Найти тему

Что делать при задержании, избиении, угрозах, требовании разблокировать телефон? Подробные инструкции от правозащитников

Многие участники протестов серьёзно пострадали из-за импульсивных поступков, неграмотного поведения после задержания и правовой некомпетентности. Группа опытных правозащитников составила инструкции, которые могут помочь максимально защитить себя в рамках закона в сложившейся ситуации.

1. Реально оцените свои возможности и попытайтесь найти своё местов протестном движении. Иногда сделанная фотография, звукозапись, отснятый видеоролик, ксерокопия документа и иная информация, предоставленная в независимые СМИ, может иметь более существенное значение, чем открытое участие в пикетировании, демонстрации либо в стычке с силовиками.

2. При участии в протестной акции Вы должны быть психологически готовы к возможному задержанию. «Прокрутите» в голове алгоритм действий, дачи показаний и объяснений, чтобы Вас потом не показывали по госканалам как «кающихся змагароў», что подрывает моральный дух свободных людей.

3. Не совершайте действий, которые имеют незначительный эффект, не причиняют реального ущерба незаконной «власти», но влекут серьёзную уголовную ответственность (публичный срыв либо повреждение красно-зелёного флага, применение насилия к силовикам без возможности убежать и т.д. Сидя в тюрьме никакой пользы «народной Революции» вы не принесёте.

4. При проведении акций необходимо иметь надёжных свидетелей, которые должны фиксировать визуально и на видео (лучше скрытно – из автомобиля, через окна в зданиях и др.) происходящее, чтобы в последствии снять обвинения в нарушениях Закона, которые Вы реально не совершали (в нападении на силовиков, применении Вами заточек и иных предметов), а также задокументировать нарушения законодательства со стороны силовиков.

-2

В настоящее время «власть» и силовики в своих действиях полностью копируют бандитские методы. Единственно правильный способ противостояния им – ни в коем случае не выполнять план действий, который Вам навязывают, сломать их алгоритм. План силовиков следующий:

1. Сразу запугать задержанного, сломить его психологически и унизить физически. Это достигается избиениями, как при задержании, так и после доставки в РУВД, приказами находиться в определённой позе, оскорблениями и т.д. При этом задержанному угрожают длительными сроками заключения, которые совершенно не соответствуют его правонарушению (посадим на 8-15 лет, сгниёшь в тюрьме, расстреляем в лесу и т.д.). Обвиняют его в действиях, которые он заведомо не совершал (якобы угрожал резать детей ОМОНовцев, разобрал водомёт, сжёг дачу Балабы и т.д.) – это делается, чтобы задержанный признался в своих реальных действиях, чтобы снять с себя более тяжкие обвинения (Например - Я дом Балабы не поджигал, а только сделал надпись на подъезде, повесил БЧБ-флаг и т.д.).

2. Вытянуть с задержанного максимум информациии доказательств вины (друзья-помощники, закрытые телеграм-чаты, фото и видео на телефоне). Будут говорить, что все доказательства против него уже собраны, нечего отпираться, его друзья известны, интернет-переписка зафиксирована и т.д. Могут играть в «злого и доброго полицейского» - «зачем тебе ломать свою жизнь, сознайся, разблокируй свой телефон мы только посмотрим, что ты не террорист, получишь по минимуму, отпустим домой до суда, потом дадут штраф, а не арест» и т.д. При этом может производиться постановочная видеосъёмка с несколькими дублями и с участием госСМИ, что незаконно.

3. Заставить задержанного подписатьадминистративный протокол, объяснение, протоколы задержания, допроса, личного обыска и др. с признанием своей вины в совершении административного правонарушения либо уголовного преступления. В нарушение требований законодательства будут стараться не давать на руки копии документов. Зачастую выдвигается условие, если подпишешь - отпустим домой или вызовем скорую помощь, не подпишешь – поедешь в ИВС (т.е. угрозы и шантаж).

4. Не допустить подачи задержанным жалобына применение в отношении него насилия, иных нарушений требований законодательства (будут говорить - никто разбираться по твоей жалобе не будет, нас не накажут, сделаешь себе только хуже и т.д.).

