В социальных сетях региона Кавказских Минеральных Вод самой обсуждаемой темой последнего времени стал активно продвигаемый властью проект строительства Кавминводского велотерренкура протяженностью 75 км.
И даже распоряжение о выделении более 2,8 миллиарда рублей на его создание уже подписано Премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Об этом 8 ноября 2020 сообщил официальный сайт Правительства РФ.
Да, проект масштабный, даже можно сказать - грандиозный! Особенно для относительно небольшого, но широко известного своими целебными водами не только в России, но и далеко за рубежом региона.
По словам главы города-курорта Железноводск, Евгения Моисеева - "Велотерренкур станет самой протяженной экологической велотропой в Европе!
Реализация проекта внесёт серьезный вклад в развитие инфраструктуры, которая улучшит и отдых, и среду для населения трех городов. Плюс вокруг проекта будет формироваться новый бизнес и рабочие места!"
Казалось бы, что в этом плохого? Развитие региона, привлечение инвестиций, благоустройство инфраструктуры, всё для людей... Одни сплошные плюсы и благие намерения!
Почему же эта новость так взволновала общественных активистов, экологов и просто не равнодушных людей?
Новый вело-пешеходный маршрут должен объединит курорты Кавказских Минеральных Вод. Он свяжет города: Лермонтов, Железноводск и Минераловодский городской округ, и объединит горы Бештау, Железную, Развалку, Змейку.
Протяжённость маршрута составит 75 км. Ширина самой трассы – до 8 метров! На маршруте будет более 40 остановок со смотровыми площадками, кафе, питьевыми бюветами, велопрокатом и медицинскими пунктами.
Строительные работы должны начаться уже в 2021 году и завершатся в 2023 году. Планируется, что Кавминводский велотерренкур станет центром притяжения спортсменов, туристов и любителей активного отдыха. Проект даже включён в государственную программу "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
Но... Как оказалось, далеко не все жители Кавминвод относятся так восторженно к этим планам.
В частности, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: по природным территориям запроектирована прокладка отнюдь не велосипедной тропы, а самой настоящей двухполосной асфальтированной дороги восьмиметровой ширины, причем с дополнительными площадками, кафе и т.п.
Но главное, большую часть строительных работ планируется вести на территории особо охраняемой природной территории - Природного Заказника "Бештаугорский" и Памятников Природы!
А без тяжелой техники всего этого ни создать, ни обслуживать, ни ремонтировать в дальнейшем невозможно! Чтобы понять, как будут выглядеть впоследствии сегодняшние уникальные, особо охраняемые горы-лакколиты, достаточно вспомнить помойки вдоль дорог, ведущих к другим достопримечательностям Кавказа, вроде Джилы-Су.
Но это не всё... Похоже, что никто из официалов не принимает во внимание ещё одного важного аспекта в этом проекте.
Часть экологической велотропы планируется проложить по местам с повышенным радиационным фоном!
Судя по исследованию 2011 года, желание покататься по велодорожкам или прогуляться по тропинкам может обернуться для туристов большими неприятностями.
В итогах обследования территории Бештаугорского заказника отдельной строкой отмечается опасность "естественных радиоактивных элементов, создающих высокий уровень естественного загрязнения. Радиационная обстановка в заказнике осложнена наличием отработанных урановых месторождений, что опасно для живых организмов — людей, животных, растений, грибов.
Сочетание природных и техногенных факторов, в частности, многолетние разработки урановых месторождений в районе гор Бештау и Бык привели к заражению ряда водоносных горизонтов и отдельных источников трещинных вод радоном, ураном и другими тяжелыми элементами!"
И здесь, на маршруте будущего велотерренкура, уверены исследователи, крайне необходимо "проведение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения", что, конечно, нынешние власти и не думают делать.
По крайней мере, никаких сведений о принимаемых мерах по радиационной защите не имеется.
На Кавминводах в советское время существовали урановые рудники. Сейчас уже от рудников ничего не осталось кроме радиации, лесов и заваленных шахт.
Но власти решили вырубить лес, построить дороги шириной 8 метров на месте бывших шахт, павильоны для питания, часовни, бетонированные площадки, пункты проката, канализацию и т.д. А ведь это особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник "Бештаугорский", здесь законом запрещена любая хозяйственная деятельность!
Урановый курорт или Радиоактивная тропа.
Активисты экологического движения, внимательно изучив маршрут будущей вело- и пешеходной тропы, которая свяжет пять гор КМВ, обнаружили, что проложена она будет по местам, прогуляться по которым - всё равно что совершить променад около Чернобыльской АЭС.
