Мастера кавер-версий или Кто хочет стать миллионером: практическое пособие от группы Three Dog Night

2,1K прочитали
Вокальное трио группы Three Dog Night (1971 год), слева направо: Кори Уэллс, Чак Негрон, Дэнни Хаттон (источник фото: https://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-3283842/Cory-Wells-Three-Dog-Night-dies-suddenly-age-74-upstate-New-York-four-decade-music-career.html)
Вокальное трио группы Three Dog Night (1971 год), слева направо: Кори Уэллс, Чак Негрон, Дэнни Хаттон (источник фото: https://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-3283842/Cory-Wells-Three-Dog-Night-dies-suddenly-age-74-upstate-New-York-four-decade-music-career.html)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня хотелось бы поговорить об одной американской (штатовской) команде под названием Three Dog Night. Не скажу, что команда занимает равное место среди других рок-групп, тем не менее, половину их дискографии я собрал на виниле (о чем обычно и рассказываю на канале) и определенно эта группа заслуживает если не почитания, то определенного внимания. Все ведь смотрели передачу "Кто хочет стать миллионером?" с Максом Галкиным и Димой Дибровым? Все бы хотели получить заветный миллион, не прикладывая к этому максимум усилий, согласитесь. Мечты-мечты... А вот у ребят из Three Dog Night это получилось. Каким образом, напрашивается вопрос? Да, элементарно: музыкальный мир как и мир шоу-бизнеса состоит не только из фортуны, и нужных связей, и таланта, конечно же, - есть в этом мире одно правило: главное, чтобы ты нравился публике, и дальнейшие рейтинги сами будут приносить тебе кэш. Как понравиться разношерстной публике? Правильно - петь правильные песни и исполнять правильную музыку, и неважно, кто автор композиций. Так было и у этой команды, чей репертуар состоял на 90% из чужих композиций. На мой взгляд, творчество группы усвоилось преимущественно американским слушателем, да не в этом суть: вы фактически ничего не создали, но заработали кучу денег (ко второй половине 1970-х годов общий тираж проданных альбомов достиг 40 млн. экземпляров).

Мир музыки делится условно на два лагеря: для кого-то это естественно, что ты выступаешь на сцене с чужим материалом, и тебя начинают холить и лелеять, для кого-то это возмутительно, и такие люди не приемлют заимствований. Музыка, в свою очередь, так устроена, что многие заимствуют друг у друга, это надо признать. Неправильно, когда откровенно чужой материал выдают за свой (плагиат!), однако нет ничего зазорного в том, что кто-то обрабатывает чужой материал, придавая ему гармонии и великолепия. Вот и у "трех ночных собак" репертуар состоял в большинстве своем из кавер-версий, при этом музыканты оказывали медвежью услугу другим музыкантам, чьим материалом они пользовались. И об этом недвусмысленно признался однажды сам Элтон Джон (про композицию "You Song") И действительно, если посмотреть на года выпусков оригиналов, с которых делались каверы, первые были преимущественно сочинены в промежутке от одного до трех лет ранее, а иногда в один и тот же год.

Главное, что кто бы не был против, в Северной Америке эта команда была в 1970-х годах на пике популярности, подогревая интерес и к другим музыкантам, а особенно "рекламируя" музыкальное творчество товарищей с Туманного Альбиона. С точки зрения музыкального бизнеса - все честно вплоть до авторской запятой, зато сколько денег ребята заработали? Вот об этом и речь. Ну, а чтобы не быть голословным, насколько это возможно в рамках данной статьи, коснемся композиций в сравнении с первоисточником...

штатовское издание сборника Pre-Dog Night (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
штатовское издание сборника Pre-Dog Night (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Пару слов о "собаках". Вокальное трио группы состояло из Дэнни Хаттона, вполне неплохо освоившегося на музыкальной сцене еще в 1964 году и пробовавшего сочинять собственные песни, Чака Негрона и Кори Уэллса, игравшего с группой The Enemys в 1960-х годах (есть редкое видео с одной из штатовских телепередач в стиле ситком The Beverly Hillbillies, транслировавшейся с 1962 по 1971 гг., где играют The Enemys, Уэллс играет на гитаре, его легко определить по темной прическе).