5. При подаче жалобы отказать в её удовлетворениипо формальным либо вымышленным основаниям. Убедить пострадавшего, что жаловаться выше не имеет смысла.

6. Не допустить утечки неблагоприятной для силовиков информациив независимые СМИ, возникновения общественного резонанса (будут угрожать – скажешь кому, посадим в тюрьму, изобьём, заберём детей и т.д.).

-3

Как вести себя при задержании:

1. В обязательном порядке требуйте представиться и показать удостоверение(чтобы можно было прочитать его содержимое) силовика, который Вас задерживает либо даёт указания (пройти в машину, РУВД и т.д.). Если силовик не представился, то по Закону Вы не должны нести ответственность за неповиновение либо сопротивление ему.

2. Если силовик Вам говорит куда-то с ним пройти, уточните свой статус – Вы задержаны, или нет.Если Вас взяли за руку и ведут куда-то – это задержание. При задержании Вы обязаны выполнять законные требования силовиков (проследовать в РУВД, пройти в милицейский автомобиль и т.д.). Если Вас надёжно зафиксировали и убежать нельзя, не оказывайте при задержании силового сопротивления, т.к. это влечёт уголовную ответственность.

3. Если Вы не задержаны, не являетесь лицом без определённого места жительства (имеете при себе документ, удостоверяющий личность), либо лицом с ярко выраженными психическими отклонениями, никто не имеет правапо устной команде заставить Вас посетить орган уголовного преследования. Задержание сроком до 3-х часов для проверки документов лиц, не совершивших правонарушений либо преступлений, не предусмотрено нормами действующего законодательства (подробнее об этом в заключительном блоке). Вас могут пригласить проследовать в РУВД, но Вы можете отказаться.

4. Не выполняйте незаконные требования силовиков– «лечь на землю, мордой в пол, не смотреть, руки на стену, приседать, прыгать, петь песни, выкрикивать лозунги и т.д.». Если начинают бить – садитесь на землю, постарайтесь прикрыть голову и жизненно-важные органы. Силовикам очень удобно избивать людей, когда они лежат либо стоят в неудобных позах с опущенной головой. В этом случае несколько бандитов могут избивать десятки, а то и сотни задержанных (что и происходило 9-11 августа 2020 года в спортзалах и подвалах отделов МВД). Если задержанные не покорны, то на их избиения необходимо затратить в несколько раз больше усилий.

5. При задержании силовики имеют законное право Вас обыскать, осмотреть и изъять находящиеся при Вас предметы, что в обязательном порядке должно быть отражено в протоколе. Не выполняйте команды по разблокировке смартфона, что затруднит сбор информации о Вас (законодательством не предусмотрено наказание за данное действие).

6. Не давайте никаких показаний непосредственно после задержания, особенно на видеокамеру. При желании можете назвать только свои ФИО, дату рождения, место жительства. Причины – в стрессовой ситуации Вы не сможете сразу правильно сориентироваться и наговорите «лишнего». Вопросы Вам будут задавать такие, что любой ответ на них сделает Вас виновным. При опросе с видеосъёмкой силовики и государственные СМИ смонтируют «картинку» как им выгодно, вырежут ответы, которые их не устроят.

7. Как бы Вас не запугивали, требуйте адвоката, на что Вы имеете право с момента фактического задержания. Без консультации с адвокатом не давайте никаких показаний.Лучше пригласить платного надёжного адвоката, при невозможности – требуйте приглашения дежурного адвоката на бесплатной основе. С адвокатом Вы имеете право общаться наедине, без силовиков. Попросите его сообщить о Вашем задержании родственникам, передать необходимые Вам вещи. Сообщите адвокату о допущенных в отношении Вас нарушениях законодательства– избиении, повреждении Вашего имущества, угрозах, продемонстрируйте следы побоев, разбитый смартфон, порванную одежду и т.д. Получите от адвоката подробную консультацию о Ваших правах, рекомендации о линии поведения. Если бесплатный адвокат игнорирует свои обязанности защитника (например, заявляет – хочешь, говори, не хочешь, не говори, мне всё равно, давай быстрей, а то мне домой надо и т.д.), предупредите, что сообщите о таком его поведении в независимые СМИ, напишите соответствующее заявление о не оказании помощи в юридическую консультацию (либо приведите иные аргументы по ситуации).

