Найти тему
Nataly Kuzovleva

Лучшие зарубежные черно-белые фильмы

Вот уже много десятилетий подряд цветное кино будоражит наши умы. Прогресс не стоит на месте, и изобретательные кинокомпании идут на все, чтобы привлечь внимание зрителя– постоянно появляются все новые технологии, спецэффекты, и кажется, что совсем скоро границы мира кино и реального мира будут безоговорочно стерты. Однако искушенный зритель все еще продолжает возвращаться к истокам, к тому, с чего все начиналось - к черно-белому кино. В таких фильмах нет буйства красок, и спецэффекты порой могут показаться комичными и нелепыми, особенно если это совсем старое кино, но в чем же тогда, собственно, секрет успеха? Все дело в том, что черно-белое кино обращается к своему зрителю в другом формате, не обладая красочной палитрой всевозможных цветов, оно заставляет нас видеть самую суть, не позволяя отвлекаться на посторонние вещи. Это именно то кино, к которому можно обратиться, если ощущаешь усталость от шаблонных голливудских блокбастеров или просто ищешь вдохновения. Черно-белое кино – это кино для настоящих ценителей.

«Касабланка», 1942 г.

Кадр из фильма "Касабланка"
Кадр из фильма "Касабланка"

1941 год. В Касабланке (Марокко) вовсю процветает клуб Рика, который со здоровым цинизмом считает, что ему нет дела до войны, его интересует лишь бизнес и дела клуба. Однако этот имидж рассеивается, когда в город со своим мужем приезжает Ильза – возлюбленная Рика, с которой у него был роман, когда он еще жил в Париже. И теперь перед Риком стоит нелегкий выбор: сдать Ильзу с супругом гестаповцам или помочь им сбежать.

«Касабланка» до сих пор не теряет своей актуальности, ее по-прежнему считают одним из самых лучших фильмов Голливуда. Такой интерес обусловлен тем, что с одной стороны – это мелодрама, разворачивающаяся в сравнительно тихих декорациях Марокко на фоне бушующей в Европе войны. С другой стороны, это фильм о людях, вынужденных покинуть дом и искать убежище в других странах, - почти такой же сюжет мы ежедневно можем увидеть в новостях. Фильм не получился бы настолько правдивым, если бы за его созданием не стояли люди, которые сами были беженцами (из 14 актеров, упомянутых в титрах, только трое родились в США). Этот трудный жизненный опыт и сделал фильм такой впечатляющей историей о тоске по Родине, о настоящей любви и о лучших проявлениях человеческой природы.

Кстати, одна из самых цитируемых фраз из этого фильма («У нас всегда будет Париж») стала названием последней книги известного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.

«Огни большого города», 1931 г.

Кадр из фильма "Огни большого города"
Кадр из фильма "Огни большого города"

Маленький Бродяга встречает на улице красивую девушку, торгующую цветами. Через минуту он понимает, что девушка слепая. Узнав, что существует способ вернуть ей зрение, герой пускается на поиски денег.

Фильм снят легендарным Чарли Чаплиным, который также сыграл главную роль. В то время звуковое кино существовало уже несколько лет, однако Чаплин был на тот момент уже известной и самостоятельной единицей в мире Голливуда. Снова выбрав жанр немого кино, Чаплин не прогадал. Фильм представляет собой поразительную квинтэссенцию волшебной музыки, гениальной актерской игры и трогательной истории, заложенной в основу сюжета. Маленький человек отважно борется с жизненными неприятностями во имя совершения доброго дела, его с самого начала обреченная любовь к слепой девушке лишена эгоизма, герой очень чист, немного наивен и слегка чудаковат. «Огни большого города» - это торжество грустного и веселого, и чем больше мы смеемся, тем больше ощущаем сентиментальность, вызванную очень трогательной историей.

«Мост Ватерлоо», 1940 г.

