Найти тему
Лёлькины записки

Как быстро и без слёз выучить стихотворение с ребёнком

Дело было в субботу. Моим родителям привели внука (моего племянника) с ночёвкой. Гостить у бабушки с дедушкой всегда здорово! Это значит, что поиграешь с дедом во всевозможные игры, посмотришь мультики, погуляешь, бабушка накормит всякими вкусностями. Но всю Антохину радость омрачал Иван Захарович Суриков, а точнее его стихотворение "Детство", которое нужно было выучить к понедельнику.

изображение взято из интернета
изображение взято из интернета

А учить стихи Антоша, ох, как не любит. Не скажу, что у него плохая память. Когда мы с ним играем в мемо-игры (на запоминание и развитие памяти), он всех обыгрывает "на ура"! А вот стихи нам, увы, всегда даются с боем.

Так совпало, что и я в эти выходные приехала погостить к родителям с ночёвкой. И, конечно, роль учителя литературы, а вместе с ней и ответственность за изучение стихотворения, плавно перешла ко мне😀. Сначала мне предложено было послушать то, что было выучено до меня. Впечатлило, надо сказать😂. Первые две строчки Антон рассказывает сам, дальше длинная пауза, две строчки читает дед, две строчки вспоминает Антоха, снова длинная пауза, две строчки достаются бабушке. И так я прослушала 3 четверостишия коллективного чтения стихотворения )). Что же, как-то надо исправлять ситуацию.

Сначала решено было сыграть в любимые мемо-карточки, а уже потом, так и быть, перейти к изучению стихотворения. Отлично! Первым делом я попросила Антона рассказать мне стихотворение. При этом разрешено было подглядывать в книгу. На основе этого делаю вывод - читаем мы весьма неплохо ))). Но при всём при этом осознаю, что он совершенно не понимает о чём читает. Просто пытается зазубрить текст. Ладно, начинаю думать, как вовлечь ребёнка в процесс... Придумала! А попробуем-ка ассоциации. Сделаем из стихотворения - игру! А играть - это же всегда весело! Вручаю Антоше книгу, сама встаю перед ним. Он начинает читать строчку, а я её изображать. "Вот моя деревня..." - показываю руками что там моя деревня, "...Вот мой дом родной..." - рисую руками домик. Дальше показываю как качусь с горки. Отлично, малой улыбается, ему это нравится😊. Теперь беру книгу я, а он встаёт передо мной. Эти же строчки читаю я, а он мне их изображает. Оказывается, учить стихи - это весело! Далее снова меняемся ролями, но при этом уже не подсматриваем в книгу. Т.е. я показываю Антону ассоциации, а он рассказывает мне по ним стих. Замечательно, первые 4 строчки изучены. Чтобы запоминалось легче и не было путаницы, учим по одному четверостишию и только потом переходим к следующему.

Итак, следующее четверостишие. Антон снова с книгой, а я изображаю рассказанное. Показываю ему как санки переворачиваются и "я на бок хлоп". Хлоп сопровождаю звуком - так интереснее )). И так до конца четверостишия. Теперь выходит "на сцену" Антон. Я ему читаю стихотворение с самого начала, а он мне его изображает. Получается очень хорошо ). Снова смена ролей. Показываю Антону ассоциации, а он без книги рассказывает мне, что я изображаю.

И так продолжаем учить следующее и следующее четверостишие. Изображаем стихотворение руками, некоторые моменты сопровождаем звуками и добавляем эмоции (где ребята смеются - смеёмся, где "мне в сугробе горе" - показываем огорчение и т.д.). Учим кусочками по четверостишиям, и обязательно после каждого нового, изображаем и рассказываем полностью всё, что выучили. И как-то быстро у нас дело пошло. Показали дедушке и бабушке наши достижения. Они сначала так скептически отнеслись к нашим размахиваниям руками и немым сценкам ))). Ничего, главное результат. Прогресс-то на лицо!

Дело было к ночи. Пора было ложиться спать. И я решила поделиться с Антошей своим главным секретом, которым в своё время поделилась со мной (ещё тогда школьницей) мама. Он всегда работает на 100%!!! Многие, наверняка, его знают, но не всегда применяют. А секрет - проще не бывает! Если вечером ты что-то выучил, утром, как только проснёшься, лёжа в кровати, самым ПЕРВЫМ делом перескажи то, что вчера выучил! Это важно сделать сразу после пробуждения, до каких-либо дел (даже до умывания). И тогда выученное уже не забудется!!! А поскольку было сказано таинственным голосом, что это секрет и таким же загадочным голосом было предложено это проверить, с утра Антоха так и сделал! И вуаля, техника запоминания сработала!

Стихотворение мы выучили, как и обещали папе Антоши). Конечно, совсем без запинок не обошлось. Например, строчка "избу освещает огонёк светца" у нас никак не хотела запоминаться. По ассоциациям - да, легко,но до слова "светца". Ничего, у нас ведь есть "секрет" и ещё одно утро понедельника перед уроками. Так что без паники - запомним.

И, конечно, во время изучения стихотворения ребятёнка нужно стимулировать похвалой. Вера в себя - творит чудеса! А нам это было просто необходимо, поскольку до этого стихи были не нашей стезёй. Вообщем, провожала домой ученика со словами "с тебя пятёрка". На что мне было отвечено, "да хоть бы на 3 рассказать"😧.

Вечером звонит мама и сообщает радостную новость - за стихотворение

-2

Ураааааа! Техника сработала!!!

Теперь стихи учить мы не боимся ). Это же так весело! И ещё это возможность получить отличную отметку!😊

Друзья, надеюсь, и вам данная методика пригодится. Пробуйте, экспериментируйте. Пусть уроки учатся легко и с улыбкой!

До новых встреч!

Ваша Лёля.