Amrapali/ Амрапали/режиссёр Лекх Тандон (1966). Фильм, качество которого ни в чём не уступало лучшим историческим кинополотнам Голливуда того времени и который остаётся интересным и для современного зрителя.
Виджаянтимала в роли Амрапали и Сунил Датт в роли Аджаташатру.
Это было в 5 веке до н.э. Махараджа Аджаташатру неуклонно шёл к своей цели – превратить своё крупное королевство Магадху в империю. Камнем преткновения для него стала республика Личчавов со столицей в словном городе Вайшали. Астрологи предостерегали Аджаташатру, его военачальник говорил, что армия устала и нуждается в отдыхе. Даже его собственная мать с жаром утверждала, что нельзя победить воинов Личчавов потому, что они сражаются не за своего раджу-правителя, а за свою свободу. Но Аджаташатру был непреклонен и во главе своей армии выдвинулся к Гангу, к границам Вайшали, но потерпел жестокое поражение.
Сам махараджа был жестоко ранен в бою, и чтобы избежать смерти, попав в руки врагов, переоделся в доспехи одного из воинов Личчавов. В таком обличье его находит у храма Амрапали – прекрасная, обучающаяся танцам патриотка своей родной Вайшали. Не зная, что перед ней враг, девушка с заботливой нежностью выхаживает Аджаташатру и между ними завязываются нежные отношения. После пышного празднества в честь победы над захватчиками происходит традиционное состязание за право занять почётную должность «нагавардху» - дословно «невеста города» - придворной танцовщицы. В эффектном танцевальном состязании побеждает Амрапали, получая почёт, богатство и роскошные покои во дворце.
Мысль снять эту удивительную, основанную на буддийских притчах сагу, пришла режиссёру Лекху Тандону после прочтения им книги, посвящённой этому периоду в истории Индии. Он хотел, чтобы его «Амрапали» показала и рассказала о культуре, нравах и особенностях жизни того древнего интересного времени. Готовясь к съёмкам, он посещал главный историко-художественный музей Мумбая, где поспорил с директором. Последний утверждал, что «индийские кинематографисты просто не в состоянии снять настоящее историческое кино». Лекх Тандон воспринял это как вызов и решил во что бы то ни стало создать великолепный фильм, которым бы его страна могла бы гордиться.
Для создания костюмов героев фильма изучались многочисленные фрески Аджанты, изображения которых как раз относилось к эпохе развития буддизма в Индии. Эти костюмы и украшения сами по себе стали произведениями искусства и послужили образцом для всех последующих фильмов, снимаемых об этой эпохе. Планировалось снимать на натуре, но, к сожалению, даже те постройки, что сохранились от тех далёких времён, были в виде руин или мест археологических раскопок. Поэтому снимали в декорациях, эскизы которых были предварительно одобрены историками.
Особое внимание уделялось освещению. Только для съёмок одной Виджаянтималы использовалось три вида светильников: один для лица, другой для отдельных частей тела, третий – для всей фигуры. Сцены военных сражений были прекрасно поставлены для своего времени, тем более для них использовался особый динамичный экспрессионистский монтаж, наложение кадров и эффектные ракурсы.
Одетые в доспехи, вооружённые мечами и щитами, тысячи людей ехали на лошадях, слонах и боевых колесницах. Причём эти люди не были обычными рядовыми статистами. Министерство обороны выделило режиссёру Лекху Тандону часть кавалерии и джаванов (молодых солдат-пехотинцев) из специального армейского подразделения. Единственное к чему можно придраться в фильме - это качество доспехов и оружия и то отдельными моментами.
Прекрасные лирические песни в исполнении Латы Мангешкар и удивительные по своей эстетике и сложности хореографии танцы. Только Виджаянтимала со своими навыками профессиональной танцовщицы бхаратнатьяма могла исполнить их с такой лёгкостью и энтузиазмом. Недаром она неоднократно подчёркивала, что все танцы из «Амрапали» стали её любимыми. Воспитанная на традициях южно-индийского театрального искусства она как никто другой подходила для облика чарующей, завораживающей апсары, танцующей в роскошных дворцовых покоях.