Кадр из фильма "Мост Ватерлоо"
Кадр из фильма "Мост Ватерлоо"

Орсон Уэллс однажды сказал о Вивьен Ли: «Раз в поколение появляется женщина, от которой не может отвести глаз весь континент». «Мост Ватерлоо» стал вторым фильмом, где Вивьен Ли сыграла после своего оглушительного успеха в «Унесенных ветром». На мой взгляд, «Мост Ватерлоо» – это одна из лучших работ актрисы, и смотреть его надо хотя бы ради того, чтобы увидеть, как Вивьен играет одними только глазами. Путь ее героини от хрупкой и жизнерадостной балерины до сильной, прожженной женщины, чья судьба была трагически сломана войной, зритель может прочувствовать именно благодаря профессионализму и безупречной игре актрисы. А знаменитая сцена с вальсом при свечах, в которой актеры, опять же, не произносят ни слова, надолго отложится в памяти.

«Филадельфийская история», 1940 г.

Кадр из фильма "Филадельфийская история"
Кадр из фильма "Филадельфийская история"

Красавица мисс Трейси в исполнении неподражаемой голливудской актрисы Кэтрин Хэпберн готовится во второй раз выйти замуж, избранник – управляющий компанией ее отца Джордж. Однако неожиданно появляется ее бывший муж в сопровождении репортеров и красавчика по имени Коннор. Их цель – осветить в прессе эту свадьбу. Но никто из мужчин даже не подозревает, что под маской холодной дамы прячется взрывоопасный вулкан страстей…

«Филадельфийская история» - комедия, полная емких диалогов и достаточно хлестких шуток. Добавьте к этому отличную музыку и великолепную игру актеров, и получите картину, которую по праву можно назвать классикой мирового кино.

«Эта замечательная жизнь», 1947 г.

Кадр из фильма "Эта замечательная жизнь"
Кадр из фильма "Эта замечательная жизнь"

Трогательная, поучительная и очень добрая старая рождественская картина, заслужившая 5 номинаций на Оскар, но так и не получившая ни одной награды. Главный герой Джордж Бейлив в канун Рождества решает покончить с собой, но тут неожиданно появляется Ангел, которому, чтобы получить крылья, необходимо как-то удержать Джорджа от фатального поступка. Чтобы убедить его, Ангел показывает ему жизнь, в которой его не существует. Этот фильм транслируют по телевидению США каждое Рождество, совсем как у нас в предновогодние часы неизменно показывают «Иронию судьбы, или с легким паром». «Эта замечательная жизнь» стала культовой потому, что этот фильм никого не оставляет равнодушным, как бы подставляя зрителю невидимое плечо поддержки, показывая ценность жизни, семьи и дружбы.

«Похитители велосипедов», 1948

Кадр из фильма "Похитители велосипедов"
Кадр из фильма "Похитители велосипедов"

Главный герой, сорокалетний Антонио Риччи, живет на окраине и едва сводит концы с концами, пытаясь прокормить жену и детей. Наконец он находит долгожданную работу в бедном послевоенном Риме, его задача – расклеивать афиши. Но для работы ему нужен велосипед, и чтобы выкупить его из ломбарда, жена Риччи закладывает простыни. Не проходит и пары часов, как кто-то крадет у Антонио велосипед, и вместе со своим маленьким сыном Риччи пускается на его поиски.

Режиссер Витторио Де Сика показывает нам чудовищную пропасть между богатыми и бедными, ведь для одних велосипед –это всего лишь вещь, а для других- символ лучшей жизни. Стараясь максимально приблизить кинематограф к жизни, раскрыть душу простого человека и показать условия его существования, Де Сика становится как бы вторым Гоголем. Тот самый гоголевский «маленький человек» приобретает в этой картине новые краски, когда вокруг, казалось бы, незначительного события, разыгрывается настоящая драма. И хотя многие современники приняли «Похитителей велосипедов» в штыки, позднее творение Де Сика назовут одним из лучших фильмов всех времен и народов. Трогательный, смешной, печальный и одновременно забавный - этот фильм никого не оставит равнодушным.

«В джазе только девушки», 1959 г.