Как рассказал корреспонденту "Ставропольского репортёра" юрист и общественный деятель, отстаивающий неприкосновенность особо охраняемых природных территорий КМВ - Георгий Легкобитов, судя по проекту, велотропа пройдёт по самым радиационно активным точкам региона!
По его словам, на той же горе Бештау в тридцатых годах прошлого века геологоразведка обнаружила залежи урановой руды. Чуть позже здесь началась её добыча. Разработку рудников курировал лично Лаврений Берия.
Добычу урановой руды на Бештау государство прекратило в конце 80-х годов, однако консервация их происходила впопыхах, поэтому радиация до сих пор просачивается на поверхность.
-Когда я был ещё школьником, - говорит Легкобитов, - взрослые строго-настрого запрещали нам, ребятам, бродить по некоторым местам гор КМВ, предупреждая, что это небезопасно из-за радиации.
А сейчас здесь, по этому "маленькому Чернобылю", чиновники вознамерились проложить свой пафосный велотерренкур. Они не знают о повышенном фоне радиации? Или знают, но сознательно умалчивают, чтобы не потерять финансирование?
Как подчёркивает Легкобитов, по плану ширина 75-километрового велотерренкура составит 6-8 метров. И, чтобы проложить такую солидную трассу через Бештау, нужно будет, помимо разравнивания естественных ландшафтов, вскрыть и ураносодержащие породы.
К тому же, полагает юрист, маршрут терренкура в точности повторяет дороги, по которым во времена Союза транспортировали урановую руду и проводили работы по созданию ядерного щита.
- Велосипедисты будут ездить, люди с детьми гулять там, обслуживающий персонал находиться по 8-12 часов на рабочих местах, даже не подозревая, что они накапливают и разносят радиацию, — отмечает Георгий Легкобитов. — И это без учёта того, что горные породы КМВ богаты залежами радона — радиоактивного природного газа. Конечно, при выходе на поверхность он рассеивается, однако не исключено, что концентрация станет выше допустимой.
Чтобы проверить доводы о повышенном уровне радиации в точках будущего терренкура, группа энтузиастов из Пятигорска, вооружившись дозиметрами, прошлась по маршруту, где планируется соорудить велотерренкур.
И, в частности, на горе Бештау на том месте, где проект предусматривает расположить торговый пятачок с сувенирными киосками, прибор показал 129,5 микрорентген в час, то есть уровень радиации в разы выше, чем допустимый "Нормами радиационной безопасности" в РФ, которые считают безопасным излучение на открытой местности не более, чем 12 мкр/ч.
И неудивительно, судя по архивным данным, там, где планируется поставить торговые ларьки и лавочки для отдыха туристов, некогда располагалась штольня урановых разработок № 31...
Но, как и экологической экспертизы, радиационной разведки на местности никто и не думал проводить.
Думаете, о том, что маршрут терренкура пройдёт по радиоактивным местам, ставропольские чиновники не знают? Предполагается, что знают, но сознательно идут на риск. Поскольку рисковать-то им придётся не своими здоровьем и жизнью, а здоровьем и жизнями беспечных легковерных туристов.
На мой взгляд, идея создания велотерренкура - хорошая! Но совершенно не продуманная и поспешная. Сам любитель покатать на веле по тенистым дорожкам этого уникального района, но крайне против кардинального вмешательства в экосреду заказника!
Ведь выделенные деньги можно с умом использовать на реконструкцию уже имеющихся дорог, которые, мягко сказать, в крайне плачевном состоянии в некоторых местах.
Благоустроить уже имеющиеся тропы и велотрассы. Коих, на мой взгляд и так достаточно...
И самое главное, наверное нужно в первую очередь спросить мнение людей проживающих здесь, провести положенные экспертизы, согласования, нормальные общественные слушания, а не для формальности...
Лишь после этого можно выделять деньги и начинать строить. А то получается, что телега впереди лошади едет и выходит, что хотели как лучше, а получилось...
Но может быть, пока не поздно и не случилось не поправимое, у власти проснётся чувство реальной ответственности и она не будет спешить и принимать опрометчивые решения, а досконально, всесторонне изучит проблему и пересмотрит проект? И таким образом не допустит превращения этого уникального региона в самый настоящий Урановый курорт!
P.S. Материал подготовлен на основе публикаций активистов паблика "Спасём Бештаугорский заказник"!