В отличие от израильтян, у древних индусов богов было много. Обитали эти многорукие товарищи в ярко выраженном тропическом климате, жизнь вели гедонистическую и неторопливую, и к внешнему виду верующих особо не придирались. В таких тепличных условиях бороды обитателей Индостана расцвели всеми цветами радуги. Щёголи в тюрбанах заботились о растущих на лице волосах, как современные хипстеры о коже век. В обычные дни они красили бороды в рыжий и черный цвета, а по праздникам — в красный и синий. Кроме того, бороды тщательно умащивали кокосовым маслом и прятали на ночь в особые кожаные чехлы. И ладно бы ограничивались лишь этим! Но нет — фантазия у индийцев богатейшая — «Кама-сутра» тому подтверждением! Фасоны и способы ношения усов и бород разнились от касты к касте и даже от секты к секте. Например, воины-кшатрии старательно закручивали концы усов наверх — практически, по унтер-офицерски. А сикхи наматывали бороды на шнурок, концы которого прятали под тюрбанами, и распускали свое богатство, как павлины хвосты, только по самым торжественным случаям.
Древние греки были философами. «Зевс — усатый-бородатый, Арес — усатый-бородатый, Геракл — усатый-бородатый, даже Пан — усатый-бородатый. Следовательно, и мы должны быть такими», — философски рассуждали они. А кто был без бороды — тот женщина. Или юноша. А юноши для древних греков были теми же самыми женщинами — до тех пор, пока не отращивали усы и бороду. После этого они становились мужчинами и сами начинали с интересом поглядывать на юношей.
Знаменитую греческую преемственность традиций нарушил Александр (для врагов — Великий, для близких друзей — Шура). Потому что был не философом, а солдатом. И совершенно по-солдатски, громким командирским голосом приказал грекам бриться. По одной версии — чтобы противники не хватали за бороды в бою. По другой — чтобы вокруг было побольше греческих юношей, со всеми вытекающими последствиями.
Древние римляне считали себя самыми умными во всем Древнем мире. Что не мешало им тырить различные идеи и обычаи у греков. Так, среди всего прочего, они позаимствовали привычку бриться (а впоследствии, и интерес к юношам). Вскоре для них это стало чем-то вроде паспорта: физиономия гладкая — значит, гражданин; заросший, как леший — варвар.
Вокруг римского государства в те времена жили преимущественно кельты и германцы. Нравов они придерживались патриархальных, и в отличие от цивилизованных соседей, считали растительность на лице знаком силы и мужества. А потому все германцы — кроме женщин и детей, разумеется, — гордо носили пышные усы и бороды. Кельты же предпочитали дифференцированный подход: длинные, закрывающие рот усы отпускали воины знатного происхождения, бороды без усов носили исключительно друиды, а короткие бороды с усами — простолюдины.
Несмотря на такие тонкости, римляне считали кельтов дикарями. Германцев тоже. Дорог ни те, ни другие не строили, красивыми парнями не интересовались, демократию окружающим не несли. Следовательно, годились только в качестве рабов. Ни кельтов, ни германцев подобное положение дел не устраивало. Поэтому однажды они собрались и вставили бритым гражданам фитиль таких эпических размеров, что Римская империя развалилась. В этот же момент история Древнего мира неожиданно закончилась.