Интересно ещё и то, что почётная должность «нагавардху», которой была удостоена Амрапали была ещё и кроме всего прочего исторически и должностью самой элитной куртизанки государства. Поскольку удостоится её интимного внимания можно было либо за баснословную сумму, которую могли позволить себе лишь самые богатые вельможи и раджи или же заслужив её личное расположение. Поскольку хотя нагарвадху и была придворной танцовщицей, но партнёров выбирала по собственной воле.
Она могла владеть целыми дворцами и рощами, а её личная сокровищница могла быть богаче чему правителя. Однако после избрания в качестве «нагарвадху» девушка лишалась права выходить замуж. Но при этом она пользовалась уважением и была окружена почётом и даже поклонением простых людей, как если бы была махарани (царица) или же живая богиня. Таковы были нравы и обычаи того более раскрепощённого времени.
Виджаянтмала в роли нагарвадху Амрапали просто воплощение самой красоты и чувственности. Глядя на неё понимаешь, что из-за любви к такой женщине, подобно как и из-за Елены Прекрасной действительно могли начинаться войны и повергаться в прах не только отдельные противники, но и целые города. Амрапали уверена в себе, независима в мыслях и суждениях. Она осознаёт, что красоте и её мастерство в искусстве танца – её сила и пользуется ею с умом. Виджаянтимала словно ртуть перетекает между трансформациями своей героини. Вначале она простая сельская девушка, потом роскошная нагарвадху. Затем жертва людской несправедливости и, наконец, очищенная страданием, одухотворённая, пришедшая к истинному пониманию сути вещей личность.
Из Сунила Датта вышел великолепный махараджа Алжаташатру, что совершенно удивительно. Ведь у этого актёра от природы такое милое и добродушное лицо. Однако он смог преобразиться перед камерой. Его Аджаташатру то жесток, горд, воинственен, мужествен и высокомерен, то немного смягчается от симпатии к танцовщице, постепенно превращающейся в настоящее страстное чувство. Однако суть его любви заключается лишь в жажде обладания своей любимой женщиной, очень близком к чувству собственности. Он из тех, что способен видеть лишь то, что желает и только лишь в самом конце начинает прозревать.
Это удивительная история любви в исторических декорациях, захватывает своей романтикой и перипетиями сюжета. Но они на самом деле служат лишь формой для передачи идейной сути содержания. Начиная от бренности красоты, почёта и богатства до поиска истинного духовного смысла человеческого существования. Сильнейший миротворческий посыл сочетается в нём с грустным пониманием несправедливости не только отдельных людей но и общества в целом. И это, возможно, один из первых фильмов в истории кино, затрагивающий философскую проблематику относительности добра и зла, как и всего деления на белое и чёрное, врагов и друзей, истинное и ложное.
К сожалению, форма фильма оказалась слишком эстетической, содержание – слишком мудрёным, а главное - нравы Древней Индии слишком далеки от того, что стало общепринятым в мировоззрении и поведении индийцев 20-го века. Кино катастрофически провалилось в прокате, хотя его очень хвалили критики. И только спустя несколько десятилетий оно получило культовый статус и стало считаться великой исторической классикой индийского кинематографа. А тогда в 1966 году состязание за внимание зрителя выиграла простенькая наивная кино-сказка «Сурадж» о принцессе и разбойнике, главную роль принцессы в которой также исполнила Виджаянтимала.
Актриса была глубоко поражена кассовым провалом «Амрапали», в работу над которой она вложила всё своё мастерству и душу. Она разочаровалась в индийском кинематографе и индийском зрителе. С тех пор она играла преимущественно несложные роли в лёгких чисто развлекательных фильмах. Энтузиазм и преданность работе покинули её. Спустя два года она вышла замуж и потом навсегда оставила кино.
(с) Падмини (Воронова Аннна)
*- все кадры в тексте - это скриншоты с экрана, сделанные мною
Подробнее об актёрах, исполнившие главные роли в фильме можно прочитать здесь: