Норвежский фотограф-пейзажист даёт 7 советов по лесной фотосъёмке

11K прочитали

Даг Оле Нордхауг – норвежский фотограф, который снимает выдающиеся грандиозные пейзажи. По праву его считают маэстро лесной фотографии. Даг Оле умело сочетает настроение, образы и жизнь с лесными сценами. Он долго бродил по лесам вокруг своего родного города Тронхейм и это дало ему большой опыт и навык лесной фотосъёмки.

Съёмка лесных пейзажей требует от фотографа нестандартного мышления. Фотографировать лес достаточно сложно, но, стремясь получать качественные снимки, вы быстро научитесь композиции, а также хорошо изучите возможности своего фотоаппарата.

Лесные пейзажи снимаются по определённым правилам, но это не означает, что вы не сможете привносить в свои работы частичку уникальности и авторского почерка.

Готовые лесные пейзажи встречают тёплый отклик у аудитории социальных сетей, но также они хорошо подходят для распечатки на холсте и создания картин. Часто можно видеть лес и на фотообоях – они успокаивают и придают помещению настроение.

Найти закономерности при съёмке лесных пейзажей может быть очень сложно. Что вы должны искать в кадре? Как должен падать свет на деревья? Прославленный фотограф Даг Оле даст ответы на эти вопросы в серии советов.

Национальный Парк Сёдеросен, Швеция. Сочетание тумана и контрового света нарисовало на снимке божественные лучи, которые огибают стволы деревьев. А ещё листва под ними красиво светится
Национальный Парк Сёдеросен, Швеция. Сочетание тумана и контрового света нарисовало на снимке божественные лучи, которые огибают стволы деревьев. А ещё листва под ними красиво светится

✅ Свет – это всё

Как и в случае с обычным пейзажем свет может усилить вид, а может разрушить его. Даг Оле считает, что очень важно правильно оценить интенсивность, цвет, качество и направление света при лесной фотосъёмке. Однако фотограф отмечает, что лес весьма снисходительно относится к ошибкам по свету.

В то время, когда открытые пейзажи выигрывают от съёмки в золотой час и с небом в кадре, лесные снимки выглядят лучше при полуденном освещении в пасмурную погоду и с полностью исключённом из композиции небе. Серое пасмурное небо и даже ливень создают мягкий свет и упрощают съёмку сцены.

Контровый свет лучше всего использовать весной и осенью, поскольку он идеально подсвечивает красивую пожелтевшую листву. Также съёмка против солнца позволяет максимально закрывать диафрагму без потери яркости снимка и создавать бесконечную глубину резкости.

Мягкий боковой свет хорошо работает на объём деревьев и делает композицию более трёхмерной. Главное – осознавать с каким светом вы работаете, чтобы добиваться максимального результата.

Фотосъёмка леса во время ливня может придать снимку мягкости. Стоит помнить о защите фотоаппарата от влаги
Фотосъёмка леса во время ливня может придать снимку мягкости. Стоит помнить о защите фотоаппарата от влаги

✅ Выбор времени для съёмки

Прямой солнечный свет или жёсткий полуденный свет могут создать засветы на фотографии. Кроме того очень сложно правильно экспонировать снимок, а это, в свою очередь, приведёт к появлению чёрных теней. Пасмурный день позволяет легко избавится от этих проблем.

Однако Даг Оле не имеет в виду, что ясная солнечная погода совершенно не подходит. Просто в таком случае съёмку необходимо начинать на рассвете, пока солнце ещё не встало слишком высоко.

Хорошо снимать в туман, потому что это добавляет глубину в композицию. Идеальный вариант: утренний туман на рассвете, который рассеивается вместе с подъёмом солнца. При таком погоде появляются эффектные световые лучи, которые поднимают средние виды до сказочных высот.

✅ Рекомендации по композиции

О композиции лесных фотографий можно писать целые книги. Как и в случае с открытыми пейзажами важен фокус на предмете, который усиливает кадр. Лучше, если в фокусе будет достопримечательность, но в принципе сгодится что угодно: небольшое озеро, пруд, ручей, дерево, которые выделяются на фоне остальных. Неплохо смотрится яркий папоротник на переднем плане. Словом композиция должна подчёркивать главное на фотографии. Всегда спрашивайте себя: «Что я сейчас фотографирую?», – ответ должен быть конкретным, а не просто: «Лес!»

Даг Оле считает, что при составлении композиции лесных сцен нужно уделять должное внимание краям края. Необходимо всегда смотреть на края видоискателя и думать о том, как объекты в кадре дополняют всю сцену в целом. Не следует включать в кадр яркие предметы, которые отвлекают глаз зрителя от основного объекта съёмки и того, что вы хотите передать. Также постарайтесь не включать в кадр небо (только если оно не передаёт смысла), а также работайте над объёмом и большой глубиной резкости.

