"Амрапали" - грандиозная историческая кинокартина, снятая по буддийской притче

5K прочитали
Amrapali/ Амрапали/режиссёр Лекх Тандон (1966).

Amrapali/ Амрапали/режиссёр Лекх Тандон (1966). Фильм, качество которого ни в чём не уступало лучшим историческим кинополотнам Голливуда того времени и который остаётся интересным и для современного зрителя.

Виджаянтимала в роли Амрапали и Сунил Датт в роли Аджаташатру.

Источник: osianama.com
Источник: osianama.com

Это было в 5 веке до н.э. Махараджа Аджаташатру неуклонно шёл к своей цели – превратить своё крупное королевство Магадху в империю. Камнем преткновения для него стала республика Личчавов со столицей в словном городе Вайшали. Астрологи предостерегали Аджаташатру, его военачальник говорил, что армия устала и нуждается в отдыхе. Даже его собственная мать с жаром утверждала, что нельзя победить воинов Личчавов потому, что они сражаются не за своего раджу-правителя, а за свою свободу. Но Аджаташатру был непреклонен и во главе своей армии выдвинулся к Гангу, к границам Вайшали, но потерпел жестокое поражение.

Аджаташатру (Сунил Датт) со своим  военачальником Виром (Прем Натх) . Кадр из фильма.*
Аджаташатру (Сунил Датт) со своим военачальником Виром (Прем Натх) . Кадр из фильма.*

Сам махараджа был жестоко ранен в бою, и чтобы избежать смерти, попав в руки врагов, переоделся в доспехи одного из воинов Личчавов. В таком обличье его находит у храма Амрапали – прекрасная, обучающаяся танцам патриотка своей родной Вайшали. Не зная, что перед ней враг, девушка с заботливой нежностью выхаживает Аджаташатру и между ними завязываются нежные отношения. После пышного празднества в честь победы над захватчиками происходит традиционное состязание за право занять почётную должность «нагавардху» - дословно «невеста города» - придворной танцовщицы. В эффектном танцевальном состязании побеждает Амрапали, получая почёт, богатство и роскошные покои во дворце.

Амрапали выхаживает раненного воина, не зная, что он Аджаташатру - враг её родины. Кадр из фильма.
Амрапали выхаживает раненного воина, не зная, что он Аджаташатру - враг её родины. Кадр из фильма.

Мысль снять эту удивительную, основанную на буддийских притчах сагу, пришла режиссёру Лекху Тандону после прочтения им книги, посвящённой этому периоду в истории Индии. Он хотел, чтобы его «Амрапали» показала и рассказала о культуре, нравах и особенностях жизни того древнего интересного времени. Готовясь к съёмкам, он посещал главный историко-художественный музей Мумбая, где поспорил с директором. Последний утверждал, что «индийские кинематографисты просто не в состоянии снять настоящее историческое кино». Лекх Тандон воспринял это как вызов и решил во что бы то ни стало создать великолепный фильм, которым бы его страна могла бы гордиться.

Режиссер Лех Тандон с Виджаянтималой (в центре) и  Мадхави (слева) на съемках Амрапали . Источник: https://www.thequint.com
Режиссер Лех Тандон с Виджаянтималой (в центре) и Мадхави (слева) на съемках Амрапали . Источник: https://www.thequint.com

Для создания костюмов героев фильма изучались многочисленные фрески Аджанты, изображения которых как раз относилось к эпохе развития буддизма в Индии. Эти костюмы и украшения сами по себе стали произведениями искусства и послужили образцом для всех последующих фильмов, снимаемых об этой эпохе. Планировалось снимать на натуре, но, к сожалению, даже те постройки, что сохранились от тех далёких времён, были в виде руин или мест археологических раскопок. Поэтому снимали в декорациях, эскизы которых были предварительно одобрены историками.

Амрапали с подругами. Кадр из фильма
Амрапали с подругами. Кадр из фильма

Особое внимание уделялось освещению. Только для съёмок одной Виджаянтималы использовалось три вида светильников: один для лица, другой для отдельных частей тела, третий – для всей фигуры. Сцены военных сражений были прекрасно поставлены для своего времени, тем более для них использовался особый динамичный экспрессионистский монтаж, наложение кадров и эффектные ракурсы.

Экспрессионизм в монтаже в динамичном наложении кадров в ходе боевых сцен. Это особенно эффектно выглядит в движении в самом фильме.
Экспрессионизм в монтаже в динамичном наложении кадров в ходе боевых сцен. Это особенно эффектно выглядит в движении в самом фильме.

Одетые в доспехи, вооружённые мечами и щитами, тысячи людей ехали на лошадях, слонах и боевых колесницах. Причём эти люди не были обычными рядовыми статистами. Министерство обороны выделило режиссёру Лекху Тандону часть кавалерии и джаванов (молодых солдат-пехотинцев) из специального армейского подразделения. Единственное к чему можно придраться в фильме - это качество доспехов и оружия и то отдельными моментами.

Конница, боевые колесницы и пехота. Кадр из фильма.
Конница, боевые колесницы и пехота. Кадр из фильма.

Прекрасные лирические песни в исполнении Латы Мангешкар и удивительные по своей эстетике и сложности хореографии танцы. Только Виджаянтимала со своими навыками профессиональной танцовщицы бхаратнатьяма могла исполнить их с такой лёгкостью и энтузиазмом. Недаром она неоднократно подчёркивала, что все танцы из «Амрапали» стали её любимыми. Воспитанная на традициях южно-индийского театрального искусства она как никто другой подходила для облика чарующей, завораживающей апсары, танцующей в роскошных дворцовых покоях.

Танцевальное состязание за звание нагарвадху. Кадр из фильма.
Танцевальное состязание за звание нагарвадху. Кадр из фильма.

Интересно ещё и то, что почётная должность «нагавардху», которой была удостоена Амрапали была ещё и кроме всего прочего исторически и должностью самой элитной куртизанки государства. Поскольку удостоится её интимного внимания можно было либо за баснословную сумму, которую могли позволить себе лишь самые богатые вельможи и раджи или же заслужив её личное расположение. Поскольку хотя нагарвадху и была придворной танцовщицей, но партнёров выбирала по собственной воле.

Кадр из фильма. Амрапали в своих дворцовых покоях.
Кадр из фильма. Амрапали в своих дворцовых покоях.

Она могла владеть целыми дворцами и рощами, а её личная сокровищница могла быть богаче чему правителя. Однако после избрания в качестве «нагарвадху» девушка лишалась права выходить замуж. Но при этом она пользовалась уважением и была окружена почётом и даже поклонением простых людей, как если бы была махарани (царица) или же живая богиня. Таковы были нравы и обычаи того более раскрепощённого времени.

Амрапали со служанкой.  Кадр из фильма.
Амрапали со служанкой. Кадр из фильма.

Виджаянтмала в роли нагарвадху Амрапали просто воплощение самой красоты и чувственности. Глядя на неё понимаешь, что из-за любви к такой женщине, подобно как и из-за Елены Прекрасной действительно могли начинаться войны и повергаться в прах не только отдельные противники, но и целые города. Амрапали уверена в себе, независима в мыслях и суждениях. Она осознаёт, что красоте и её мастерство в искусстве танца – её сила и пользуется ею с умом. Виджаянтимала словно ртуть перетекает между трансформациями своей героини. Вначале она простая сельская девушка, потом роскошная нагарвадху. Затем жертва людской несправедливости и, наконец, очищенная страданием, одухотворённая, пришедшая к истинному пониманию сути вещей личность.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Из Сунила Датта вышел великолепный махараджа Алжаташатру, что совершенно удивительно. Ведь у этого актёра от природы такое милое и добродушное лицо. Однако он смог преобразиться перед камерой. Его Аджаташатру то жесток, горд, воинственен, мужествен и высокомерен, то немного смягчается от симпатии к танцовщице, постепенно превращающейся в настоящее страстное чувство. Однако суть его любви заключается лишь в жажде обладания своей любимой женщиной, очень близком к чувству собственности. Он из тех, что способен видеть лишь то, что желает и только лишь в самом конце начинает прозревать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это удивительная история любви в исторических декорациях, захватывает своей романтикой и перипетиями сюжета. Но они на самом деле служат лишь формой для передачи идейной сути содержания. Начиная от бренности красоты, почёта и богатства до поиска истинного духовного смысла человеческого существования. Сильнейший миротворческий посыл сочетается в нём с грустным пониманием несправедливости не только отдельных людей но и общества в целом. И это, возможно, один из первых фильмов в истории кино, затрагивающий философскую проблематику относительности добра и зла, как и всего деления на белое и чёрное, врагов и друзей, истинное и ложное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К сожалению, форма фильма оказалась слишком эстетической, содержание – слишком мудрёным, а главное - нравы Древней Индии слишком далеки от того, что стало общепринятым в мировоззрении и поведении индийцев 20-го века. Кино катастрофически провалилось в прокате, хотя его очень хвалили критики. И только спустя несколько десятилетий оно получило культовый статус и стало считаться великой исторической классикой индийского кинематографа. А тогда в 1966 году состязание за внимание зрителя выиграла простенькая наивная кино-сказка «Сурадж» о принцессе и разбойнике, главную роль принцессы в которой также исполнила Виджаянтимала.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Актриса была глубоко поражена кассовым провалом «Амрапали», в работу над которой она вложила всё своё мастерству и душу. Она разочаровалась в индийском кинематографе и индийском зрителе. С тех пор она играла преимущественно несложные роли в лёгких чисто развлекательных фильмах. Энтузиазм и преданность работе покинули её. Спустя два года она вышла замуж и потом навсегда оставила кино.

(с) Падмини (Воронова Аннна)

*- все кадры в тексте - это скриншоты с экрана, сделанные мною

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Подробнее об актёрах, исполнившие главные роли в фильме можно прочитать здесь: