13 ноября 1941 года (четверг). Этот день в жизни блокадного города был отмечен двумя решениями. Первое было безрадостным и без того ухудшало положение жителей Ленинграда:
«Снова, уже в четвертый раз, снижены нормы выдачи хлеба. По рабочей карточке с 13 ноября выдается 300 граммов хлеба в день, по карточкам остальных категорий населения — 150. Качество хлеба еще более ухудшилось. В муку, и без того включавшую многие примеси, стали добавлять не менее 25 процентов целлюлозы — клетчатки, получаемой при специальной обработке древесины.
Ученик 8-го класса 213-й школы Юра Звездин, выпускавший во время блокады на тетрадочных листах ежедневную семейную газету «Новости», поместил в номере от 13 ноября 1941 года заметку под заголовком «Мы не унываем». В ней он писал: «13-го ввели новые нормы на хлеб. Несмотря на их уменьшение, вся семья спокойно встретила это известие. Мама говорит: «Мы не будем впадать в уныние, мы терпеливо преодолеем все трудности». И слова не расходятся с жизнью: хлеб растягиваем на весь день...»»*
Второе решение вселяло надежду, что положение со снабжением города удастся наладить:
«В этот день было принято решение, которое охотно поместили бы не только «Новости» Юры Звездина, но и все ленинградские газеты. 13 ноября Военный совет Ленинградского фронта признал необходимым построить ледовую дорогу через Ладожское озеро. Однако это решение до поры сохранялось в тайне».*
«13 ноября 1941 г. заместитель командующего войсками, начальник тыла Ленинградского фронта генерал Ф. Н. Лагунов подписал приказ № 0164 «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец—маяк Кареджи».
Дорогу было приказано строить шириной не менее 10 м для двустороннего движения автомобильного и тракторного транспорта. «К работе по строительству ледяной дороги, — говорилось в приказе, — приступить с 14 ноября с. г., произведя усиление льда путем искусственного намораживания, с учетом окончания ее постройки одновременно с ледоставом». Начальником строительства был назначен начальник 3-го отделения автодорожного отдела военный инженер 3-го ранга Б. В. Якубовский, в распоряжение которого передавались один рабочий батальон, 165-й строительный батальон и 88-й отдельный мостостроительный батальон. Общее руководство постройкой ледяной дороги было возложено на начальника автодорожного отдела Управления тыла фронта военного инженера 1-го ранга В. Г. Монахова».**
«А в городе в течение многих часов не прекращалась воздушная тревога, на улицах рвались бомбы и снаряды. Погибло 74, ранено 182 ленинградца.»*
* А. Буров «Блокада день за днём»
** ЦАМО, ф. 217, оп. 1291, д. 34, л. 287—289.
_____________________________________________
На фото: Доставка хлеба в блокадном Ленинграде.