6,9K подписчиков

Какие диски лучше литые или кованые? Разбор по полочкам

1,3K прочитали

В чём отличия и на что обращать внимание

В этом материале читатель сможет ознакомиться с детальной информацией насчёт кованных и литых дисков. Оба «гиганта» рынка пользуются популярностью среди автолюбителей. Но лишь небольшая часть водителей может дать ответ какие диски лучше, литые или кованые. В конце статьи прикреплено полезное видео по теме. Вся информация максимально доступна и «разжёвана».

Какие диски лучше литые или кованые
Какие диски лучше литые или кованые

В интернете можно найти уйму мифов и рассказов о каждом из этих двух типов дисков. Например, на многих достаточно авторитетных ресурсах можно найти информацию о том, что кованые и литые диски производят из совершенно разных материалов. То есть, ничего общего они не имеют, а разница между ними просто колоссальная. Также кованые диски причисляют чуть ли не к нано-технологиям. На практике картина совершенно иная, и в этом материале вы узнаете почему.

Из чего производят диски

Оба типа очень похожие между собой по используемому для их создания материалу. В них нет никаких сверхсложных технологий. И литые, и кованые изделия производятся из простого сплава таких металлов:

  • Алюминия;
  • Магния;
  • Меди (её содержание всего от 3 до 7%);

Таким образом, их структура практически одинаковая. Но тут важно отметить, что каждый производитель использует свою уникальную формулу и подход. Но это технологическая и коммерческая тайна, охраняемая под семью замками. Ответ на вопрос «литые или кованые диски, что лучше?» следует искать совсем в другом.

Заготовки алюминия
Заготовки алюминия

На первом  этапе производства (плавка металлов) технология одинаковая. Всё смешивается в огромных чанах. Вот после этого и начинается самое интересное. А именно процесс превращения жидкого сплава в тот или иной диск.

Литые диски

На начальном этапе сплав тщательно освобождают от шлаков. Затем , горячую смесь металлов напрямую заливают в специальные формы. Эти формы и придают форму диска. Как только сплав остывает, «грубый литой диск» освобождают из формы и обтачивают на станках. С их помощью создают необходимые технические и эстетические характеристики диска.

Заливка формы
Заливка формы

По сути, это обычное литьё металла в специальные формы и последующая обточка. Именно поэтому данный тип и называется литым диском. Учитывайте, что приведённое объяснение очень упрощено, так как современные технологии вносят свои нюансы в производство.

Главный недостаток литых дисков

Наибольшим недостатком данной технологии является прочность диска. Почему?

Да потому что самая технология литья предусматривает, что внутри изделия могут оставаться маленькие пузырьки (пустые полости). Это конечно же не критичные полости, но они прямо влияют на характеристики диска. Их образование происходит на этапе отливки изделия. Как результат, микро полости могут негативно сказываться на прочности и даже разрушаться при высоких нагрузках. Диск попросту не имеет полноценной однородности.

Шлифовка дисков
Шлифовка дисков

Но не спешите делать окончательные выводы в споре кованые или литые – что лучше. Для увеличения прочности производители делают стенки диска толще. Поэтому литые изделия способны выдерживать немалые нагрузки. Важно отметить, что литые диски могут быть на 30% легче, чем штампованные. Но всё же есть и сложные модели с большим весом, но это скорее исключение, нежели правило.

Кованные диски

А вот это более интересная история. После создания сплава, его разливают в специальные формы, которые могут быть похожи на пустые столбы. Что-то на подобие длинных цилиндров. Как только такой столб остывает, его пускают на разрезку. Станок распиливает цилиндр на небольшие части. Это чем-то напоминает разрез бревна на отдельные чурбаки. С одного цилиндра полуают несколько меньших частей.

Ковка или литье являются сложными процессами, но первый способ более затратный. После разрезки каждый небольшой кусок отправляют в печь. Там он разогревается до определённой температуры. Затеем горячий цилиндр быстро отправляют под гидравлический (или его аналог) пресс. Кусок сплава сильно сжимают в несколько раз. Это делается под определённым углом, чтобы пресс «сплющивал» металл. Весь процесс похож на классическую ковку. Металл также кладётся на наковальню и сплющивается под давлением.