Хаттон и Уэллс оставили не так много записей, так как они до судьбоносной встречи друг с другом не записали лонгплеев, ограничившись различными синглами, хотя композиции, в записи которых принимал участие тот же Хаттон, можно встретить на сборнике Pre-Dog Night, вышедшего в 1969 году в Канаде и США на лейбле MGM Records, а одна из композиций The Enemys - "Sinner Man" (композитор - Лесли Бахтер, 1956 г.) содержится в треклисте сборника Celebrate: The Three Dog Night Story, 1965–1975 (вышел на двойном CD в декабре 1993 года в США, Канаде и Японии).

обложка сборника Celebrate: The Three Dog Night Story, 1965–1975 (1993) (фотография взята с сайта discogs.com)
обложка сборника Celebrate: The Three Dog Night Story, 1965–1975 (1993) (фотография взята с сайта discogs.com)

Встретилась троица в 1967 году и взяла себе название Redwood ("Секвойя). В то время они сотрудничали с Брайаном Уилсоном, основателем группы The Beach Boys, который записал для них ряд композиций, одну из которых - "Time To Get Alone" можно встретить все на том же сборнике Celebrate: The Three Dog Night Story, 1965–1975. Помимо вокального трио, в "секвойе" участвовали еще четверо музыкантов - гитарист Генри Вестайн, бас-гитарист Ларри Тэйлор, барабанщик Фрэнк Кук и клавишник Голди МакДжон (будущий участник знаменитой группы Steppenwolf). Такой формат - септет - станет доминирующим для группы в период 1968-1973 гг., а сама группа с 1968 года станет называться Three Dog Night (по одной из версий, название было взято из правдивой или не очень истории про австралийских аборигенов, согревающихся ночью вместе с собаками динго, типа считается, что если аборигена окружают три собаки, значит ночь самая холодная).

классический состав группы периода 1968-1973 гг., слева направо: Дэнни Хаттон, Кори Уэллс, Чак Негрон (нижний ряд, на многих фотографиях вокальное трио всегда вместе, это же касается и фотографий на обложках альбомов), Джо Шерми, Флойд Снид, Майк Оллсап, Джимми Гринспун (верхний ряд) (источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Three_Dog_Night_1972.JPG)
классический состав группы периода 1968-1973 гг., слева направо: Дэнни Хаттон, Кори Уэллс, Чак Негрон (нижний ряд, на многих фотографиях вокальное трио всегда вместе, это же касается и фотографий на обложках альбомов), Джо Шерми, Флойд Снид, Майк Оллсап, Джимми Гринспун (верхний ряд) (источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Three_Dog_Night_1972.JPG)

Несмотря на то, что через команду прошло большое количество участников, классическим составом считается именно септет (с 1973 по 1976 гг. группа выступала октетом) в составе Хаттон-Негрон-Уэллс (вокал), Майк Оллсап (гитара), Флойд Снид (ударные), Джимми Гринспун (клавишные), Джо Шерми (бас-гитарист). Если брать весь период существования команды под названием Three Dog Night, то в ней поучаствовало порядка 30 человек, хотя после 1983 года музыканты в основном занимаются концертной деятельностью, ничего не выпуская. Да и зачем? Основная работа была сделана ранее...