Кадр из фильма "В джазе только девушки"
Кадр из фильма "В джазе только девушки"

Этот фильм на все времена явно не нуждается в особом представлении. В этом фильме есть все – джаз, любовь, опасные гангстеры в модных костюмах и воодушевленная Америка тех времен. Режиссер Билли Уайлдер в тандеме с Мерилин Монро, Тони Кертисом и Джеком Леммоном создали непревзойденный образец комедийного жанра. Находчивость и изобретательность героев заставляет от души смеяться над их приключениями. При этом все шутки попадают «в яблочко», чего сейчас очень не хватает современным американским комедиям. Устраивайтесь поудобнее для просмотра: два часа хорошего настроения и отличного кино вам обеспечены.

«Умберто Д.», 1952 г.

Если считать, что фильмы, как и книги, создаются для того, чтобы нести людям определенный посыл и смысл, то итальянский фильм «Умберто Д.» оправдывает эту концепцию полностью. И действительно, можно смело сказать, что «Умберто Д.» - кино не для равнодушных. Фильм предлагает нам задуматься. Задуматься о, может быть, не совсем понятной нам пока, но все же невероятно значимой теме. Что такое старость и что мы, молодые, знаем о ней? Как может повернуться жизнь, даже если в молодости ты был успешен и полон сил? Что ты будешь чувствовать, когда все вокруг отвернутся от тебя, и единственным существом, которому будет до тебя дело, окажется твоя собака? Этой вечной и все еще актуальной теме одиночества человека в обществе и посвящена эта картина.

«Римские каникулы», 1953 г.

Кадр из фильма "Римские каникулы"
Кадр из фильма "Римские каникулы"

Вы, наверно, нисколько не удивитесь, увидев в этом списке этот фильм, ведь он действительно из разряда всем известных «вечных», потому что его можно вечно пересматривать, он снят в Вечном городе, в нем играют выдающиеся актеры, навечно вписанные в историю кинематографа. «Римские каникулы» - очень живой и светлый фильм о жажде жизни, об умении наслаждаться моментом, делая только то, что приносит удовольствие. Выбрав его для просмотра, приготовьтесь к тому, что вы окончательно и бесповоротно влюбитесь в Рим и, конечно, в прекрасную и непосредственную Одри Хепберн, получившую за этот фильм Оскар и Золотой глобус в номинации «лучшая женская роль».

«Ночи Кабирии», 1957 г.

Кадр из фильма "Ночи Кабирии"
Кадр из фильма "Ночи Кабирии"

«Ночи Кабирии» - фильм легендарного Федерико Феллини, где в главной роли он снял свою жену, обаятельную Джульетту Мазину. Кабирия – проститутка, но фильм призван перечеркнуть все наши предрассудки о древнейшей профессии. Кабирия очень непосредственна и мечтает встретить свою единственную любовь, она добра и простодушна, как ребенок, несмотря на то, что окружающие обманывают и используют ее. И какие бы неприятности не попадались на ее пути, находчивая Кабирия не теряет веры в лучшее и не опускает руки. Феллини не порицает свою героиню и ее способ заработка, а напротив - пытается показать, что каждый человек в мире, чем бы он ни занимался и каким бы ни был, стремится к одной-единственной цели – быть счастливым.

«Артист», 2012

Кадр из фильма "Артист"
Кадр из фильма "Артист"

Единственный современный фильм в данной подборке упомянут неслучайно. «Артист» - достаточно революционный фильм, потому что не каждый режиссер отважится сделать ставку на жанр немого черно-белого кино в 2012 году, в век, когда цветное кино уже заняло весь прокат. Но Мишель Хазанавичус отважился и сорвал куш в виде огромного количества престижных премий, пяти Оскаров и признательности зрителей, показав в эпоху 3D, что все новое-это хорошо забытое старое. Фильм рассказывает историю популярного актера немого кино, который с переходом Голливуда на звуковой формат теряется и утрачивает былую славу. Зато карьера без памяти влюбленной в него девушки-статистки с приходом перемен идет в гору. Здесь, конечно, вмешается любовь – она все исправит и подарит зрителю замечательный финал. И кто знает, может быть вы так же, как и зрители Каннского фестиваля, захотите аплодировать работе Хазанавичуса стоя.