19 подписчиков

Знакомьтесь, это Алиса… Самая чудесатая сказка

Пересказывать сюжет этой чудесной истории, наверно, не имеет никакого смысла. Во всем мире не найдется человека, который не знаком с удивительными приключениями милой девочки – Алисы. Тонкий английский юмор, весьма специфичные аллюзии, забавные аллегории и уникальные персонажи – успех сказок Л.Кэррола в мировой литературе, пожалуй, не суждено повторить больше ни одному произведению.

Вот так впервые Алису изобразил английский художник Джон Тенниэл, образ девочки многим показался настолько удачным, что самые лучшие издания сказки выходят с иллюстрациями художника и по сей день. Но «Алиса», перевернув с ног на голову строгие литературные устои, двинулась дальше, покорять мировую кино- и мультиндустрию.

Алиса Джона Тенниэла
Алиса Джона Тенниэла

Образ белобрысой глупышки, созданный Диснеем в 1951 году, пришелся по вкусу и надолго полюбился голливудским режиссерам – клоны диснеевской Алисы можно видеть повсеместно, как в кинофильмах, так и в мультиках. От созданных великим Уолтом стереотипов смог отойти, пожалуй, только Тим Бертон, и только более полувека спустя. Но, согласитесь, американизированные Алисы одним только своим кукольным видом способы нагнать скуку и тоску, в своих воздушных платьицах и белых фартучках они похожи на домохозяек, но никак не на девочек-школьниц, которые в одночасье переместились из привычного мира в мир сказочный, опасный и завораживающий.

Алиса Уолта Диснея
Алиса Уолта Диснея

То ли дело наша Алиса! Она уже своей внешностью слегка чопорной ученицы частного пансиона – вздернутый носик, огромные глаза, иссиня-черные волосы - выгодно отличается от всех своих блондинистых «соратниц» американского производства. И, что самое главное, наша Алиса – чрезвычайно умна.

Алиса в стране чудес. Советский мультфильм 1981г
Алиса в стране чудес. Советский мультфильм 1981г

Кроме того, художники «Киевнаучфильма» - Генрих Уманский и Ирина Смирнова не последовали приглаженной, выверенной до последнего штриха американскими коллегами «сказочной» версии. Они создали ни на что не похожее, самобытное и оригинальное произведение. Основные тона мультфильма коричневый и желтый, как в альбоме со старыми фотографиями – дань литературному наследию второй половины XlX века. Размытый акварельный фон, нет присущего рисованным фильмам «мультяшного» лоска, объема декораций, нет той чарующей игры света и тени, схематичные образы персонажей то пугают, то умиляют... Словом, получилась настоящая «кэрролловская» сказка – мрачноватая, неоднозначная, странная, словно сотканная из тысячи загадок, пародий и лингвистических перевертышей, которая волнует, настораживает и очаровывает одновременно.

Алиса в стране чудес. Советский мультфильм 1981г
Алиса в стране чудес. Советский мультфильм 1981г

Нельзя не упомянуть об одной интереснейшей детали этих советских мультфильмов – многие персонажи создавались под озвучивавших их актеров. Так, например, Черная королева удивительно похожа на Татьяну Васильеву, в Белом Короле нельзя не признать Михаила Светина даже не смотря на корону, вальяжный Чеширский Кот вещает голосом Александра Ширвиндта. Вот только Белый рыцарь подкачал – не похож он на Николая Караченцова. Зато говорят, этот персонаж очень похож на самого Льюиса Кэрролла.

Алиса. Встреча с гусеницей
Алиса. Встреча с гусеницей

Удивительно, но это многогранное и полное произведение стараниями сценаристов смогло вместиться в получасовой мультик. При этом не упущен ни один мало-мальски важный момент! Здесь нашлось место долгому полету Алисы и философским рассуждениям типа: «А едят ли кошки мошек?» и Шалтаю-Болтаю, и Бармаглоту и «хливким шорькам», ибо, как всем известно, без этих сюрреалистических стишков и перевертышей «Алиса» не была бы той «Алисой», которую мы все знаем и любим. Эх, не зря говорят «Краткость - сестра таланта». И еще… видимо в то время мультфильмы снимали не ради денег, как это сейчас принято, а ради идеи, ради души…

Пока думаешь, что сказать, - делай реверанс! Это экономит время.
Пока думаешь, что сказать, - делай реверанс! Это экономит время.

Так в чем же кроется успех сего мультфильма? Все просто! Произведение вольномыслящего философа-демиурга и отечественное психоделическое кино настолько органично подходят друг другу, что повторить столь оглушительный успех советской Алисы вряд ли кому удастся. В этом мультфильме ты реально погружаешься в другой мир, мистический, неизвестный и неизведанный. Он проникает в твои мысли, захватывает самые укромные уголки твоей души, он пугающе реалистичен. Но по-другому и быть не может. Это именно ТА Алиса и ТОТ мир, который представлял себе гениальный математик и не менее гениальный писатель Льюис Кэррол.

А вы любите этот мультфильм?