Найти тему

Иконоборчество

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога.

Миниатюра Хлудовской Псалтири

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога. Идеология этого движения заключалась в том, что почитание - целование и поклонение иконам и святым мощам - было объявлено ересью, а иконы, святые мощи и прочие изображения Бога, Богородицы и святых поначалу отодвигались на второй план,а потом подверглись физическому уничтожению.

Первым из византийских императоров, кто превратил иконоборчество в идеологию, был император Лев III.

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога.-2

Кабинетная икона "Святая Троица", венге (дерево), посеребрение, камни

Развитие иконоборчества

Используя религиозные мотивы, центральные власти повели наступление на политическую и хозяйственную автономию церкви, реквизируя для своих нужд материальные ценности и имущество иерархов и монастырей. Хотя движение иконоборцев превратилось в правительственный курс, до сер. 750-х гг. оно не было догматически оформлено и, по-видимому, не встречало серьезных препятствий со стороны иконопочитателей, а императорская власть предпочитала действовать осторожно, не затрагивая богословских вопросов. С приходом к власти сына Льва III, Константина V – фанатичного приверженца иконоборчества - ситуация изменилась. Этот император сформулировал богословское обоснование учения иконоборчества. В 752-3 гг. была развернута массовая агитационная кампания в столице и крупных городах: на специальных собраниях царские уполномоченные зачитывали инструкции, фрагменты речей и трудов Константина V, разъясняя содержание правительственного курса.

Василевс созвал собор, призванный догматически и дисциплинарно закрепить торжество иконоборчества. Нареченный «вселенским» собор заседал в Иерии (предместье Константинополя) 10.02. – 27.08.754 г. Единогласно осудив почитание икон и святых мощей как идолопоклонство, соборные декреты в то же время предписывали прекратить изъятие храмовых сокровищ и устранить в данном вопросе неорганизованность и перегибы на местах.

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога.-3

Икона Божией Матери «Владимирская» в окладе с серебрением (Венчальная пара)

Сопротивление

Хотя собор не принял никаких решений относительно монашества, именно с этого момента монашествующие громко заявили о своем яростном неприятии иконоборчества. Ответом Константина V стал террор, развернувшийся в 760-70-е гг. Как по столице, так и в провинции прокатились волны монастырских погромов: немалое число обителей было ликвидировано и превращено в общественные здания (от зернохранилищ до казарм), а сами насельники были вынуждены бежать на Запад, в Силицию, Южную Италию, Крым, или превращались в обычных земледельцев; даже лояльные императору монастыри по большей части оказывались под государственным контролем.

Непродолжительное царствование сына Константина V Льва IV сменилось правлением его вдовы Ирины, ставшей регентом при их малолетнем сыне Константине VI. Как тайная иконопочитательница Ирина подготовила почву для восстановления почитания икон и на VII Вселенском соборе в Никее в 787 г. иконоборчество было прекращено и осуждено. Однако в условиях неблагоприятной для Византии международной обстановки, чувствительных поражений от болгар и арабов, создания франками альтернативной империи на Западе, иконоборчество вновь подняло голову.

В 815 г., созванный в Константинополе василевсом Львом V Армянином новый церковный собор анафематствовал каноны 787 г. и восстановил догматы иконоборческого собора 754 г. Впрочем, рецидив иконоборчества не обладал той внутренней силой, каковая имелась в сер. VIII в.: оно было лишено массовой поддержки.

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога.-4

Императрица Феодора со свитой, Италия, Равенна VI в

Торжество Православия

Наконец в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии II в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению, на этот раз окончательно. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и чин анафематствования еретикам, совершаемый в Православной церкви до сих пор в первое воскресенье Великого Поста - Торжество Православия.

Религиозное и политическое движение в Византии, направленное против традиции почитания икон, святых мощей и любого изображения Бога.-5

Икона Божией Матери «Аристократуса» (13 век, Афон) с поталью, в рамке с предстоящими