Найти тему
Николай Кулаков

Советский Скорцени. Как генерал Василий Маргелов применил опыт советских десантников, полученный в Великой Отечественной войне

В мае 1945 года остатки основательно побитых гитлеровских дивизий «Мертвая голова» и «Великая Германия» хотели пробиться на Запад. Ничего хорошего от встречи с Красной армией нацистские вояки не ждали. Советское командование поставило перед комдивом Василием Маргеловым (он был командиром 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта) сложную задачу — немцев на запад не пропускать, по возможности нейтрализовать и обезоружить, при сопротивлении уничтожить. Командиры знали, кому поручали такое рискованное дело. за плечами Маргелова были не только огненные версты Великой Отечественной, но и во время похода РККА осенью 1939 года на белополяков. В Зимнюю войну 1940 года с финнами Маргелову удалось даже пленить офицеров шведского Генерального штаба.

Отчаянный смельчак взял с собой только самых отважных товарищей. Его соратники вооружились пулеметами и гранатами, их поддерживала батарея артиллерийских орудий. Вереница автомобилей с вооруженными командирами РККА подкатила к штабу гитлеровцев, который был сразу же взят на прицел артиллерией. Маргелов приказал немцам сдаться немедленно и без всяких условий. Иначе он откроет огонь из всех орудий. Пушки уже были развернуты и готовы к ведению огня. Времени на раздумья гитлеровцам было дано минимум — пока горит сигарета комдива.

Нерцы у нацистов оказались далеко не стальными. Сдались со всем вооружением. Тогда, как было указано в рапорте комдива, в плен РККА попали 2 генерала, 806 офицеров, 31 258 унтер-офицеров. Немцы сдали также целый парк боевых машин и бронетехники: 5847 грузовиков и 77 танков. Было сдано также 46 минометов, 120 пушек, 16 паровозов, 397 вагонов. Недаром Василий Маргелов заслужил право командовать сводным полком 2-го Украинского фронта, который прошел по брусчатке Красной площади в Москве на знаменитом параде Победы.

Василий Маргелов на фронте и на Параде Победы

Боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, генерал Василий Маргелов применял, когда ему поручили с 1950 года командовать дальневосточным особым корпусом ВДВ. Он подтянул дисциплину, повысил престиж службы в десанте. Под его руководством десантники стали настоящей крылатой гвардией. Маргелов много усилий потратил на то, чтобы десантники постоянно повышали свою боеготовность. Для мобильных частей было создано специальное вооружение и снаряжение. Например, автомат  Калашникова со специальным откидным прикладом, чтобы тот не препятствовал раскрытию парашюта, не осложнял действия бойца при десантировании. Крылатая пехота получила также платформы «Кентавр» для десантирования людей в боевых машинах.

Много вниманию при Маргелове уделялось технике десантирования. Личный состав должен был в совершенстве владеть приемами прыжков с парашютом. И это при том, что до командовани ядесантными войсками сам генерал практически никогда не прыгал с парашютом. Его первый прыжок относится к 1948 году. Василий Маргелов вспоминал: «До 40 лет я смутно представлял, что такое парашют, мне и во сне прыжки не снились. Получилось это само по себе, а точнее, как положено в армии, по приказу. Я человек военный, если нужно, готов хоть к черту в зубы. Вот так и пришлось, уже будучи генералом, совершить первый прыжок с парашютом. Впечатление, скажу вам, ни с чем не сравнимое». Кстати, впоследствии генерал совершил 60 прыжков, самый последний в возрасте 65 лет.

-2

Василий Маргелов с  советскими десантниками в 1960-х

В середине 1960-х ВДВ превратились в мощную ударную силу, которая могла решить боевую задачу в любой точке мира, куда только могли доставить пехоту с парашютами транспортные самолеты ВВВС СССР. В 1968 году, еще в период подготовки операции «Дунай», 7-я и 103-я гвардейские дивизии ВДВ были полностью мобилизованы и оперативно десантировались на территории Чехословакии. Всего за полчаса советские десантники смогли установить контроль над основными чешскими аэродромами, взлетными полосами, чтобы организовать прием советских транспортников.

Генерал Генерал Павел Федосеевич Павленко так отозвался о стиле руководства войсками Василием Маргеловым: "В истории Воздушно-десантных войск, да и в Вооружённых силах России и других стран бывшего Советского Союза его имя останется навсегда. Он олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом…

В. Ф. Маргелов понял, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому манёвру десанты. Он категорически отверг установку на удержание захваченного десантом района до подхода наступающих с фронта войск методом жёсткой обороны как пагубную, ибо в этом случае десант будет быстро уничтожен".