Итак, возвращаясь к вопросу, как стать миллионером, отвечу своеобразно: стать им очень легко, но все же придется потрудиться. Берите пример с Three Dog Night: по официальной статистике, получили золотой сертификат первые 8 студийных альбомов (из одиннадцати), первые два концертника (из четырех), первые три сборника (из семи), 7 синглов из 26 изданных («One», «Mama Told Me Not to Come», «Joy to the World», «An Old Fashioned Love Song», «Black and White», «Shambala», «The Show Must Go On». Также одну платину получил дебютный альбом сорок лет спустя после релиза (в 2008 году) и одну платину получил сборник 20th Century Masters – The Millennium: The Best of Three Dog Night (1999) (1 млн. проданных экземпляров на территории США). При этом всего в репертуаре группы, беря исключительно студийный материал, всего то 13 собственных композиций (включая одну композицию со сборника Celebrate: The Three Dog Night Story, 1965-1975, из них две написаны в соавторстве с композиторами, никогда не состоявшими в составе Three Dog Night. При том количестве студийных композиций, вошедших в номерные альбомы, это чуть больше 100 песен, получается, что команда за всю историю существования сочинила не более 10% материала, при этом набрав кучу золотых альбомов. О как!

Но все же, я себя не отношу к какому-либо лагерю слушателей, трепетно относящихся к сочинительству (разве поднимется рука на творчество Элвиса Пресли, самого мало сочинившего собственных мелодий, зато как умело интерпретированных, та же "Love Me Tender" (написана еще в 1861 г.). Вот и здесь коллектив показал неплохое умение обрабатывать чужие мелодии, звучащие порой лучше оригинала.

Итак, поехали...

Студийные альбомы (в хронологическом порядке)

1. Three Dog Night (ноябрь 1968 года) (Статус: золото (1969), платина (2008) в США)

Альбом не содержал собственных вещей, а полностью состоял из кавер-версий (треклист на 10 композиций), особенно я бы отметил следующие (здесь и далее в статье я буду указывать в скобках авторов песен): «One» (Гарри Нильсон), «Nobody» (Бэт Битти, Дик Купер, Эрни Шелби, впервые исполненная в 1967 году Ларри Уильямсоном и Джонни Уотсоном), «Heaven Is In Your Mind» (Стив Уинвуд, Джим Капальди, Крис Вуд), «Chest Fever» (Робби Робертсон).

Нильсоновская композиция стала абсолютным хитом, что говорит о прозорливости продюсера, работавшего с "ночными собаками". Песня была написана в 1967 году и вошла в третий альбом Гарри Нильсона Aerial Ballet (вышел в июле 1968 г.), За счет работы Гринспуна и вокальных партий кавер слушается более живо, чем оригинал.

Неплохо звучит кавер на композицию группы Traffic «Heaven Is In Your Mind» с их на дебютного альбома Mr. Fantasy (вышел 8 декабря 1967 г.), конечно же, сильно проигрывает в гитарных партиях, и получился как бы припопсованным, но опять же за счет вокала звучит очень здорово.

А вот переплюнуть оригинал композиции «Chest Fever» (сочиненной участником группы The Band Робби Робертсоном и вошедшей в их дебютный альбом Music from Big Pink (вышел 1 июля 1968 г.) Three Dog Night не смогли, но звучит прямо вровень. Уважаемые слушатели сами могут сравнить обе композиции.

Альбом вышел преимущественно в Северной Америке на лейбле ABC/Dunhill Records (лейбл основан в 1967 году Лу Адлером, совладельцем Dunhill Records, который в конце 1966 года продал свою долю лейблу ABC Records, при этом в таком виде лейбл существовал по 1975 год включительно, хотя с 1974 года пластинки начали постепенно выходить уже с надписью на этикетках ABC Records, что связано с процессом объединения всех подлейблов под единой корпоративной маркой (до упразднения в 1979 году в связи с покупкой лейбла MCA Records). В США при упоминании ABC/Dunhill Records основным лейблом считался Dunhill.