8. Если считаете нужным, дайте показания. Требуйте, чтобы Ваши показания записали дословно либо изложите их собственноручно, так как в 100% случаев силовики искажают показания участников административного и уголовного процессов.На неудобные и не относящиеся к делу вопросы не отвечайте (какие интернет-ресурсы читаете, в каких Телеграм-чатах состоите, участвовали ли ранее в протестных мероприятиях и т.д.). Старайтесь не признавать свою вину, в зависимости от ситуации, обосновывайте свои действия необходимой самообороной, крайней необходимостью, состоянием аффекта(что это такое – прочитайте в КоАП и Уголовном кодексе).

9. Как бы Вам не угрожали, не подписывайте «не глядя» никакие документы, а также недостоверно изложенные показания.Если Вас били, требуйте вызова скорой медицинской помощи, не отказывайтесь от госпитализации.

10. Если с момента Вашего фактического задержания прошло 3 часа и в отношении Вас не составлен протоколо правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде ареста, Вы должны быть немедленно освобождены. Требуйте этого в жёсткой форме.

11. Постарайтесь, чтобы о допущенных в отношении Вас нарушений законодательства узнало как можно больше людей(адвокаты, медики, другие задержанные и т.д.), постарайтесь узнать их ФИО для последующего вызова в качестве свидетеля.

12. По возможности постарайтесь оказать на силовиков психологическое воздействие, в корректной форме сообщите им, что за допущенные нарушения законодательства они понесут уголовную ответственность, «потом» (но не допускайте угроз, типа – я тебя потом найду и зарежу).

13. Не верьте ни одному слову силовиков, на 100% Вас обманут. Ваши деяния будут неправильно квалифицированы, Вас будут заставлять либо убеждать сознаться в правонарушениях или преступлениях, которые Вы не совершали, в обмен на минимальное наказание. В итоге Вы будете наказаны при отсутствии состава правонарушения либо Вас «раскрутят по полной» - Ваши показания будут основой обвинения при отсутствии других доказательств.

14. Помните, что в настоящее время милиционеры, следователи и прокуроры зачастую руководствуются не требованиями законодательства, а выполняют заведомо преступные приказы. То есть, таких силовиков сейчас не следует воспринимать, как законных представителей власти, это – предатели присяги и нарушители Закона.

15. Помните, что лучше провести несколько суток в изоляторе в качестве административно арестованного, чем поверить силовикам, дать необдуманные показания в стрессовой ситуации после задержания и затем отбывать наказание по уголовной статье. Если не знаете, что говорить, лучше откажитесь от дачи показаний(Вы и Ваши родственники имеете на это право), затем посоветуйтесь с адвокатом.

16. Ни в коем случае не участвуйте в судебном заседании без адвоката, Вы не сможете надлежащим образом защитить себя. Перед судом Вас обязаны ознакомить с материалами административного дела. Вы имеете право делать копии документов и выписки с них.Помните, если Вы заняли грамотную позицию, но Вас осудили по «беспределу», в будущем, когда в РБ вернётся законность, Вы можете быть реабилитированы, получить денежную компенсацию и привлечь к уголовной ответственности силовиков и судью, допустивших нарушения законодательства. А если Вы признались в нарушениях, то и при народной власти Вас не реабилитируют, так как по «бумагам» формально будет всё правильно.

17. Если Вас избили, повредили имущество, допустили иные нарушения – в обязательном порядке отразите это в объяснении, административном протоколе (протоколе допроса, задержания, обыска и т.д.). Подайте мотивированную жалобув СК и прокуратуру (не ниже областного звена, на районном уровне всё похоронят, даже не разбираясь). В заявлении (жалобе) не пишите «… прошу дать правовую оценку…, провести проверку в отношении возможного нарушения сотрудниками милиции…». Пишите жёстко, изложите суть нарушения, затем, например – «на основании вышеизложенного, требую возбудить в отношении ФИО (либо сотрудников МВД), проводивших моё задержание и избивших меня, уголовное дело по ч.3 ст. 426 УК РБ (либо по иной статье УК РБ, которую подскажет адвокат или юрист, но сами тоже перечитайте законодательство).

18. В нынешней ситуации полного беззакония с 99% вероятностью Ваше заявление не будет удовлетворено. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела письменно затребуйте ознакомления с его материалами (это Ваше законное право). Из материалов Вы узнаете ФИО силовиков, нарушивших законодательство, какие меры предпринимались либо не предпринимались по Вашему заявлению, какие доказательства сокрыты, иные важные сведения. По результатам ознакомления с отказным материалом – направляйте жалобы в Генпрокуратуру и Центральный аппарат СК РБ. Это будет «действовать на нервы» силовикам.

19. Если проверка по Вашему заявлениюнеобоснованно затянута – также пишите жалобу. Например – ситуация, когда майор Жодинского РОВД ударил женщину в лицо и незаконно забрал её телефон (ситуацию с телефоном можно квалифицировать как грабёж). Личность нарушителя установлена, само преступление зафиксировано на видео как минимум с 2-х ракурсов, имеются многочисленные свидетели. Какую проверку можно проводить более месяца? В этой ситуации достаточно осмотреть видеоматериалы, опросить потерпевшую, свидетелей и нападавшего майора милиции, квалифицировать его деяния и возбудить уголовное дело.

20. Постарайтесь, чтобы Ваша ситуация вызвала значительный общественный резонанс, попала в СМИ, в том числе иностранные. Передайте в СМИ и международные правозащитные организации соответствующие документы, фото-видеоматериалы, копии жалоб и ответы на них. Не ограничивайтесь одним сообщением, держите СМИ в курсе развития событий. Не сдавайтесь, продолжайте борьбу за свои права. В этом случае силовикам будет затруднительно фальсифицировать материалы, возможно, они попытаются найти компромисс (имеются случаи оправдательных приговоров).

-4

Также хочется обратить внимание на следующую проблему. В РБ есть многолетняя практика применения законодательства, которая в ряде случаев не соответствует букве Закона. Рождаются «псевдоправовые мифы», подменяющие требования нормативных документов.При этом милиционеры, следователи, судьи, адвокаты, обычные граждане, журналисты воспринимают эти «мифы» как Закон.Позиция силовиков, судей и прокуроров, нарушающих законодательство следующая – «не понимайте Закон буквально» (т.е. записано одно, но это нужно понимать как-то по другому), «мало ли чего у нас в законах написано, как это выполнить?» (а это проблема силовиков, а не гражданина), «ну Вы же понимаете, какая сейчас обстановка…», «милиция имеет право…» (которое в нормативке не отражено), «это запрещено, либо этого делать нельзя…» (при отсутствии норм законодательства – слушать песню «Перемен», вывесить БЧБ-флаг и т.д.).

Для того, чтобы было понятно о чём идёт речь, приведу некоторые требования законодательства.

ПиКОАП РБ:

Статья 8.2. Административное задержание физического лица.

1. Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения,в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

2. Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

3. По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

4. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

5. Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. Порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

6. Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;

3) судьи;

4) народного заседателя.

7. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, задержанные за совершение административного правонарушения, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

-5

Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»:

Статья 24. Права органов внутренних дел

Органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право:

осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда;

направлять в установленном порядке на освидетельствование лицна предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ либо доставлять их для проведения освидетельствованияв организации здравоохранения, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления, административного правонарушенияили обстоятельств их совершения;

доставлять в органы внутренних дел лиц без определенного места жительства в целях установления их личности, проверки по учетам органов внутренних дел и оказания им социальной либо первой помощи, а также лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства(заболевания) и создающих своими действиями явную опасностьдля себя или окружающих, в целях передачи их в организации здравоохранения или по месту жительства (месту пребывания);

поощрять граждан, отличившихся в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Органам внутренних дел в соответствии с законом предоставляется право задерживатьи содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел:

подозреваемых (обвиняемых);

лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, подвергнутых административному аресту;

лиц, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке;

лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел;

несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органам внутренних дел предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право:

требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;

производить личный обыск лиц, задержанныхна основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;

вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

проводить личный досмотр граждани досмотр находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств, на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитенаи в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь;

участвовать в осуществлении предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почтовых отправлений, перевозимых на воздушном судне, бортовых запасов воздушного судна;

осуществлять досмотр транспортных средствпри проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление, а также при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов;

требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на охраняемых объектах;

проверять на охраняемых объектах у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) граждан, въезд (выезд) транспортных средств, внос (ввоз) имущества на охраняемые объекты и вынос (вывоз) имущества с охраняемых объектов, принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;

проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;

входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время сутокв жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций и осматривать их при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступленийлибо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступлениелибо находятся подозреваемый (обвиняемый), скрывшийся от органа, ведущего уголовный процесс, лицо, уклоняющееся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, а также беспрепятственно входить в жилые помещения и иные законные владения лиц, находящихся под превентивным надзором;

изымать имущество и предметы, запрещенные к оборотуна территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;

останавливать транспортные средства и отстранять от управления ими лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами, запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, требовать от соответствующих организаций устранения неисправностей дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, совершивших преступления или подозреваемых (обвиняемых) в их совершении, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки в организации здравоохранения лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, средства связи, по требованию их собственника (владельца) возмещаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

производить в установленном порядке фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку лиц, указанных в абзацах втором–шестом части второй статьи 24 настоящего Закона, а также лиц, состоящих на профилактическом учете;

хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Сотрудникам органов внутренних дел предоставляются также другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Действие абзацев четвертого, шестого, восьмого, двенадцатого, тринадцатого и шестнадцатого части первой настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом.

-6

Примеры «псевдоправовых мифов» из нашей действительности.

1. Один из самых главных «мифов», распространяемый силовиками, администрацией учебных заведений, различными «юристами», адвокатами, журналистами и даже правозащитными организациями – «Милиция имеет право задержать на 3 часа для проверки документов любого гражданина, даже если он не совершил правонарушение».Данное утверждение и широко применяемая практика таких задержаний противоречит требованиям законодательства. Задержание, в том числе – для установления личности, может быть совершено только гражданина, в отношении которого ведётся административный процесс (совершившего административное правонарушение), а не любого лица по усмотрению сотрудника милиции. Сотрудник МВД может предложить гражданину добровольно проследовать в отдел милиции, от чего он имеет полное право отказаться.

2. Второй главный «миф» – «появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, является административным правонарушением».На самом деле, согласно ч.1 ст.17.3 КоАП РБ – «…появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин. Если нетрезвый гражданин опрятно одет, не нарушает общественный порядок, ориентируется в окружающей обстановке, двигается прямолинейно, то оснований для его задержания не имеется (данная норма законодательства нарушается органами МВД повсеместно).

3. Один из наиболее актуальных в настоящее время «мифов» - «Сотрудник милиции имеет право задержать журналиста на 3 часа «для проверки аккредитации», а также изъять на неопределённое время фото-видео и иную технику «для проверки легальности приобретения, экспертизы и т.д.». Про основания задержания сказано в п.1., что милиционер только имеет право проверить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт работы в СМИ. Изымать какое-либо имущество силовики могут только в рамках конкретногоадминистративного дела, (только до вступления в законную силу решения по делу), доследственной проверки и уголовного дела. При этом в указанных материалах должно быть обоснование необходимости изъятия конкретного имущества. Например, проводится проверка по факту хищения видеокамеры, той же модели, что имеется у журналиста, при этом, материалы проверки должны быть документально оформлены, иметь регистрационный номер. То есть силовики не имеют права изымать имущество, какое им вздумаетсяпо принципу «а вдруг оно краденое».

То же самое касается изъятия автотранспорта– должно иметься административное дело либо зарегистрированный материал проверки с указанием причин изъятия, например конкретных признаков «перебитого» номера кузова и т.д. Позиция ГАИ – «мне кажется, что номер на машине перебит» или «а вдруг автомобиль в угоне?» не соответствует положению Закона.

4. В последнее время поступают сообщения, что у задержанных на протестных мероприятиях лиц уже после их осуждения проводятся осмотрыпо местам жительства (с санкции прокурора) и изымается имущество членов семьи. Для изъятия имущества должны быть конкретные основания (см. п.3), кроме того срок изъятия - только до вступления в законную силу приговора суда.

5. Ещё один широко распространённый «миф» - «сотрудник милиции имеет право досмотреть на улице любого гражданина, его вещи, ознакомиться с содержимым смартфона и иной техники». Согласно нормам законодательства, если гражданин не задержан, не находится на охраняемом объекте, в аэропорту, ж/д вокзале, метрополитене, у милиционеров нет права его досматривать (могут только предложить показать вещи). Разблокировать свой смартфон и иную технику гражданин вообще не обязан ни при каких обстоятельствах, даже в рамках уголовного дела (ответственность за разблокировку не предусмотрена).

6. Миф силовиков, «прикорытников», «ябатек» и государственных СМИ о «незаконных шествиях оппозиции» - «действуйте в законном порядке, получите разрешение и тогда вас никто разгонять не будет». Законом РБ «О массовых мероприятиях» не предусмотрен порядок получения гражданами разрешения на проведение митинга, шествия либо демонстрации с числом участников более 1 тысячи человек, т.е. граждане вообще лишены такого права.Разрешение на проведение указанных мероприятий может получить только политическая партия или иная организация (юридическое лицо), при этом потребуются значительные финансовые средства на оплату услуг МВД, медработников и коммунальных служб. Но даже однократное нарушение порядка при проведении мероприятия может повлечь ликвидацию политической партии. Механизм очень простой и многократно опробированный – прибежали известные милиции «неизвестные», перед видеокамерами государственных СМИ бросили несколько предметов в сторону ОМОНа и убежали. И за этот «спектакль» партию можно ликвидировать, ответственных за митинг – привлечь к уголовной ответственности. А за последние 15 лет ни одна оппозиционная партия в РБ зарегистрирована не была.

7. «Коронавирусный миф» - «в связи с имеющимися случаями в РБ заболеваний COVID-19 (вне зависимости от их количества и последствий), руководители как высшего, так среднего и низшего звена могут не выполнять требования любых актов законодательства.И это притом, что в Беларуси эпидемия коронавируса не объявлена и ограничительные меры на государственном уровне не вводились (все предприятия и организации функционируют как обычно, даже не обязателен «масочный» режим и т.д.).

Наиболее яркие примеры:

Председатель ЦИК Л.Ермошина, ссылаясь на коронавирус, лишила наблюдателей их прав, установленных ст.13 Избирательного кодекса РБ. При этом Л.Ермошина не обладает правом трактования либо отмены действия Избирательного кодекса. В итоге ряд наблюдателей, которые пытались присутствовать вблизи помещений для голосования, были задержаны милицией и осуждены по немыслимым основаниям. Большая ошибка «оппозиции», что даже не попытались опротестовать данное преступлениеЛ.Ермошиной.

Из-за коронавируса в СИЗО и ИВС массово не пускают адвокатовк задержанным и арестованным участникам протестов. Этим грубейшим образом нарушаются требования Конституции, уголовно-процессуального и административного законодательства.Однако, следователям, журналистам государственных СМИ и иным посторонним лицам, не участвующим в уголовном либо административном процессе, коронавирус не препятствует в удобное для них время посещать изоляторы (на каком основании в СИЗО КГБ проник несовершеннолетний Коля Лукашенко?).