Найти тему
СОК

Урановый курорт, или Самую протяжённую экологическую велотропу в Европе планируют построить в регионе Кавказских Минеральных Вод

Оглавление

В социальных сетях региона Кавказских Минеральных Вод самой обсуждаемой темой последнего времени стал активно продвигаемый властью проект строительства Кавминводского велотерренкура протяженностью 75 км.

И даже распоряжение о выделении более 2,8 миллиарда рублей на его создание уже подписано Премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Об этом 8 ноября 2020 сообщил официальный сайт Правительства РФ.

Да, проект масштабный, даже можно сказать - грандиозный! Особенно для относительно небольшого, но широко известного своими целебными водами не только в России, но и далеко за рубежом региона.

По словам главы города-курорта Железноводск, Евгения Моисеева - "Велотерренкур станет самой протяженной экологической велотропой в Европе!

Проект велотерренкура
Проект велотерренкура

Реализация проекта внесёт серьезный вклад в развитие инфраструктуры, которая улучшит и отдых, и среду для населения трех городов. Плюс вокруг проекта будет формироваться новый бизнес и рабочие места!"

Казалось бы, что в этом плохого? Развитие региона, привлечение инвестиций, благоустройство инфраструктуры, всё для людей... Одни сплошные плюсы и благие намерения!

Почему же эта новость так взволновала общественных активистов, экологов и просто не равнодушных людей?

Эмоциональный комментарий активистки после "общественных слушаний"
Эмоциональный комментарий активистки после "общественных слушаний"

Новый вело-пешеходный маршрут должен объединит курорты Кавказских Минеральных Вод. Он свяжет города: Лермонтов, Железноводск и Минераловодский городской округ, и объединит горы Бештау, Железную, Развалку, Змейку.

Протяжённость маршрута составит 75 км. Ширина самой трассы – до 8 метров! На маршруте будет более 40 остановок со смотровыми площадками, кафе, питьевыми бюветами, велопрокатом и медицинскими пунктами.

Строительные работы должны начаться уже в 2021 году и завершатся в 2023 году. Планируется, что Кавминводский велотерренкур станет центром притяжения спортсменов, туристов и любителей активного отдыха. Проект даже включён в государственную программу "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

Но... Как оказалось, далеко не все жители Кавминвод относятся так восторженно к этим планам.

Скрин опроса
Скрин опроса

В частности, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: по природным территориям запроектирована прокладка отнюдь не велосипедной тропы, а самой настоящей двухполосной асфальтированной дороги  восьмиметровой ширины, причем с дополнительными площадками, кафе и т.п.

Но главное, большую часть строительных работ планируется вести на территории особо охраняемой природной территории - Природного Заказника "Бештаугорский" и Памятников Природы!

Бештаугорский заказник. Горы: Бештау, Железная, Развалка. Вид с горы Змейка
Бештаугорский заказник. Горы: Бештау, Железная, Развалка. Вид с горы Змейка

А без тяжелой техники всего этого ни создать, ни обслуживать, ни  ремонтировать в дальнейшем невозможно! Чтобы понять, как будут выглядеть впоследствии сегодняшние уникальные, особо охраняемые  горы-лакколиты, достаточно вспомнить помойки вдоль дорог, ведущих к другим достопримечательностям Кавказа, вроде Джилы-Су.

Но это не всё... Похоже, что никто из официалов не принимает во внимание ещё одного важного аспекта в этом проекте.

Часть экологической велотропы планируется проложить по местам с повышенным радиационным фоном!

Судя по исследованию 2011 года, желание покататься по велодорожкам или прогуляться по тропинкам может обернуться для туристов большими неприятностями.

В итогах обследования территории Бештаугорского заказника отдельной строкой отмечается опасность "естественных радиоактивных элементов, создающих высокий уровень естественного загрязнения. Радиационная обстановка в заказнике осложнена наличием отработанных урановых месторождений, что опасно для живых организмов — людей, животных, растений, грибов.

Сочетание природных и техногенных факторов, в частности, многолетние разработки урановых месторождений в районе гор Бештау и Бык привели к заражению ряда водоносных горизонтов и отдельных источников трещинных вод радоном, ураном и другими тяжелыми элементами!"

Законсервированная урановая штольня. Фото: https://vk.com/uraniumresort
Законсервированная урановая штольня. Фото: https://vk.com/uraniumresort

И здесь, на маршруте будущего велотерренкура, уверены исследователи, крайне необходимо "проведение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения", что, конечно, нынешние власти и не думают делать.

По крайней мере, никаких сведений о принимаемых мерах по радиационной защите не имеется.

На Кавминводах в советское время существовали урановые рудники. Сейчас уже от рудников ничего не осталось кроме радиации, лесов и заваленных шахт.

Но власти решили вырубить лес, построить дороги шириной 8 метров на месте бывших шахт, павильоны для питания, часовни, бетонированные площадки, пункты проката, канализацию и т.д. А ведь это особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник "Бештаугорский", здесь законом запрещена любая хозяйственная деятельность!

