Возможно ли это? Ведь у нас не тёплая Франция или Голландия, не Тайланд и не США - скажут многие. Упуская из виду, что одними из самых велосипедных стран в мире считаются Дания, Швеция, Финляндия и т.п. И сколько не вспоминай про Гольфстрим - его тёплые крылья овевают как побережья вышеозначенных стран, так и земли Калининградской области, Ленинградской, отчасти Кольский полуостров. И сложно сказать, будто регионы южнее Москвы очень уж морозные. В какие-то из зимних дней действительно воздух будет щипать кожу лица холодом. Но зима короткая, и дней таких мало.
То есть дней с температурой ниже 10 градусов. Именно это значение считаю своеобразным водоразделом - отметка термометра ниже - велосипед лучше оставить.
Миф 1: Зимой же холодно!
Да! Входить в зимнее катание нужно постепенно, как закалённые моржи (прим. пловцы) - с лета посещающие водоёмы. Давая телу прочувствовать падение температур от августа до января. А не летящих окунутся только тогда, когда появятся проруби!
Также на велосипеде - осенью мёрзнешь даже при +10, зато весной -5 уже тёплая погода! После зимней стужи то.
Как я писал в статье об особенностях катания в дождливую погоду - помните про слои! Слои одежды. Одевайте не свитер с пуховиком, а термобельё и велосипедную куртку. Холодно? Подденьте флисовую кофту. Жарко - остановитесь и снимите её. К тому же несколько тонких слоёв одежды всегда теплее одного толстого.
Зимой на велосипеде в первую очередь мёрзнут ноги, мёрзнут руки, уши и нос. Поэтому с перчатками также, как и с одеждой - сначала тонкие, сверху потолще.
Небольшой хак по работе со смартфоном в перчатках, которые он не воспринимает. Используйтенос ,послюнявьте (совсем немного) кончик перчатки, которым работаете с телефоном и вуаля!
Штаны рекомендую тонкие и мембранные, а под них термобельё или велолосины - тут уж кому как роднее.
Грамотным будет использовать водоотводящий слой к телу, внешний слой из ветрозащитного материала. Это справедливо и к перчаткам.
В ботинки теплую стельку и пару слоёв носков, в сильный мороз пару тонких и носок потолще.
Всегда катаю в шлеме, под него одеваю сложенный надвое бафф и такой же бафф с флисовой подкладкой одеваю на шею, натягивая выше при необходимости. В сильный мороз до ушей. Надеваю очки - потому что от мороза, на скорости глаза начнут слезиться (помните как на лыжах с большой горы?:-)
Никогда не стесняюсь брать удачные решения с лыжной экипировки - например сноубордические/горнолыжные повязки на шею! На случай сильных ветров и холода.
Чтобы комфортно ехать в мороз нужно помнить:
- Выходя утром на улицу - вам точно будет холодно, поэтому начните утро с разгона крови, заведите своё тело 10 минутной гимнастикой! С растяжкой ног и приседом.
- Выпейте горячего чая и возьмите небольшой термос с собой
- Первые 10 минут обычно прохладно, начинают подмерзать ноги и руки, нос. Затем кровь разбегается по телу, метаболизм ускоряется и начинается обратный эффект. Тепло разливается по телу.
- Вначале ставьте лёгкую передачу и делайте максимальное количество оборотов педалей (прим. увеличивайте каденс) - накачивая мышцы горячей кровью.
- Возьмите за правило использовать крем для лица.
В морозец комфортная дистанция составляет около 13 километров, это полчаса, сорок минут. Не более часа.
Спортивная нагрузка в сумме с низкой температурой подарит высокую трату калорий. Будьте готовы к хорошему аппетиту :-) Как и летом восполнять потери предпочтительнее фруктами и овощами - яблоками, бананами и т. п. Не забывайте про важность употребления воды.
Миф 2: Зимой же грязно!
Камень жителям больших городов - где соль является популярным средством очистки асфальта ото льда. После или во время снегопада очень некомфортно, хотя и здесь полноразмерные крылья спасают ситуацию. Закрывают цепь и ноги от слякоти. Впрочем прогноз погоды нынче доступен и точен - планируйте поездки заранее, с вечера. Зимой множество сухих морозных дней - осадков в это время года меньше, чем летом. Асфальт чаще сухой. Выбирайте маршрут по велополосам и дорожкам - их хорошо чистят и с минимальным применением соли. По крайней мере в Петербурге.
Жителям же небольших городов и селений благодать - дорога под накатом, посыпанная песочком и низкий траффик автомобилей - это сказка! Главная проблема в оттепель - когда дороги "проваливаются". Нарушается их целостность от неравномерного таяния.
Миф 3: Скользко же!
Да. Также, как и на автомобиле. Также как и пешком - только упасть вперёд и назад не получится - а значит больше предсказуемости. Про скользкую дорогу нужно помнить всегда - не вытормаживать резко (с блокировкой колеса) и упаси боже - в повороте. Резко не поворачивать, следить за дорогой. Быть вальяжным :-) У меня, не без оснований, вызывают опасения участки, на которых каша из снега резко застыла, или замерзла лужа при постоянном ветре - получилось подобие стоп кадра небольшого шторма. Лучше в таком месте пройтись пешком...
Лучший выход - шипованная резина. Да, её делают для велосипедов и работает такая покрышка очень хорошо (правда стоит относительно дорого). Отдавать предпочтение лучше четырёхрядной шиповке.
Как видим - езда зимой возможна, комфортна и полезна! Наполнена атмосферой очарования и спокойствия - если не брать в расчёт дни со снегопадами и прочими прелестями :-)
Приятных поездок и удачи на дорогах!