В Европе альбом вышел только в Германии в 1973 году, в Японии – в 1971 году, в двух последних случаях лейблом служила дочерняя компания ABC RecordsProbe (отличается характерной розовой этикеткой). Сублейбл был учрежден в 1968 году и просуществовал по 1974 год, когда был объединен с ABC Records (встречающиеся этикетки Probe после 1974 года свидетельствуют о реализации оставшейся отпечатанной партии таких этикеток). Может быть поэтому Probe пользуется популярностью среди коллекционеров, что тираж выпущенных пластинок не так уж и велик, что подогревает коллекционный интерес.

В Англии, Австралии и Новой Зеландии дебютный альбом вышел на британском лейбле Stateside (для последующих альбомов к ним добавятся Израиль, Индия, ЮАР, Япония, а также страны Западной Европы, где пластинки выходили наряду с Probe), при этом следует учитывать, что лейбл выпускал пластинки по лицензии. Это же правило актуально и для Канады, где пластинки выпускались по лицензии компанией RCA Victor. В странах Южной Америки пластинки выходили на мультинациональном лейбле Odeon (характерно для первых альбомов), а также на Capitol Records и Probe. В Австралии в 1972 году альбом будет переиздан с другой обложкой и на английском лейбле World Record Club (актуально только для Англии, Австралии и Новой Зеландии).

Издания альбома не раскрывались, ничем не комплектовались, единственным отличием являются канадско-штатовские издания, вышедшие со словом «One» на лицевой стороне обложки, что объясняется просьбой одного из вокалистов Чака Негрона напечатать название успешного сингла «One» для лучшей продаваемости лонгплея. Но я не думаю, что из-за этого цена на такие издания выше, нежели без упоминания этого хита. Собственно говоря, дебютник и получил альтернативное название «One».

2. Suitable For Framing (июнь 1969 года) (Статус: золото в США)

Треклист альбома (11 композиций) включал две собственные композиции «Dreaming Isn’t Good For You» (Дэнни Хаттон) и «King Solomon’s Mines» (Флойд Снид, инструментальная в виде драм-соло, сделанная на африканский манер, с учетом того, что Снид был единственным чернокожим в группе, то воспроизвести "зов предков" у него получилось, к тому же песня указывает на явный потенциал, которым обладал музыкант, но в группе себя барабанщик не раскрыл), остальные являлись каверами, среди которых я бы отметил особенно «Lady Samantha» (Элтон Джон, Берни Таупин, записана в декабре 1968 года и вышла в качестве сингла в январе 1969 года в Англии), «A Change Is Gonna Come» (Сэм Кук) «Celebrate» (Гэри Боннер, Алан Гордон). На альбоме также есть кавер на композицию группы Traffic "Feelin' Alright?" (Дэвид Мэйсон) со второго (одноименного) альбома, вышедшего в октябре 1968 года, но пока что первенство по каверам, на мой взгляд, удерживают Grand Funk Railroad.

Также очень качественно сделан кавер на композицию Сэма Кука «A Change Is Gonna Come» (записан в 1964 году и вошел в одиннадцатый его альбом Ain't That Good News, февраль 1964 г.), и следует констатировать, что он получился лучше оригинала.

Издания во всех странах, где вышел альбом, раскрывались. Пару слов о различных этикетках, которые могут представлять интерес для коллекционеров: так как ABC/Dunhill Records был как бы смежным лейблом, по 1970 год включительно могут попадаться этикетки с отдельным логотипом лейбла Dunhill (белые большие буквы в желтой холмообразной рамке или белые большие буквы в белой холмообразной рамке, заключенной в цветную прямоугольную рамку).

