целое. Как следствие - прыжки стали доступнее, маневрирование резче, управляемость чётче.
3. Мало кто отмечает - педали очень узкие. Можно в манёвре вкручивать не боясь задеть асфальт. А также стены лифта, лестницы, обои и т.п.
4. Момент внутреннего характера - на контактах чувствуешь себя на ступеньку выше как велосипедист. Это вроде билета в премьер лигу.
5. Увеличивается средняя скорость, хоть и не так сильно, как ожидаешь. Молниеносные старты с перекрёстков и подъёмы на крутые горки с уверенной скоростью. Спринтовать становится комфортнее - ведь теперь ты можешь не только жать на педали, но и тянуть их вверх, подключая одни из самых мощных мышц в теле. Это называется - круговое педалирование.
Поддерживать этот тип педалирования постоянно не выйдет - вы слишком быстро устанете. Вот ради резкого ускорения, повышения мощности - легко.
6. Встёгиваться легко, как и выстёгиваться.
7. Ботинки с шипами SPD имеют выемку под них. Поэтому пройтись пешком получится без затруднений. Однако надо помнить - велотуфли - это не кроссовки.
8. Для меня важно, чтобы нога фиксировалась на педали чётко и стартуя с перекрёстка не было нужды вновь ловить удобное положение - контактные педали снимают этот вопрос.
9. В дождь ботинок не соскальзывает, при сложном рельефе ноги предательски не слетают.
Существуют и минусы:
1. Для меня самый главный минус: При маневрировании между бортами машин может возникнуть ситуация, когда возможно падение - в узком пространстве и при резком торможении. За несколько лет такого не случалось - однако в голове сидит такая фобия.
2. Зимой возможны резкие заносы на прямых, казалось бы, участках. Когда выезжаешь на свежий лёд припорошенный мягким снежком, например. Не успеешь выстегнуться - обидное падение. Которое в равной степени может произойти и на обычных педалях, но шансов упасть на ноги будет куда больше с топталками.
3. Дорогие велотуфли.
Конечно, они прослужат не один сезон...
С туфлями есть нюанс влияющий на стоимость (один из) и самый видимый - застёжки. Есть четыре различные системы (или их комбинации), используемые для затягивания велосипедных туфель: ремешки на липучках, ремешки с микрометрическими застёжками-трещётками, «шнуровка» с микрометрическим колёсиком-храповичком и обычные шнурки.
Самый дешёвый вариант с липучками - приобретать обувь только на них я бы очень не советовал, только в комбинации. Старые добрые шнурки в этом случае отличная альтернатива - ибо дёшевые, не хуже трещёток и колёсика в фиксировании ноги. Но не так удобны в эксплуатации.
Что же топталки - знакомые с детства обычные педали?
Популярность простых педалей не угаснет никогда, а правильно подобранные - будут радовать глаз и ноги.
Не стоит экономить и ездить на тех, что шли в комплекте с велосипедом. Чаще всего даже с дорогими велосипедами идут стоковые топталки (и седло), потому что такие аксессуары сугубо индивидуальны - меняются сразу на привычные.
Обратите внимание на качество пластика или алюминия, наличие промподшипника (он значительно облегчит жизнь) и наличие шиповки, других неровностей на педалях. Помню на советских стояли широкие резинки - не дававшие обуви скользить.
Свои нынешние я покупал на Али Экспресс.
Отличная альтернатива брендам за вменяемые деньги. Масса педалей составила в сумме 250 грамм. Руки незнающие покоя разобрали их, убедившись в наличии трёх промов и плохой сборкой левой педали... Внутри была алюминиевая стружка и пыль. Ветошь, немного смазки и всё работает как автомат Калашникова. Лето и зиму отслужили у меня. Следующее лето у супруги - полёт штатный, без замечаний.
Специально переставил топталки на место контактов перед написанием статьи - для свежих и объективных наблюдений.
Ощущения следующие: теперь я как все! :-) Как неудобно, как спринтовать, что за пытка каждый раз ловить удобное положение стопы на педали!? Не могу не выстёгиваться перед остановкой - условный рефлекс :-) И так первые 20 минут.
К плюсам, они есть:
1. Выбор любой, ЛЮБОЙ обуви!!!
2. Без тени сомнений манёвры меж набившихся в пробку стальных коробок. Даже при неожиданном падении я успею выставить ногу.
3. Хм, пожалуй всё... Нет! Удобнее балансировать - ожидая зелёный на светофоре.
Минусы вытекают сами собой:
1. Падает (не критично) средняя скорость, потому что становишься не таким резвым на старте. Не можешь мощно спринтовать и вкручивать в горки, как мог бы в контактах.
2. Уже не такой прыгучий, не так чувствуешь велосипед и ноги слетают с педалей при сырой погоде и сложной дороге.
3. Мерзкое чувство, когда ищешь удобное положение стопы после остановки.
4. В крутых поворотах исключено педалирование - педаль в стороне наклона в поднятом положении, чтобы не цеплять асфальт.
Вывод - если ваша езда размерена, как покатушки мотобайкера на дорогом чоппере - то контакты последнее, что нужно. Любите спринтовать, вкручивать по городу или лесу - контакты точно окажутся актуальнее. Да, у них есть незначительные недостатки, их не может не быть там, где есть несомненные достоинства.
Продолжение:
Интересная мысль возникающая в голове:
Может настать такой момент, когда наперерез будет мчать трамвай/танк/Урал лесовоз или ещё что пострашнее. На обычных педалях всегда остаётся возможность спрыгнуть - отдав байк на растерзание судьбе. И я ею пользовался. Привыкнув же к контактным педалям сознание даже не предлагает такое решение: инстинкты подсказывают уходить от удара вместе с велосипедом. Ложиться на асфальт юзом, уходить вдоль движения авто резво выворачивая и т.п. Ситуации принятия критичного решения происходили и решались подобным образом. Ключевое слово - решались!
Стоит помнить и о промежуточном звене эволюции педалей - стрепах и туклипсах.
Ох, разное Гугл выдаёт на запрос стрепы - я же имею ввиду ремни на педалях! Совсем как на детских лыжах: только без резинки на пятку. Туклипсы похожи - только исполнение в пластике или металле.
В определённых субкультурах эта штука пользуется почётом.
В них можно ездить, но зачем, если есть полноценное решение в виде контактов? Существуют и удобные топталки. Не совсем понятно, впрочем каждому своё. Сунуть ногу в любимом кеде в стрепы и почувствовать себя модным часть достоинств контактных педалей и часть достоинств обычной - звучит неплохо, хоть и обильно приправлено минусами тех и других.
Будет интересно мнение эксплуататоров - ведь лично мне не приходилось ими пользоваться.
На топталках, в стрепах (туклипсах) или контактах - удачи на дорогах, товарищ! Дочитали до конца - буду рад, если подпишитесь!