Найти тему
Павел Бронза

Космический нуар в духе дикого запада. И это аниме. Рецензия на Ковбоя Бибопа.

Спайк
Спайк

Как же много я слышал о ковбое бибопе. “Это лучшее что случалось с анимацией, посмотри обязательно”, кричало мне всё вокруг, а я контркультурно воротил нос и даже рекомендации спотифая, подкидывающие саундтреки оттуда, не могли заставить меня посмотреть. Позавчера в качестве отдыха от скучного твин пикса (сори, досмотрю обязательно) мне приспичило посмотреть аниме, тут-то ковбой бибоп и пришёлся кстати. Сел за ноутбук в 4 дня, закончил последнюю серию в 4 ночи. Насквозь ахуевший.

События разворачиваются в 2071 году. Землю убило, и люди давно расселились по пригодным для жизни планетам и спутникам солнечной системы. На космическом корабле "Бибоп" путешествует случайно собравшаяся команда охотников за головами в лице Спайка - худого красавчика с мутным прошлым, Джэта - мудрого мужика средних лет с мутным прошлым, Фэй - секси-сучки воровки с мутным прошлым, Эд - пизданутного ребёнка хакера вне гендера с, внимание, мутным прошлым. Ну и суперумный пёс-корги Эйн, у него прошлое вроде не сильно мутное. В общем все они летают по космосу, рефлексируют и бьют негодяев, мотивируясь исключительно собственным прагматизмом.ей Валентайн

Вообще, имея скелет по сути классической космооперы, бибоп является постмодернистским шедевром мультикультурализма, вклеивая в сюжет абсолютно разные паттерны, отсылки, референсы и прочее, склоняя голову скорее в сторону запада, разумеется. Общего сюжета, по сути, нет. Каждый эпизод - отдельная история со своим злодеем, каждый следующий из которых отличается от предыдущего разным уровнем харизматичности и проблематики, из-за двойственности которой, наши герои, являясь охотниками за головами, по итогу не могут купить себе даже бичпакет, поскольку злодей либо умирает либо оказывается не таким уж гандоном.

У каждого из главных героев своя сюжетная ветка, которая закончилась где-то в прошлом, с последствиями, за которыми мы наблюдаем в настоящем. Это прикольная особенность, которую заметил не я, но не рассказать про неё теперь не имею права. Главные герои - разочаровавшиеся в жизни наблюдатели, ищущие себя, свой дом, способ жить дальше. Спайк - некий ронин, отошедший от дел мафиози, потерявший связь с реальностью, не понимающий как эту связь восстановить, и лезущий под пулю при каждом удобном случае. Джэт - бывший полицейский, застрявший в прошлом, а Фей - девушка, прошлого не имеющая, ищущая свой дом и себя.

-2

Таким образом, не имея единого сюжета даже среди главных персонажей, задачу цельности повествования на себя берёт лейтмотив одиночества и потерянности, который до конца сериала, к сожалению, так и останется для них актуальным.

Очевидным сюжетным выводом являлось бы осознание себя всем экипажем Бибопа как семьи, но их бэкграунд не позволяет так просто решить проблемы, поэтому концовка сериала нуарно беспощадна к главным героям. В финале появляется титр "you gonna carry that weight", что очевидным образом отсылает к песне Битлз "Carry that weight", текст, которой предвосхищает распад битлз и очень подходит происходящим в сериале событиям.

Финальный кадр сериала
Финальный кадр сериала

На нуарную обстановку работает и сам мир сериала. Невероятной проработки мрачная, постапокалиптичная киберпанк действительность, очень резонирует с арками персонажей. Как я понял вышедший в 95ом году Евангелион не слабо взбудоражил умы японских мангаке, аниматоров и продюсеров дав дорогу серьёзным и проработанным сериалам, но из-за жуткого кризиса японии 90ых, общественный запрос был скорее на радужное аниме про огромных роботов, и школьниц, поэтому ковбой бибоп показал настолько ужасные рейтинги, что его показ остановили на половине.

Подобная депрессивно-правдоподобная проработка мира просто не была нужна японцам того времени. А вот американцам, по всей видимости, нужна, там это аниме и обрело культовый статус, вернувшись на родину легендой.

А теперь подробнее о саундтреке. Ребята, это пиздец. Я прямо сейчас слушаю трек Space Lion уже шестой раз за день, слушал его перед сном и буду слушать в метро, когда поеду пить пиво. Чистый кайф. Первые 3 минуты одинокого саксофона, под аккомпанемент приглушенных синтвейв-звуков в духе вангелиса, делают из реальности чёрно-белую выжженую пустошь человеческих судеб, чай в кружке алкогольным, а долги по учёбе превращаются в единственный долг - долг мести за убитую жену, и я обязательно расследую это дело, этот ублюдок сядет.

Затем, вступают какие-то этнические африканские песнопения и барабаны и на оставшиеся 4 минуты уносят тебя куда-то в первобытность, таким образом соединяя будущее - синтвейв, прошлое - песнопения, и настоящее - одинокий саксофон. Короче саундтрек тут это что-то невозможное. Вчера я открывал пачку замороженных блинов с ветчиной и сыром, а потом жарил их под трек Rain, и никогда в жизни так геройски себя не чувствовал. Как будто эти блины - единственное, что осталось от той самой покойной жены, и сейчас в параллельной сцене я иду наконец мстить за неё. Без этой музыки, аниме не было бы и вполовину таким стильным и крутым.

Рукопашные схватки под ахуенный бодрый джаз и космические бои под него же. Падение из окна церкви под хоровые распевки, спасение космического груза под орущий хэви-метал. “Ковбой Бибоп” это Кино с большой буквы, каждый эпизод переполнен харизмой, действием и держит тебя за твой бибоп все 20 минут не отпуская ни на секунду.

В общем то сериал вышел аж 22 года назад и его последующее влияние трудно переоценить. Сомневаюсь, что могу сказать что-то новое, всегда сложно писать про классику, которой бибоп уже безусловно сумел стать. Это качественная фантастика с неповторимой атмосферой высеченная в граните, образец, икона, константа и прочие синонимы. Смотрите если любите джаз, космос, ваша жизнь это чёрно-белая выжженная пустыня и фразы в духе “Я иду не умирать, а проверить жил ли до этого” трогают до мурашек.

Вот альбом с саундтреками.