Три шага к успешной заготовке

Из-за больших нагрузок и сплющивания, сплав получается волокнистым и плотным. Полностью исключается появления любых микро пустот. Соответственно, это исключает возможные проблемы при высокой нагрузке или резких ударах при движениях. Но это ещё не конец создание кованого диска. Раздавливание было лишь первым шагом.

После пресса полученная «лепёшка» снова отправляется под воздействие высоких температур. В этот момент на прессе заменяют штамп на другой. Второй тип штампа выдавливает из лепёшек фигуру, похожую на кастрюли. Они отдалённо напоминают форму диска, но без отверстий.

Заготовка кованого диска
Заготовка кованого диска

Лишь на третий раз из заготовки наконец-то создают окончательную форму диска. Всё происходит на одном прессе. После третьего этапа уже можно заметить все очертания итогового изделия, но всё также без прорезей.

Закаливание диска
Закаливание диска

Далее все заготовки должны пройти «закалку». Их постепенно нагревают до температуры +500 градусов и резко охлаждают. В результате металл становится более мелкозернистым, повышается его прочность. Закалка повторяется три раза. Затем диски могут искусственно «старить». Это также позитивно влияет на его технические параметры, так как происходит снижение механического напряжения.

После закалки заготовка отправляет на обработку в цех. Там при помощи свёрл и резцов кусок сплава превращают в диск. Их делают максимально лёгкими, но в то же время жесткими. Согласно исследованиям, если диск будет на 1 кг легче, то в автомобиль можно дополнительно погрузить до 60 кг.

Сверловка отверстий
Сверловка отверстий

Важно акцентировать внимание на том, что несмотря на мифы, кованые диски не ограничены в рисунке. Их просто меньше производят, что влияет на ассортимент. При необходимости предприятие может создать кованый диск с любым рисунком. Зачастую кованые или литые диски практически нельзя отличить по внешнему виду. Также технология ковки позволяет создавать и более сложные рисунки, чем у штампованных «братьев».

Лишь небольшая часть водителей может дать ответ какие диски лучше, литые или кованые. -9

Плюсы и минусы кованых дисков

Как только завершается обработка, кованые диски отправляются в магазины. Ценник на них достаточно высокий, так как производственный процесс очень затратный. Но стоит отметить ряд преимуществ кованой продукции:

  • Высокое качество, подтверждаемое многими проверками;
  • Эти диски – самые прочные среди всех аналогов;
  • Высокие скоростные показатели, часто не требуют балансировки;
  • Легче на 20-30% от литых вариантов;
  • Способствуют меньшему расходу топлива;
  • Имеют приятный эстетический вид;
  • Стойкие к коррозии, так как созданы из алюминия и магния;
  • Уменьшается нагрузка на подвеску;

Но нужно помнить и о недостатках:

  • Цена может быть в два раза больше, чем у литых;
  • Жесткость приводит к тому, что при наезде на яму в первую очередь страдает резина и подвеска авто;

Недостатков немного, но только цена может отбить желание у большинства покупателей купить эти диски. Но прежде, чем решить какие диски легче: кованые или литые, стоит взвесить абсолютно все за и против. Ведь качество всегда стоит дорого.

Надеемся, этот материал помог понять какие изделия нужно выбрать для автомобиля: кованые или литые. Каждый тип имеет право на жизнь. Но решать только владельцу автомобиля.

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Если вам понравилась статья, прошу поставить лайк 👍 и подписатьсяна канал. Дальше будет ещё интереснее и полезнее!
Удачи на дорогах!

Полезные ссылки:

✔️ Литые диски

✔️ Стальные диски

👉 Все диски

Промокод на 20 литров незамерзайки Nord Stream.

При покупке комплекта зимних шин от R16 с 28.10 до 08.11.
В акции участвуют
Nokian, Michelin, Continental и Goodyear.

  • Бесплатный шиномонтаж
  • Бесплатная доставка
  • Бесплатное хранение

ПРОМОКОД: ZEN2020