Штатовские издания альбомов 1969-1973-х гг. были двух типов:

различные "пятаки" изданий лейбла ABC/Dunhill Records, слева направо - штатовское и канадское без ABC Records, штатовское в раздельных рамках (1971) и штатовское с форме детских кубиков (1973) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
различные "пятаки" изданий лейбла ABC/Dunhill Records, слева направо - штатовское и канадское без ABC Records, штатовское в раздельных рамках (1971) и штатовское с форме детских кубиков (1973) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
  • белые большие буквы Dunhill в белой холмообразной рамке, заключенной в цветную прямоугольную рамку соединены с блоком радужного цвета, в который заключен логотип ABC Records – «abc» (маленькими буквами) и «RECORDS» (заглавными буквами под abc). Единственное, не на всех этикетках внизу по ободу присутствует текст, если его нет, значит это этикетки с изданий 1972-1973 годов
  • два блока с лейблами отделены друг от друга (как бы намекая, что перед вами две обособленных фирмы)
  • издания 1973-1974 годов также отличались тем, что логотип лейбла представлен детскими кубиками, где каждый кубик образует единое слово Dunhill, а последний кубик содержит надпись "ABC RECORDS".

3. It Ain’t Easy (март 1970 года) (Статус: золото в США)

Треклист альбома (9 композиций) включает только одно собственное произведение «Rock and Roll Widow» (сочиненное в соавторстве всеми участниками септета и, надо признать, обладающее неплохим потенциалом и заставляющее заявить о том, что команда была способна на создание качественных песен, но выбрала другой путь к славе), остальные песни являются каверами, среди которых я бы отметил "Woman" (Энди Фрейзер, Пол Роджерс) группы Free (c одноименного альбома 1969 г.), а также песни Рэнди Ньюмана и Элтона Джона.

Особенно хочется выделить не столько кавер, сколько композицию «Out In The Country», сочиненную Роджером Николсом и Полом Уильямсоном в 1969 году и впервые исполненную Three Dog Night. Впоследствии Пол Уильямс включил композицию в свой студийный альбом Life Goes On, вышедший спустя два года, в ноябре 1972 года.

обложка штатовского издания без цензуры (фотография взята с сайта discogs.com)
обложка штатовского издания без цензуры (фотография взята с сайта discogs.com)

Издания альбома раскрывались. Первоначально обложка содержала фотографию обнаженных участников группы, сидящих так, чтобы не было видно гениталий, но цензура лейбла все равно посчитала такое оформление недопустимым, поэтому в тираж альбом вышел с другой обложкой. В Испании этот альбом появился на музыкальном рынке на лейбле Stateside с двумя названиями – Mama Told Me и Three Dog Night c разными обложками.

4. Naturally (ноябрь 1970 года) (Статус: золото в США)

Второй по счету альбом, вышедший в 1970 году, содержал треклист на 10 композиций, из которых была только одна собственная инструментальная «Fire Eater» (Оллсап-Флойд-Гринспун-Шерми), остальные были каверами, среди которых я бы выделил «I’ll Be Creeping» (Энди Фрейзер, Пол Роджерс) группы Free (c одноименного альбома 1969 г.) и «Liar» (Расселл Бэллард, записана в 1970 году и вошла на дебютный одноименный альбом группы Argent, в которой Бэллард исполнял роль гитариста и клавишника). Милости просим к сравнению, по-моему, весьма точный кавер.

Издания в ведущих странах раскрывались и содержали встроенный цветной полуплакат (слева на развороте). Австралийское издание 1971 года выпуска не раскрывалось и отличалось обложкой.

5. Harmony (сентябрь 1971 года) (Статус: золото в США)

Издания во всем мире вышли в сингл-конверте, без комплектации. Австралийские и новозеландские издания переместились с лейбла Stateside на Probe и ABC/Dunhill Records.

Треклист состоял из 10 композиций, группа порадовала только одной собственной песней «Jam», остальные девять были каверами, среди которых наиболее интересными являются «My Impersonal Life» (Терри Фарлонг), «You» (Джеффри Боуэн, Джек Гога, Иви Джо Хантер, впервые исполнена Марвином Гэйем и вошла на его альбом In The Groove 1968 года) и «An Old Fashioned Love Song» (Пол Уильямс, композиция сочинена им в 1971 году и вошла в студийный альбом Just an Old Fashioned Love Song, вышедший в том же 1971 году).

