У России есть две главных проблемы , которые тормозят наше развитие, ухудшают уровень жизни и материальное состояние народа.
Первая проблема. Очень низкая операционная эффективность бизнеса и производства ( не путать с производительностью труда!). В настоящее время она в районе 40-45 % от среднезападного значения.” Это 7-8 % потерь ВВП России.
Вторая проблема: Коррупция. Ежегодно расхищается 10-15 % бюджетов всех уровней государственных органов управления, внебюджетных государственных фондов и связанных с государством коммерческих структур : Государственных корпораций и ПАО, типа «Газпрома» и «Роснефти». А это около 4 % ВВП потерь ежегодно или около 4 триллионов рублей
Для сравнения: бюджет пенсионного фонда России в 2020 году составляет 8,3 триллиона рублей ( 8 % ВВП). А отсюда следует, что повышение операционной эффективности на 30 % и снижение коррупции всего на 25 % могло бы увеличить средние пенсии на 50 % !
Вот только повышать качество труда очень сложно и долго ( об этом отдельный разговор). С коррупцией бороться значительно легче .
Есть в мировой антикоррупционной практике примеры , которые уже привели к блестящим результатам при начальных условиях казнокрадства и продажности должностных лиц значительно хуже чем у нас сегодня.
Эти действия достаточно просты . Их можно изложить в всего в шести пунктах.
Но прежде определимся с некоторыми базовыми понятиями.
«Коррупция (Деяние)» – злоупотребление правами , властными полномочиями и должностным авторитетом связанных прямо или косвенно с государственными органами власти и управления, а также наличие конфликта интересов между этим лицом и государством.
«Фигуранты» – все лица подлежащие уголовной или административной ответственности за совершение Деяния.
«Аффилированные лица или структуры» – принявшие прямое или косвенное участие или использованные в Деяниях.
«Объекты» – структуры связанные с государством, которым наносится прямой или косвенный материальный или репутационный ущерб в результате Деяний.
Итак, кратко и очень просто рассказываю что надо сделать в России ( дополнительно к тому , что уже делается), чтобы за три года снизить уровень Коррупции в 2 раза, а через шесть лет в 4 раза , около 4 % потерь ВВП.
Первое. Максимально расширить :
А. Количество Деяний, за которые фигуранты могут быть привлечены к ответственности; количество категорий лиц и организаций аффилированных с Фигурантами ;
Б. Число объектов посягательств в результате Деяний и Объектов, на которые распространяется понятие Коррупция.
К таким Деяниям кроме уже определенных Законом ( злоупотребление положением, растрата и взятка) должны быть отнесены : мошенничество связанное с должностным положением и Объектом посягательства, конфликты интересов и недоносительство о Деянии ( пассивное участие)
К Аффилированным лицам кроме близких совершеннолетних родственников первого уровня ( как сейчас) должны дополнительно относится : несовершеннолетние родственники, все дальние родственники, родственники родственников, друзья и знакомые, друзья и знакомые друзей и знакомых, а также соучастники из коммерческих и некоммерческих частных структур.
Например: должен быть привлечен к ответственности за коррупцию не только проворовавшийся министр, но и его жена, внучатый племянник, друг внучатого племянника и сестра этого друга, на которых министр записал часть уворованных активов, а также банкир - знакомый сестры друга, который вывел коррупционные деньги в офшор.
К Объектам должны относится не только государство и средства бюджета государственных органов всех уровней ( как сейчас), но и Государственные Корпорации и коммерческие структуры, доля участия в которых государства составляет не менее 50% ( Газпром, Роснефть и т.д.) , а также все аффилированные с ними нисходящие организации.
Второе: создать независимый правоохранительный орган, в обязанности которого будет входить только борьба с коррупцией. Наделить этот Орган особыми правами привлекать к ответственности любое должностное лицо , включая Президента, Депутатов Судей и Прокуроров и особо строгой ответственностью его сотрудников перед Законом.
Например: любое злоупотребление служебным положением сотрудника этого органа ( вне зависимости от размеров нанесенного им ущерба и характера Деяния) должно наказываться максимальным наказанием предусмотренной для Деяний.
Третье : Ввести «Презумпцию Виновности» для Фигурантов. Не следствие должно доказывать, что он коррупционер, а он должен доказать, что таковым не является.
Тотальный контроль над расходами Фигуранта и расходами связанных с ними Аффилированных лиц. Если Фигурант не может объяснить источник дохода, значит он виновен, подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию как за хищение в размерах расходов , источник которых он не смог объяснить.
Четвертое: максимально ужесточить наказания за все Деяния для Фигурантов и аффилированных с ними лиц.
Например: ущерб в особо крупных размерах Объекту должен наказываться пожизненным заключением и полной конфискацией имущества у фигуранта и прямо или пассивно участвовавших в Деянии Аффилированных лиц.
Пятое: прямой или косвенный конфликт интересов Фигуранта с Государством всегда должен быть конфликтом с Законом. Подлежат привлечению к ответственности все Фигуранты, если Следствием устанавливается цепочка взаимной аффилированности Фигуранта и Объекта приобретателя вне зависимости от их содержания.
Даже только наличие факта выявленного конфликта интересов ( без признаков Деяния) должен административно наказываться, например увольнением с занимаемой должности и лишением права занимать подобные должности не менее пяти лет и значительным штрафом
Например, если выясниться, что в прямом подчинении Фигуранта находится сын друга его друга или в конкурсе закупок случайно победила фирма, которой владеет знакомый Фигуранта по дворовой футбольной команде . Выявлять потенциальные конфликты - забота самого Фигуранта
Шестое: материальное довольствие и связанные льготы ответственных чиновников, которые потенциально могут стать Фигурантами должны быть НЕ НИЖЕ, чем у управленцев на аналогичных должностях в коммерческих структурах и рассчитываться по понятными прозрачным правилам. Например, на основании деклараций о доходах сопоставимых менеджеров в коммерческих структурах.
Все это сделать сравнительно просто ( даже внести поправки в Конституцию, как показывает недавний опыт) , но вот политической воли здесь нужно больше чем даже при утилизации Бармалеев в сортирах , ввода войск в Сирию и даже при воссоединении Крыма.
Главная трудность в реализации этих действий будет связана с «Аффилированными лицами».
Эти лица - способные и достойные люди. Кроме шуток. Если кто думает, что просто и легко пройти путь от владения ларьком на Варшавском вокзале до постройки Крымского моста, пусть сам попробует!
Они должны понимать свою ответственность перед Державой и собственным потомством. Если они постепенно мягко передадут бразды правления независимым способным выдвиженцем, выходцам из дверей социальных лифтов, то практически гарантированно оставят своим потомкам завоеванный социальный статус и материальное благополучие, которое заработали на аффилированности с друзьями по служебным кабинетам, дачным кооперативам и юношеским секциям дзю -до .
А вот если будут упрямиться, то в конце концов придет новый гегемон ( в стране постоянно растет запрос на социальную справедливость) и никому мало не покажется, в том числе и самому гегемому. В России это вполне возможно.
Выше перечислены действия команды одного этнического китайца за тридцать лет превратившего свою маленькую страну из дикого и грязного азиатского сортира утопавшего в коррупции, нищете и преступности в общество всеобщего благоденствия и процветания с нулевой коррупцией, одним из самых высоких уровней жизни и социальными стандартами в мире.