Адмирал Иван Федорович Крузенштерн имел шестерых детей и всю жизнь нуждался в средствах на содержание семьи.
Чтобы улучшить свое финансовое положение, он решил завести винокурню и подал заявку на поставку в петербургские винные магазины «узаконенной доброты полугарного вина», то есть так называемого хлебного вина.
Хлебное вино – это дистиллят двойной перегонки из ячменного, ржаного или пшеничного солода. В отличие от коньяка или виски, которые несколько лет выдерживают в дубовых бочках, качество полугара улучшают естественными методами очистки: древесным углем, хлебом, молоком. Напиток готов к употреблению спустя 3 – 5 дней после приготовления.
1 сентября 1830 года между Крузенштерном и Санкт-Петербургской казенной палатой был заключен контракт о поставке вина. Он состоял из 20 пунктов («особенных условий»). Так, например, за каждое ведро адмиралу полагалось получить от казны по 2 руб. 85 коп. Всего – 11 400 руб.
Мореплаватель был обязан производить «выкурку помянутой пропорции» (то есть вино крепостью 38,5%) с соблюдением устава о питейном сборе, не препятствуя при этом содержателю сборов наблюдать «как за винокурением на заводе, так равно и за провозом вина в места назначения, чрез все расстояния их откупа».
Одно из условий контракта обязывало поставщика «сдобрить» вино за свой счет в том случае, если оно будет иметь «дурной запах, пригар или дурную примесь». Если же вино «исправить» было невозможно, то его как негодное к употреблению следовало «истребить».
В последнем пункте указывалось, что по окончании поставки вина, после расчета с Крузенштерном, ему без малейшего промедления должны были вернуть свидетельство на имение, предоставленное в залог, и выдать от Казенной палаты аттестат об исправном выполнении обязанностей по контракту, который «в равной силе» относился и к его наследникам.
Крузенштерн выполнил контракт 1830 года и впоследствии почти ежегодно поставлял в Санкт-Петербургскую губернию по четыре тысячи ведер хлебного вина, получая дополнительный доход для своей семьи.
Однако этих денег ему все равно не хватало. В начале 1837 года адмирал обратился с письмом к императору Николаю I, в котором просил дать ему возможность уплатить долги, лежавшие на его имении (до 100 тыс. рублей), и продлить срок аренды мызы Аагоф. В заключение адмирал выражал надежду, что император простит дерзость старого офицера, «который после пятидесятилетней верной и усердной службы находится в бедности и которого старость отравлена заботами, лишившими его здоровья и сил перенести их...».
Император Николай I уважил старого моряка: и срок аренды продлил, и добавил ему еще две тысячи серебром в год. А спустя два года Крузенштерна включили в число поставщиков четырех тысяч ведер вина в Санкт-Петербургскую губернию на 1841 год. Это последнее документальное свидетельство о его винокуренной деятельности.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.