Урановый курорт или Радиоактивная тропа.

Участок дороги вокруг горы Бештау
Участок дороги вокруг горы Бештау

Активисты экологического движения, внимательно изучив маршрут будущей вело- и пешеходной тропы, которая свяжет пять гор КМВ, обнаружили, что проложена она будет по местам, прогуляться по которым - всё равно что совершить променад около Чернобыльской АЭС.

Как рассказал корреспонденту "Ставропольского репортёра" юрист и общественный деятель, отстаивающий неприкосновенность особо охраняемых природных территорий КМВ - Георгий Легкобитов, судя по проекту, велотропа пройдёт по самым радиационно активным точкам региона!

По его словам, на той же горе Бештау в тридцатых годах прошлого века геологоразведка обнаружила залежи урановой руды. Чуть позже здесь началась её добыча. Разработку рудников курировал лично Лаврений Берия.

Добычу урановой руды на Бештау государство прекратило в конце 80-х годов, однако консервация их происходила впопыхах, поэтому радиация до сих пор просачивается на поверхность.

-Когда я был ещё школьником, - говорит Легкобитов, - взрослые строго-настрого запрещали нам, ребятам, бродить по некоторым местам гор КМВ, предупреждая, что это небезопасно из-за радиации.

А сейчас здесь, по этому "маленькому Чернобылю", чиновники вознамерились проложить свой пафосный велотерренкур. Они не знают о повышенном фоне радиации? Или знают, но сознательно умалчивают, чтобы не потерять финансирование?

Как подчёркивает Легкобитов, по плану ширина 75-километрового велотерренкура составит 6-8 метров. И, чтобы проложить такую солидную трассу через Бештау, нужно будет, помимо разравнивания естественных ландшафтов, вскрыть и ураносодержащие породы.

К тому же, полагает юрист, маршрут терренкура в точности повторяет дороги, по которым во времена Союза транспортировали урановую руду и проводили работы по созданию ядерного щита.

Старая дорога на Бештау
Старая дорога на Бештау

- Велосипедисты будут ездить, люди с детьми гулять там, обслуживающий персонал находиться по 8-12 часов на рабочих местах, даже не подозревая, что они накапливают и разносят радиацию, — отмечает Георгий Легкобитов. — И это без учёта того, что горные породы КМВ богаты залежами радона — радиоактивного природного газа. Конечно, при выходе на поверхность он рассеивается, однако не исключено, что концентрация станет выше допустимой.

Чтобы проверить доводы о повышенном уровне радиации в точках будущего терренкура, группа энтузиастов из Пятигорска, вооружившись дозиметрами, прошлась по маршруту, где планируется соорудить велотерренкур.

И, в частности, на горе Бештау на том месте, где проект предусматривает расположить торговый пятачок с сувенирными киосками, прибор показал 129,5 микрорентген в час, то есть уровень радиации в разы выше, чем допустимый "Нормами радиационной безопасности" в РФ, которые считают безопасным излучение на открытой местности не более, чем 12 мкр/ч.

Фото группы https://vk.com/uraniumresort
Фото группы https://vk.com/uraniumresort

И неудивительно, судя по архивным данным, там, где планируется поставить торговые ларьки и лавочки для отдыха туристов, некогда располагалась штольня урановых разработок № 31...

Но, как и экологической экспертизы, радиационной разведки на местности никто и не думал проводить.

Думаете, о том, что маршрут терренкура пройдёт по радиоактивным местам, ставропольские чиновники не знают? Предполагается, что знают, но сознательно идут на риск. Поскольку рисковать-то им придётся не своими здоровьем и жизнью, а здоровьем и жизнями беспечных легковерных туристов.

На мой взгляд, идея создания велотерренкура - хорошая! Но совершенно не продуманная и поспешная. Сам любитель покатать на веле по тенистым дорожкам этого уникального района, но крайне против кардинального вмешательства в экосреду заказника!

Ведь выделенные деньги можно с умом использовать на реконструкцию уже имеющихся дорог, которые, мягко сказать, в крайне плачевном состоянии в некоторых местах.

Благоустроить уже имеющиеся тропы и велотрассы. Коих, на мой взгляд и так достаточно...

Прекрасная тропа на горе Змейка
Прекрасная тропа на горе Змейка

И самое главное, наверное нужно в первую очередь спросить мнение людей проживающих здесь, провести положенные экспертизы, согласования, нормальные общественные слушания, а не для формальности...

Лишь после этого можно выделять деньги и начинать строить. А то получается, что телега впереди лошади едет и выходит, что хотели как лучше, а получилось...

Но может быть, пока не поздно и не случилось не поправимое, у власти проснётся чувство реальной ответственности и она не будет спешить и принимать опрометчивые решения, а досконально, всесторонне изучит проблему и пересмотрит проект? И таким образом не допустит превращения этого уникального региона в самый настоящий Урановый курорт!

Вид с Бештау на Пятигорск
Вид с Бештау на Пятигорск

P.S. Материал подготовлен на основе публикаций активистов паблика "Спасём Бештаугорский заказник"!