В статье рассматриваются предельные формы – шедевры в искусстве и трудности их создания – на двух примерах известных шедевров живописи: «Фрески Сикстинской Капеллы» и «Явление Христа народу».
1.Шедевры (предельные формы) – в искусстве
1.1. Бесчисленное множество шедевров великих мастеров прошлого и настоящего хранит для нас совершеннейшие по своей красоте и гармонии – образцы предельных форм – живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, поэзии, прозы, кино, эстрады и др.
Перечислить их все или даже указать наиболее известные и значительные из них не представляется возможным.
1.2. Представляет интерес рассмотреть примеры невероятных усилий известных мастеров –художников Микеланджело и Александра Иванова, выдающихся пианистов и поэта, певца, артиста Владимира Высоцкого (в последующих статьях).
1.3. Все настоящие шедевры искусства, как в прошлом, так и в наше время создавались и создаются – с громаднейшим трудом, невероятнейшими усилиями и, чаще всего, с непременным трагизмом, так как, только так – можно создать нечто выдающееся. И, видимо, иного способа не существует.
1.4. И главное здесь вовсе – не в количестве преодолеваемых трудностей и тягот жизни, хотя это временами может приобретать определенное значение. Главное состоит в том , чтобы добиться получения Божественного вдохновения в своем творчестве, так как, как говорил гениальный Леонардо Да Винчи: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства».
2. О невероятных усилиях и трагических переживаниях Микеланджело Буонарроти
2.1. О фресках Сикстинской Капеллы. Существует мнение, что есть смысл посетить Италию, Ватикан только для того, чтобы увидеть жемчужину Ватикана – фрески Сикстинской Капеллы, которые расписал Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
Его о считают одним из величайших художников эпохи Возрождения (Ренессанса).
Микеланджело считал себя больше скульптором, чем художником, но заказ папы Римского расписать потолок Сикстинской капеллы Микеланджело воспринял как вызов и взялся за работу.
2.1. Микеланджело потратил пять лет – на создание этого шедевра.
И все пять лет мастер жаловался своим друзьям, как он ненавидел этот потолок. Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком».
При этом, Микеланджело работал в крайне неудобном положении - лежа на спине, а также стоя на своеобразных подмостках–лесах, на которых ему приходилось запрокидывать голову: то – вверх, то –вниз, то – в сторону.
2.2. О трагических переживаниях Микеланджело. Несмотря на выдающиеся достижения, великий художник в последние годы жил в атмосфере разочарования и неуверенности в собственных силах.
К этому его привели творческие неудачи нал двумя проектами.Первый проект (надгробие для усыпальницы папы Юлия), так и не был завершен, хотя художник работал над ним 40 лет.
Второй проект (фасад здания церкви святого Лоренцо) также не был осуществлен, хотя Микеланджело потратил годы, чтобы создать, как он уверял самого папу, «самое прекрасное произведение искусства во всей Италии». Но папа Лев X забраковал его работу.
3. Картину «Явление Христа народу» А. Иванов создавал 20 лет
3.1. Это одна из крупнейших картин мира по размерам.
Шедевр русского художника Александра Иванова – картина «Явление Христа народу» представлена в Третьяковской галереи в отдельном павильоне, который был построен именно для нее. Высота картины составляет 5,4 метра, ширина 7,5 метра.
Она больше таких картин, как «Девятый вал» Ивана Айвазовского (2,21 на 3,32 м), «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м) и «Богатыри» Виктора Васнецова (2,95 на 4,46 м).
3.2. 20 лет невероятных усилий. Сперва, картина была создана небольших размеров. Через три года, завершив «малую» картину, художник начинает создавать основной вариант, размером – в 7 раз больше.
Создаётся впечатление, что А.Иванов хочет повторить то, что его так впечатлило во время знакомства с Италией – фрески Сикстинской капеллы. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни.
Некоторые называли А. Иванова «художником одной картины», хотя это было не совсем так. За время работы над картиной А. Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей. Это были 20 лет напряжённой работы и творческих исканий.
Существует мнение, что картина «Явление Христа народу» содержит в себе истоки многих направлений последующего развития живописи, включая импрессионизм.
3.3. Трагический конец жизни. В конце концов Иванов остался без средств, был вынужден в 1858 году покинуть Рим и привезти свое творение в Петербург. Но передовое общество в России равнодушно отнеслось к его работе.
Лишь небольшой круг друзей оценил красоту высокого замысла и выразил свое уважение и признание.
В том же 1858 году он подхватил холеру и скоропостижно скончался.
4. Важнейшее правило выдающихся пианистов
4.1. Существует выражение:
«Если я не играю один день, то на следующий день – это замечаю я, если не играю два дня, – это замечают мои близкие, если не играю три дня, – это замечают зрители».
Причем, многие из пианистов играют ежедневно по восемь часов. Это колоссальный труд.
4.2. До сих пор нет полной ясности, кто является автором этого выражения. На данный момент претендентами на авторство считаются – С.В. Рахманинов, Антон Рубинштейн и Людвиг ван Бетховен.
4.3. Для нас может быть не так важно, кто первым это сказал, сколько важна сама конструктивная сущность этого выражения – надо упражняться своим делом – каждый день и без перерывов, чтобы не потерять свое мастерство.
Это относится ко всем людям творческого труда, – к музыкантам, художникам, скульпторам, поэтам, писателям, ученым и другим.
4.4. Кроме этого, существует иное выражение по форме, но аналогичное по смыслу: «ни дня без строчки». Выражение приобрело особую популярность после выхода в свет книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» (1961г.).
5. О завершенности предельной формы
5.1. Произведения искусства трудно анализировать, т.к. давно известно, что «нельзя алгеброй – гармонию поверять». Тайна мастерства – это тайна!
5.2. Все настоящее искусство – это и есть образцы предельных форм, гармоничных и уникальных. Разве можно что–нибудь добавить к словам Александра Сергеевича Пушкина : «Я помню чудное мгновенье…» или спеть песню Высоцкого лучше, чем сам Владимир Семенович Высоцкий.
Разумеется нельзя, т.к. эти предельные формы являются уникальными и завершенными образцами. В предельную форму «по определению» уже ничего вносить нельзя, так как она – «само совершенство».
А Вы согласны с этим или нет?
Материал подготовлен на основе авторской монографии:
1. Диченко Ю.Б. Новые закономерности менеджмента в эпоху ускорения перемен.Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.
Смежные статьи:
При обсуждении проектов часто говорят, что «нет предела совершенству». Но оказалось, что предел есть
саморазвитие самопознание эзотерика йога философия
Канал «Эволюция-II» Подписаться
Ваши комментарии