📅 Звуковой Календарь 19/12/2020
Великая певица Франции Эдит Пиаф прожила короткую, но причудливую жизнь. Эдит Джованна Гассьон появилась на свет в разгар Первой Мировой войны. Отец Эдит отправился на фронт, а мать отослала девочку к своей матери, злоупотреблявшей алкоголем, которая добавляла в молоко вино, чтобы внучка как можно больше спала. Когда отец вернулся с войны, он нашел свою дочь немытой и истощенной. В три года Эдит отправили к другой бабушке, которая обнаружила, что девочка ничего не видит. Позднее в результате лечения (или, как утверждают, благодаря молитвам Святой Терезе) она прозрела и в 9 лет была отправлена бабушкой обратно к отцу в Париж. В то время на содержании Луи Гассьона помимо Эдит было 8 других детей. Отец Эдит выступал на улицах и площадях Парижа с акробатическими номерами, а Эдит, у которой оказался великолепный голос, пела, зарабатывая на жизнь. Вот так, на улице началась творческая биография Эдит Гассьон. В 14 лет она уже вела самостоятельную жизнь: тощая, некрасивая, одетая в лохмотья, - она покоряла слушателей своим великолепным голосом. Ее взял на работу хозяин кабаре «Жуан-ле-Пен». Владелец магазина Л.Дюпон влюбился в нее и они стали жить вместе. В 17 лет Эдит родила дочь Марсель, но сцена уже завладела ею и Эдит не хотела связывать себя ребенком. Когда Марсель заразилась менингитом (а в Париже тогда была эпидемия менингита) и умерла, Эдит заболела тоже, но ей удалось выкарабкаться. Детей у Эдит больше не было, от Дюпона она ушла.
В 1935 г., когда Эдит было 20 лет, ее заметил владелец кабаре «Жернис» Л.Лепле и решил «огранить» этот «необработанный алмаз». Лепле придумал для Эдит сценический псевдоним «Пиаф» - воробушек. Пиаф обучали всему – работать с аккомпаниатором, правильно вести себя на сцене, следить за мимикой и жестами, наконец, одеваться и гримироваться со вкусом и т.д. Вскоре на сцене кабаре «Жернис» ярко засверкала новая звезда. Это был первый настоящий успех Эдит Пиаф. А после ее выступления по радио, она прославилась на всю страну. Через некоторое время Лепле был найден застреленным, и Пиаф попала в круг подозреваемых, так как была упомянута в его завещании. Началась травля Пиаф в газетах, на ее выступлениях устраивались дебоши. В это время произошла встреча Пиаф известным поэтом Реймоном Ассо. Он написал для Пиаф ряд композиций – «Париж-Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Вымпел для легиона» и др. Пиаф сотрудничала с композитором Маргерит Монно, тогда появились в репертуаре Пиаф «Маленькая Мари», «Гимн любви», «Дьявол рядом со мной» и т.д. Ассо добился для Пиаф выступления на сцене самого популярного в Париже мюзик-холла «АВС». После все парижские газеты возвестили о рождении великой французской певицы Эдит Пиаф. После начала Второй мировой войны Пиаф покинула Ассо, стала работать с известным французским режиссером Ж.Кокто, снялась в его фильме «Равнодушный красавец» (1940 г.), через год понялась в картине Ж.Лакомба «Монмартр на Сене» ( 1941 г.). Во время войны Пиаф выступала перед французскими военнопленными, фотографировалась с ними после концерта. С этих снимков потом делали фото для документов, с которыми пленные могли бежать из лагеря.
После войны популярность Пиаф стала поистине грандиозной. В 1955 г. она выступила в легендарном концертном зале Олимпия, затем последовало многомесячное гастрольное турне по Америке. Поездка сильно подорвала здоровье Пиаф, уже расшатанное депрессиями, алкоголем и наркотиками. В 1961 г. она узнала о своем диагнозе – раке печени. В сентябре 1962 г. она пела с Эйфелевой башни свои лучшие песни – «Милорд», «Нет, я не жалею ни о чем», «Право любить»… Последнее выступление Пиаф состоялось 31 марта 1963 г. в оперном театре Лилля. 10 октября 1963 г. ее не стало. На похороны Пиаф пришли десятки тысяч ее поклонников. Церковь отказалась отпевать ее и совершить церемонию погребения, так как, по мнению церкви, вся жизнь Пиаф была сплошным грехом. Среди ее мужчин был Ив Монтан, которого она поддерживала и помогала во всем 2 года, боксер М.Сердан, женатый человек, с которым у Пиаф был роман. В 1949 г. он по вызову Пиаф летел к ней, самолет разбился у Азорских островов, а Сердана опознали по часам на руке, подаренным Пиаф. Она выходила замуж за певца Ж.Пилса, но брак распался. Наконец, уже будучи тяжело больной, она вышла замуж за сына греческого эмигранта Т.Ламбукиса моложе Пиаф на 20 лет, который был ее давним и преданным поклонником. Ламбукис трогательно ухаживал за больной Пиаф до последнего дня ее жизни.
В воспоминаниях зрителей маленькая, некрасивая усталая женщина превращалась в красавицу, как только начинала петь: "Сама Франция с ее радостями и горестями, трагедиями и смехом пела правду о себе…" Э.Пиаф в автобиографической книге "Моя жизнь" писала: "Я пою не для всех – я пою для каждого". Пожалуй, именно поэтому Э.Пиаф стала своеобразным символом Франции. Она не оставила после ухода из жизни ни имущества, ни денег, она щедро тратила все заработанное на своих друзей и возлюбленных, помогала молодым, пока неизвестным певцам выйти на большую сцену. Ее жизнь – это вереница трагедий. Она пережила смерть единственного ребенка, автокатастрофы, 7 тяжелых операций, зависимость от алкоголя и наркотиков, попытку самоубийства, 3 комы из-за гепатита, потерю любимого человека, наконец, две мировые войны.
Песни Пиаф популярны до сих пор, некоторые из них стали своего рода визитными карточками певицы. Ее творчество востребовано, любимо, оно не стареет со временем.
Сегодня – одна из песен, которая стала символом, ярчайшим образом Эдит Пиаф – «Нет, я не жалею ни о чем». Запись доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/19-12-2020
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.