Найти тему

Можно ли ездить на велосипеде зимой? 3 главных мифа.

Возможно ли это? Ведь у нас не тёплая Франция или Голландия, не Тайланд и не США - скажут многие. Упуская из виду, что одними из самых велосипедных стран в мире считаются Дания, Швеция, Финляндия и т.п. И сколько не вспоминай про Гольфстрим - его тёплые крылья овевают как побережья вышеозначенных стран, так и земли Калининградской области, Ленинградской, отчасти Кольский полуостров. И сложно сказать, будто регионы южнее Москвы очень уж морозные. В какие-то из зимних дней действительно воздух будет щипать кожу лица холодом. Но зима короткая, и дней таких мало.
То есть дней с температурой ниже 10 градусов. Именно это значение считаю своеобразным водоразделом - отметка термометра ниже - велосипед лучше оставить.

Миф 1: Зимой же холодно!

Да! Входить в зимнее катание нужно постепенно, как закалённые моржи (прим. пловцы) - с лета посещающие водоёмы. Давая телу прочувствовать падение температур от августа до января. А не летящих окунутся только тогда, когда появятся проруби!

Также на велосипеде - осенью мёрзнешь даже при +10, зато весной -5 уже тёплая погода! После зимней стужи то.

Как я писал в статье об особенностях катания в дождливую погоду - помните про слои! Слои одежды. Одевайте не свитер с пуховиком, а термобельё и велосипедную куртку. Холодно? Подденьте флисовую кофту. Жарко - остановитесь и снимите её. К тому же несколько тонких слоёв одежды всегда теплее одного толстого.

Летняя джерси на тело, слой термобелья (синий) и две велокуртки. Термобельё заменяется на флисовую кофту при похолодании. Если уж совсем мороз - то этой кофтой дополняется. Такой наряд начинает быть актуальным при 5 градусах и ниже, и нахождении в поездке около часа.
Летняя джерси на тело, слой термобелья (синий) и две велокуртки. Термобельё заменяется на флисовую кофту при похолодании. Если уж совсем мороз - то этой кофтой дополняется. Такой наряд начинает быть актуальным при 5 градусах и ниже, и нахождении в поездке около часа.

Зимой на велосипеде в первую очередь мёрзнут ноги, мёрзнут руки, уши и нос. Поэтому с перчатками также, как и с одеждой - сначала тонкие, сверху потолще.

Небольшой хак по работе со смартфоном в перчатках, которые он не воспринимает. Используйте нос , послюнявьте (совсем немного) кончик перчатки, которым работаете с телефоном и вуаля!
- 2 градуса по Цельсию, расстояние в 18,5 км. по городу, флисовая перчатка, поверх обыкновенная полушерстяная. Но лучше на внешний слой выбирать ветрозащитный материал.
- 2 градуса по Цельсию, расстояние в 18,5 км. по городу, флисовая перчатка, поверх обыкновенная полушерстяная. Но лучше на внешний слой выбирать ветрозащитный материал.

Штаны рекомендую тонкие и мембранные, а под них термобельё или велолосины - тут уж кому как роднее.

Грамотным будет использовать водоотводящий слой к телу, внешний слой из ветрозащитного материала. Это справедливо и к перчаткам.

В ботинки теплую стельку и пару слоёв носков, в сильный мороз пару тонких и носок потолще.

Всегда катаю в шлеме, под него одеваю сложенный надвое бафф и такой же бафф с флисовой подкладкой одеваю на шею, натягивая выше при необходимости. В сильный мороз до ушей. Надеваю очки - потому что от мороза, на скорости глаза начнут слезиться (помните как на лыжах с большой горы?:-)

Если речь не идёт о сильном морозе - велошарф оказывается ненужным минут через 10, когда кровь начинает интенсивно бегать по сосудам. Первое время в нём комфортно и не мёрзнёт нос.
Если речь не идёт о сильном морозе - велошарф оказывается ненужным минут через 10, когда кровь начинает интенсивно бегать по сосудам. Первое время в нём комфортно и не мёрзнёт нос.

Никогда не стесняюсь брать удачные решения с лыжной экипировки - например сноубордические/горнолыжные повязки на шею! На случай сильных ветров и холода.

Чтобы комфортно ехать в мороз нужно помнить:

  • Выходя утром на улицу - вам точно будет холодно, поэтому начните утро с разгона крови, заведите своё тело 10 минутной гимнастикой! С растяжкой ног и приседом.
  • Выпейте горячего чая и возьмите небольшой термос с собой
  • Первые 10 минут обычно прохладно, начинают подмерзать ноги и руки, нос. Затем кровь разбегается по телу, метаболизм ускоряется и начинается обратный эффект. Тепло разливается по телу.
  • Вначале ставьте лёгкую передачу и делайте максимальное количество оборотов педалей (прим. увеличивайте каденс) - накачивая мышцы горячей кровью.
  • Возьмите за правило использовать крем для лица.

