Основные моменты при регистрации слогана или фразы

900 прочитали

Рекламный слоган – один из способов выделить товар или услугу на рынке, как и название бренда, логотип и другие составляющие фирменного стиля компании.

Слово-англицизм «слоган» произошло от шотландского (гэльского) языка – sluagh-ghairm, что в переводе означает «боевой клич».

Читать юристов «Гардиума» в Telegram

Слоган, как и домен может быть зарегистрирован как товарный знак
Слоган, как и домен может быть зарегистрирован как товарный знак

«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶

Основная цель слогана – сформировать образ для потребителей, чтобы повысить узнаваемость продукта. Особенно удачные фразы становятся крылатыми и могут много лет работать на имидж компании.

Проверьте, можно ли зарегистрировать ваш слоган как товарный знак ▶▶▶

Можно ли защитить слоган от конкурентов?

Слоганы – это фразы, и они не защищаются авторским правом. То есть, после создания слогана автор не может запретить другим людям использовать его в коммерческих или других целях. В гражданском кодексе прописан конкретный перечень объектов, на которые распространяется авторское право – фраз и словосочетаний в них нет. Судебная практика тоже подтверждает этот тезис.

Поэтому защитить слоган можно, если зарегистрировать фразу как товарный знак. То есть, исключительные права возникают только после регистрации слогана в Роспатенте.

Отличия авторских прав от прав на товарный знак на слоган:

  • товарные знаки охраняют объекты для коммерческого использования (логотипы, слоганы и пр.), а авторские права защищают большие тексты, художественные произведения;
  • цель регистрации товарного знака – не допустить использование другими компаниями, а цель авторских прав – предоставление исключительных прав на распространение и использование;
  • срок действия знака – 10 лет, но его можно бесконечно продлять. А авторское право защищает произведение в течение жизни владельца и плюс еще 70 лет;
  • чтобы получить права на товарный знак, нужно регистрировать обозначение в Роспатенте. Для получения авторских прав регистрация не требуется.

Свидетельство на знак действует 10 лет, затем его можно продлить. Охрана слогана распространяется на всей территории России.

При регистрации слогана нужно указать класс товаров и услуг, где планируется использовать слоган. Всего классов 45, все лучше не отмечать в заявке, а выбрать только те, к каким относится знак. Если владелец не будет использовать фразу в течение трех лет в каком-то из классов МКТУ, то регистрацию можно будет оспорить.

Получить свидетельство на слоган можно так же, как и на другие виды товарных знаков – процедура стандартная.

Примеры слоганов с регистрацией на территории России

Рекламный слоган – один из способов выделить товар или услугу на рынке, как и название бренда, логотип и другие составляющие фирменного стиля компании.-2

Какой слоган невозможно зарегистрировать

Требования к обозначениям, которые регистрируют в качестве товарных знаков, едины. Регистрацию слогана не удастся пройти, если фраза:

  • напоминает слоганы других брендов в той же категории товаров или услуг;
  • нарушает принципы морали, нравственности;
  • вводит в заблуждение;
  • содержит объекты авторских прав без разрешения правообладателя;
  • в слогане использованы имена известных персон без их согласия.

Не стоит регистрировать двусмысленные слоганы. Фраза должна быть емкой, цепляющей и выделять продукт среди конкурентов.

Как зарегистрировать слоган за рубежом

Зарегистрированный слоган на территории РФ охраняется в пределах государства. Если предприниматель планирует работать за рубежом, надо пройти процедуру регистрации фразы как товарного знака. Есть два способа:

  1. Международная регистрация через Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Можно получить свидетельство сразу на несколько стран. Заявку надо подавать через Роспатент.
  2. Регистрация через национальные ведомства. В каждой стране есть исполнительный орган, отвечающий за интеллектуальную собственность. Такой вариант оптимален, если защита слогана нужна в одном государстве.

К чему приводит незарегистрированный слоган

Главная опасность – конкурент может опередить компанию, которая не поторопилась зарегистрировать слоган, но уже использует его на рынке. Кто первым обратится в Роспатент с регистрацией фразы, тот и сможет получить права на нее.

Например, только регистрация помогла «Яндексу» запретить использовать компании Google использовать слоган «Найдется все!». На сайте Google появилась фраза: «Самая большая библиотека в мире. Найдётся всё». Но компании пришлось удалить два последних слова, потому что еще в 2005 году «Яндекс» получил права на этот слоган.

Показательным был также конфликт Русфонда с Совкомбанком и благотворительным фондом «Хорошие люди». Банк и фонд использовали слоган «Помогаем помогать» без разрешения правообладателя – Русфонда, который в 2016 году зарегистрировал фразу в Роспатенте. Только после обращения сотрудников в обе организации слоган был удален с сайтов. Если бы фонд не получил в свое время регистрацию знака, то без суда решить вопрос вряд ли бы удалось.

Проверьте товарный знак бесплатно – оставьте заявку и получите отчет в течение 15 минут ▶▶▶

Рекламный слоган – один из способов выделить товар или услугу на рынке, как и название бренда, логотип и другие составляющие фирменного стиля компании.-3

Также вам может быть интересно:

Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно ▶▶▶