На данном снимке фокус сделан сразу на папоротнике и ручье. Если только начинаете учиться лесной фотосъёмке, то начните с одиночного фокуса
На данном снимке фокус сделан сразу на папоротнике и ручье. Если только начинаете учиться лесной фотосъёмке, то начните с одиночного фокуса

✅ Придание снимку глубины

Существенным элементом в композиции леса является глубина. Речь идёт не о глубине резкости, а именно о композиционной глубине. То есть фотокарточка должна нести некий смысл. Когда на неё смотришь не должно казаться, что за пределами кадра нет продолжения. Наоборот, лес должен представляться бесконечным.

Проще всего добавить глубину на снимок просто поместив ключевой объект съёмки в центр кадра и проведя к нему направляющие линии с помощью веток или упавших деревьев на заднем плане.

Если найти направляющие линии не представляется возможным, то добавляйте глубины при помощи света. Например поляны всегда лучше освещены, чем густые леса, поэтому можно строить кадр вокруг светлых участков поляны. Даг Оле поясняет, что снимать необходимо переходом от тёмного к светлому. Если поляна получается на первом плане, а сумрачный лес оказывается на заднем, то эффект будет не очень хорошим.

Съёмка от тёмного к светлому создаёт искусственные направляющие линии при помощи света. На данном снимке мягкий боковой свет способствовал прорисовке объёма стволов
Съёмка от тёмного к светлому создаёт искусственные направляющие линии при помощи света. На данном снимке мягкий боковой свет способствовал прорисовке объёма стволов

✅ Стекинг фокуса

Чего точно делать не нужно в лесной фотосъёмке, так это стекинг фокуса. Не всегда программы качественно справляются со своей задачей, что делает листву и траву двоящейся. Конечно я не призываю полностью открывать диафрагму. Она должна быть прикрыта в любом случае, но следует выбирать разумное значение, чтобы фон всегда получался немного размытым.

✅ Слово об оборудовании

Как и в большинстве видов фотографии оборудование не является самым важны фактором в создании хорошего снимка. Любая современная цифровая камера со сменной оптикой должна справляться с лесной фотосъёмкой.

Однако следует подумать о некоторых аксессуарах. В частности, вам точно понадобится плащ-дождевик и средства для защиты фотоаппарата от дождя. В противном случае с началом ливня вы будете вынуждены прекращать съёмку и время будет безвозвратно утеряно.

Вам определённо потребуется штатив. В лесах часто бывает довольно темно, а ваша диафрагма должна быть закрыта для получения большой глубины резкости. Чтобы не поднимать параметр ISO до небес придётся увеличивать выдержку. Скорее всего, вы не сможете снимать с длинной выдержкой без штатива. Даг Оле имеет опыт съёмки тёмных лесов с экспозицией в несколько секунд. Никакая стабилизация объектива не справится с такой длительной выдержкой.

Обязательно применяйте поляризационный фильтр. Его использование позволит существенно уменьшить влияние бликов и подкорректирует цвета окружающей природы. Этот совет не стоит учитывать, когда вы стремитесь запечатлеть капли на листьях или блики утренней росы. Также следует помнить, что поляризатор крадёт немного света, а это означает, что ваша выдержка станет ещё длиннее.

Никогда не забывайте держать глаза открытыми и искать в окружении мелкие детали. Иногда самые лучшие кадры лежат прямо под вашими ногами. В прямом смысле!
Никогда не забывайте держать глаза открытыми и искать в окружении мелкие детали. Иногда самые лучшие кадры лежат прямо под вашими ногами. В прямом смысле!

✅ Настройки камеры

Вам несомненно потребуется низкой уровень ISO, чтобы избежать лишних шумов, большое число диафрагмы, чтобы получить большую глубину резкости и короткая выдержка, чтобы замораживать движение веток, листьев и травы. Получить такую сложную комбинацию может быть проблематично из-за того, что в лесах темно. Однако есть обходные пути для решения этой задачи.

Даг Оле работает с диафрагмами f/11-f/18, чтобы объекте в кадре были максимально чёткими. При этом приходится жертвовать ISO, чтобы успевать замораживать движение. Сенсоры современных фотоаппаратов позволяют создавать снимки без шумов при ISO 800 и даже 1600. Вы можете попробовать использовать ещё более высокие значения ISO, потому что пёстрые лесные пейзажи сами по себе скрывают шумы.

Если вы оказались на рассвете в туманном лесу, то спешу вас поздравить – вы попали в идеальные условия для фотосъёмки
Если вы оказались на рассвете в туманном лесу, то спешу вас поздравить – вы попали в идеальные условия для фотосъёмки
Спасибо, что прочитали эту статью до конца. Следите за нами, нажав кнопку «Подписаться» и ставьте лайк. Мы рады нашим подписчикам.