В морозец комфортная дистанция составляет около 13 километров, это полчаса, сорок минут. Не более часа.

Спортивная нагрузка в сумме с низкой температурой подарит высокую трату калорий. Будьте готовы к хорошему аппетиту :-) Как и летом восполнять потери предпочтительнее фруктами и овощами - яблоками, бананами и т. п. Не забывайте про важность употребления воды.

Миф 2: Зимой же грязно!

Снегопад+соль+песок. Если убирают регулярно - то вскоре останется лишь чистый асфальт.
Снегопад+соль+песок. Если убирают регулярно - то вскоре останется лишь чистый асфальт.

Камень жителям больших городов - где соль является популярным средством очистки асфальта ото льда. После или во время снегопада очень некомфортно, хотя и здесь полноразмерные крылья спасают ситуацию. Закрывают цепь и ноги от слякоти. Впрочем прогноз погоды нынче доступен и точен - планируйте поездки заранее, с вечера. Зимой множество сухих морозных дней - осадков в это время года меньше, чем летом. Асфальт чаще сухой. Выбирайте маршрут по велополосам и дорожкам - их хорошо чистят и с минимальным применением соли. По крайней мере в Петербурге.

Частенько во время снегопада пристраивался за трактором с щёткой!
Частенько во время снегопада пристраивался за трактором с щёткой!

Жителям же небольших городов и селений благодать - дорога под накатом, посыпанная песочком и низкий траффик автомобилей - это сказка! Главная проблема в оттепель - когда дороги "проваливаются". Нарушается их целостность от неравномерного таяния.

Миф 3: Скользко же!

Да. Также, как и на автомобиле. Также как и пешком - только упасть вперёд и назад не получится - а значит больше предсказуемости. Про скользкую дорогу нужно помнить всегда - не вытормаживать резко (с блокировкой колеса) и упаси боже - в повороте. Резко не поворачивать, следить за дорогой. Быть вальяжным :-) У меня, не без оснований, вызывают опасения участки, на которых каша из снега резко застыла, или замерзла лужа при постоянном ветре - получилось подобие стоп кадра небольшого шторма. Лучше в таком месте пройтись пешком...

На такой дистанция я чувствовал себя комфортно практически всю зиму. Благо большая часть пути проходит по велополосам и паркам. Причём имел место выбор маршрутов. На дороги общего пользования старался не выезжать. Только при необходимости. Грязно и водители не всегда готовы к байку. "Зимняя" средняя скорость ниже на 3-6 км/ч, чем летняя, что логично.
На такой дистанция я чувствовал себя комфортно практически всю зиму. Благо большая часть пути проходит по велополосам и паркам. Причём имел место выбор маршрутов. На дороги общего пользования старался не выезжать. Только при необходимости. Грязно и водители не всегда готовы к байку. "Зимняя" средняя скорость ниже на 3-6 км/ч, чем летняя, что логично.

Второй вариант маршрута.
Второй вариант маршрута.

Лучший выход - шипованная резина. Да, её делают для велосипедов и работает такая покрышка очень хорошо (правда стоит относительно дорого). Отдавать предпочтение лучше четырёхрядной шиповке.

Помимо промышленных методов - в избытке самодельных вариантов. Даже с цепями... На мой взгляд расцентровка колеса не принесёт ничего хорошего кроме дальнейших проблем с механикой. А вот вкручивание самодельных шипов: При наличии старых покрышек - почему бы и нет. Интересное решение , если приходится иметь дело с сельскими - лесными дорогами. Но не вариант для города с перемежающимися участками снега, льда и асфальта.
Помимо промышленных методов - в избытке самодельных вариантов. Даже с цепями... На мой взгляд расцентровка колеса не принесёт ничего хорошего кроме дальнейших проблем с механикой. А вот вкручивание самодельных шипов: При наличии старых покрышек - почему бы и нет. Интересное решение , если приходится иметь дело с сельскими - лесными дорогами. Но не вариант для города с перемежающимися участками снега, льда и асфальта.

Как видим - езда зимой возможна, комфортна и полезна! Наполнена атмосферой очарования и спокойствия - если не брать в расчёт дни со снегопадами и прочими прелестями :-)

Приятных поездок и удачи на дорогах!