6. Seven Separate Fools (март 1972 года) (Статус: золото в США)

Треклист на 11 композиций, собственного сочинения значится только весьма неплохая клавишная композиция «Prelude to Morning» (Джимми Гринспун), остальные являются каверами либо композициями, записанными специально для группы, среди которых наибольшего внимания заслуживают «Going To Circles» (Тэд Майерс), «Chained» (Расселл Бэллард, записана в 1971 году и вошла на второй студийный альбом группы Argent, вышедший в феврале 1971 года, на мой взгляд, одна из лучших вещей в репертуаре самих Argent и Three Dog Night, к сожалению, сравнить нет технической возможности, но кавер чуть ли не копирует оригинал) и «Midnight Runaway» (Гэри Итри, композиция впервые исполнена Three Dog Night). Любопытно, что самым "пожилым" кавером явилась композиция "Black and White", сочиненная в далеком 1954 году Дэвидом Аткином и Эрлом Робинсоном.

Обложки первых изданий были выполнены в форме тонкой коробки с разделительной вкладкой, комплектовались семью широкоформатными игральными картами с двухсторонним рисунком, вкладкой и стикером. С разворотом, вместо игральных карт и вкладки, вышел ряд изданий, типа испанского (см. здесь) или малазийского (см. здесь). Лейбл Stateside потихоньку перестает упоминаться среди изданий.

7. Cyan (октябрь 1973 года) (Статус: золото в США)

Единственный альбом, где в треклисте из 9 композиций присутствовало целых три песни, сочиненных Майком Оллсапом: «Happy Song», «Storybook Feeling», «Into My Life». Среди остальных заслуживают внимания «Play Children Play» (Кент Спрага, Гэри Стовэлл) и «Singer Man» (Дэррик Хэрриотт и Цеберт Бернард, первый продюсер, второй являлся участником вокального трио из Ямайки - The Kingstonians, которые сочинили композицию, вошедшую на дебютный и по совместительству единственный альбом Sufferer 1970 г.в.). Вместе с тем Three Dog Night преимущественно за счет вокальных партий сделал кавер на голову интереснее оригинала.

Издания комплектовались вкладкой, представлявшей из себя одну большую фотографию с напечатанными текстами песен. Конверты вышли в сингле, за исключением английского издания, где конверт раскрывался (повторял на развороте содержимое вкладки).

8. Hard Labor (март 1974 года) (Статус: золото в США)

На этот раз в треклисте, состоящего из 8 композиций, были только чужие, наиболее интересными являются «I'd Be So Happy» (Рональд Прокоп) и довольно-таки известная композиция «The Show Must Go On», сочиненная Лео Сайером и Дэвидом Кортни, записана в 1973 году и вошла в дебютный альбом Сайера Silverbird того же года, с которой он добился известности, а сама композиция была выполнена в театрализованном стиле. Three Dog Night и в этот раз превзошли оригинал

Само оформление альбома можно отнести к наиболее креативному во всей дискографии команды. Альбом раскрывается, справа на развороте имеется неровный вырез, края которого оттягивают на себя участники группы, лежащие по периметру выреза и смотрят на «пятак» пластинки. Не знаю, насколько уместно заявлять о вульгарном подтексте рисунка «пятака» (может его и нет вовсе), каждый сам сделает свои выводы. При этом лицевая сторона обложки вышла преимущественно с цензурированной версией: музыканты в докторской одежде принимают роды..кхм..пластинки, которая рождается у куклы с ногами динозавра. Интимный момент в цензурированной версии заклеен стикером в форме пластыря, в нецензурированной версии – акушер Флойд Снид держит зажимами «рожденную» пластинку (обложка представлена в галерее). При этом издания комплектуются нестандартной вкладкой, представляющей собой медицинскую карточку пациента, в данном случае «альбома». На одной из сторон вкладки размещены фотографии восьми участников группы (к тому времени команда разрослась до октета, с 1973 по 1976 гг.). Весьма оригинально, я, когда делал трилогию про креативные обложки, как то забыл об этом альбоме ))

Здесь же уместно отметить, что в 1974 году косая черта исчезла из названия ABC/Dunhill Records и только в этом году, в связи с объединением всех сублейблов под одним названием ABC Records, приведшей к унификации картинки на этикетке (желто-оранжево-красно-розово-фиолетовые концентрические круги, от внешнего края этикетки к отверстию шпинделя), в Северной Америке лейбл печатался как ABC Dunhill (вместо рамок или блоков, как ранее, стали две прямые линии), с 1975 года слово Dunhill постепенно исчезает из упоминания (хотя его можно встретить, например, в канадских изданиях). На данном альбоме ABC Dunhill напечатано на нестандартной этикетке черно-красного цвета.

9. Coming Down Your Way (май 1975 года)

В треклист на 10 композиций вошли две песни собственного сочинения: «Midnight Flyer ('Eli Wheeler')» (Фрэнк "Скип" Конти, второй клавишник в группе наряду с Гринспуном) и «Kite Man» (Джей Груска, который в 1976 году заменит Хэттона на вокале в связи с увольнением последнего, в соавторстве с Бонни Спирит), остальные являлись чужими композициями. Наибольшего интереса вызывает «You Can Leave Your Hat On» Рэнди Ньюмана, записанная им в 1972 году и вошедшая в его альбом Sail Away (март 1972 г.). Песню не перепевал разве что ленивый, но лучше всех получилось, на мой взгляд, у Джо Кокера, а оригинал, как и кавер Three Dog Night звучат весьма уныло. Вообще, начиная с этого альбома выбираемые композиции стали менее интересными, что отразилось на скромных продажах альбомов и как следствие, отсутствие полюбившегося золота.

Альбом вышел без разворота, но комплектовался плотной красивой вкладкой, где на лицевой стороне в круге была помещена уменьшенная фотография с лицевой стороны обложки без Хэттона, Уэллса и Негрона. Также на многих изданиях в правом верхнем углу лицевой стороны обложки был помещен металлизированный стикер с упоминанием композиции «Coming Down Your Way» (Джек Линтон). В моей коллекции штатовское издание имеет отрезанный правый верхний угол на конверте и на вкладке, поясню, что это обычная уценка, часто практикующаяся особенно в американских изданиях (характерными признаками уценки таких изданий также являются проделанные отверстия или надрезы в конвертах). Также обращает на себя внимание черно-белая улыбка на этикетках американских изданий, размещенная то посередине внизу, то внизу справа, то посредине слева, четно говоря, не знаю, в чем суть, не нашел никакого объяснения этому символу, но встречался он исключительно на этом альбоме.

10. American Pastime (март 1976 года)

Последний студийный лонгплей на сегодняшний день, по оформлению достойно завершил дискографию группы: издания раскрывались, комплектовались вкладкой, интересно выполнены с художественной точки зрения. Правда, вышел не так широко, как предыдущие альбомы, среди европейских стран только в Англии, Германии и Испании. Треклист из 9 композиций содержал только одну песню собственного сочинения «Hang On» (Джей Груска), да и та была написана в соавторстве с Джеффри Спиритом. Между тем, эта песня и явилась наиболее интересной из всех представленных в треклисте.

11. It’s a Jungle (ЕР) (1983)

Последний студийный материал группы с момента реюниона в 1981 году и единственный ЕP в дискографии. Содержал 5 композиций, написанных другими музыкантами. Вышел без разворота и вкладок в США и Канаде на лейбле Passport Records, в Австралии и ЮАР на австралийском лейбле Wizard Records, в Германии на местном лейбле TELDEC, в Бельгии на местном лейбле ChanneL Records, в Норвегии на английском лейбле Lamborghini Records.

Концертные альбомы

1. Captured Live at the Forum (октябрь 1969 г.) (Статус: золото в США)

Дебютный концертник вышел в октябре 1969 года под названием Captured Live at the Forum. Записан 14 июля 1969 года в поддержку группы Steppenwolf, выступавшей с турне 1969-1970 гг., на крытой арене The Forum (Инглвуд, Лос-Анджелес). На лицевой стороне обложки вверху посередине упоминается 12 сентября, когда группа выступила перед 18-тысячной аудиторией, правда дата концерта была впоследствии скорректирована (по заявлению Чака Негрона), хотя на обложке так и осталась (по крайней мере, я не нашел обложки с датой 14 июля). Все издания раскрывались.

2. Around the World with Three Dog Night (февраль 1973 г.) (Статус: золото в США)

В ведущих странах вышел с разворотом и двумя вкладками с концертными фотографиями, при этом на развороте вырезаны специальные кармашки для вкладок с пластинками. Внешний разворот составляет один рисунок, поэтому пластинка как бы открывается сверху вниз (а не слева направо как в традиционных случаях), при этом рисунок на развороте не цельный, но является таковым, например, в испанском издании (см. здесь). В моей коллекции присутствует странное издание, выглядящее следующим образом: пластинка канадская, а конверт штатовский, причем в сингл-версии, повторяющий рисунок с одной из вкладок, при этом в Канаде, насколько мне известно, выходил вариант только двойного концертника, тогда как в США встречался одиночный. Другими словами, у меня либо недокомплект, либо какое-то «кривое» издание.

Среди композиций, кстати, присутствуют редкие вещи, сочиненные, или, скорее всего, сымпровизированные на концерте, типа органного соло Гринспуна (орган Хаммонда) и драм-соло Флойда Снида.

Сборники

1. Golden Bisquits (июнь 1971 года) (Статус: золото в США)

Дебютный сборник вышел в мире как с разворотом (США, Канада, Япония), так и без такового. Некоторые издания, типа австралийского, немецкого и английского, отличались обложками, повторяя нецензурированную обложку с альбома It Ain’t Easy. Эта же обложка (лицевая сторона) присутствовала на изданиях с разворотом (с левой стороны). Разворачивающиеся издания, как и в примере с альбомом Naturally, дополнительно разворачивались в полуплакат. Изображение с полуплаката (верхняя половина) фигурировало в одном из английских изданий (каталожный номер Probe – 5C 054-92167).

2. Joy to the World: Their Greatest Hits (ноябрь 1974 года) (Статус: золото в США)

Второй компиляционный альбом, вышедший как с разворотом, так и в сингл-версии конверта. В ведущих странах комплектовался желтоватой вкладкой с золотистыми строчными буквами, на развороте размещалась цветная фотография Хэттона-Негрона-Уэллса, а на первых изданиях буквы на обложке были выпуклыми. Японско-штатовские релизы именно 1974 года (пластинка успела выйти только в США, Англии и Японии, с 1975 года стала выходить в Канаде, Европе и др. странах) отличает бледная цветовая гамма этикеток ABC Dunhill

Последний сборник, получивший золото в США, назывался The Best of 3 Dog Night и увидел свет в 1982 году (на виниле издавался только в сингл-конверте и только в США и Канаде на лейбле MCA Records, так как к тому времени ABC Records был продан этому лейблу). Любопытно, что на всех трех сборниках не было ни одной собственной композиции группы, хотя из примеров выше видно, что музыканты вполне могли сочинять свой материал.

Но таковы реалии музыкального мира и я считаю, что у Three Dog Night вполне получилось заработать репутацию мастеров обработки чужих композиций. И довольными остались сразу три стороны: владельцы лейблов, сами музыканты и благодарный слушатель, получившие каждый свой заветный миллион...

У меня на этом все на сегодня. А уважаемый слушатель ради любопытства пусть сам поищет оригиналы мелодий (помимо тех, что были представлены в статье) и сравнит их с обработкой Three Dog Night.

Всем спасибо за внимание. Берегите себя и своих близких. До скорых встреч

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.