Молодому преподавателю шахмат. Лекция первая
Перед Вами - внизу материала - четыре ссылки на видео демонстрацию расстановки шахматных фигур на доске. казалось бы: зачем так много?
Поскольку именно с этого материала я прямо обращаюсь к молодому специалисту, решившемуся преподавать шахматы маленьким детям - где именно - мне глубоко безразлично, то здесь мы сразу же должны "на берегу" проговорить некоторые безумно важные вещи.
Во-первых в конце лекции Вы наверняка поймёте, что здесь совсем немного видеоматериала. Здесь его катастрофически мало!
В "Челлендже" я показываю довольно резвую расстановку фигур без комментариев. Так обычно расставляют фигуры "на скорость" соревнуясь между собой - дети.
Второй видео показ - это демонстрация того, как расставляет фигуры ребёнок, просмотревший внимательно мою демонстрацию.
На третьей демонстрации показано, как две группы в детском саду соревнуются на скорость, расставляя огромные фигуры на гигантской шахматной доске. Дан образец группового занятия на эту тему. Всё происходит весело и сердито.
Наконец четвёртый вариант - это моя собственная учебная демонстрация. Почему подчеркнуто, что это комнатная версия? Потому что на самом деле эту демонстрацию я показываю группе детей, сидя на стуле перед шахматным столиком, как раз на том самом месте, где во втором видео материале стоит ребёнок расставляющий фигуры.
Поскольку места там много, я беру две ладьи в две руки и широко и очень выразительно развожу руки с фигурками в разные стороны. И потому дети очень чётко фиксируют для себя этот жест и это разведение рук.
Увы, в условиях полной самоизоляции я пребываю в крошечной комнатке, заваленной вещами и потому широко развести руки у меня не получается, тем более что видеокамера такое всё равно не поймает.
Потому я вынужден трясти фигурки на минимальном расстоянии друг от друга. Что, разумеется. снижает эффект от демонстрации и влияет на её полноценное восприятие.
Таким образом Вы имеете перед собой небольшую серию крошечных зарисовок этого фундаментально выстроенного занятия с трёх-четырёх летними малютками.
У меня только съёмок детей расставляющих вот так фигуры более сотни под рукой, а если порыться... Проблема в том, что только в практике Вы увидите море нюансов, которые стоило бы показывать и подробно комментировать. Но показывать чужого ребёнка в Сети не рекомендовано. В нашей трансляции всё проще. Снята моя собственная внучка, пока самая младшая. Но и эта съёмка сделана не вчера и не год назад. Ей уже больше четырёх лет - этой видеофиксации. Так что и внучку по такой "древней" записи уже не сыскать.
Теперь о сущностно важном.
Здесь я должен предупредить, что молодым воспитательницам детских садов читать мой урок молодым не женатым мужчинам вовсе не обязательно, можете смело этот фрагмент лекции пропускать. А вот мальчикам, я думаю, очень даже пригодится.
В чём вообще главный принцип обучения детей шахматам?
Однажды я смог отрефлексировать свой личный опыт общения с молодой девушкой, с которой я хотел завести длительные доверительные отношения. И вот там и тогда я впервые применил этот важнейший принцип в реальности.
Я полагал, что ни одна встреча не должна быть похожа на уже однажды состоявшуюся. Что каждая встреча с ней должна была быть уникальной, неповторимой, абсолютно неожиданной для неё и по своему внутреннему содержанию. и по месту, и по времени. и по длительности, в общем по всему-всему...
Попробую описать эти встречи чуть подробнее: одна была посвящена целиком классической музыке, погружению в шедевры мировой музыкальной культуры, в голоса древних подлинных скрипок Гварнери, Амати и Страдивари. Другая была посещению музея подлинно высокой поэзии и знакомству с сонетами Петрарки и с биографией Лауры.
Третья встреча была посвящена поездке в турне по другому большому городу с его фантастической историей и так далее и тому подобное. При этом игра шла где то рядом с самыми дальними красными линиями, которые каждая девушка выстраивает в своей версии допускаемого общения, но ни разу ни одной даже самой крошечной красной черточки я не пересёк.
Именно в этом подходе и кроется главное наставление начинающему шахматному педагогу малолетних.
Занятия должны быть категорически не похожи одно на другое, каждое должно быть неким погружением во что-то прекрасное, легкое, изящное, неповторимое, чарующее, завораживающее. Ребенок должен каждый раз испытывать восторг и от увиденного и услышанного. и почувствовать себя владыкой нового неизвестного ему ранее материала.
Малыш доверил вам абсолютно своё внимание, своё сердце. свою душу. Он перед вами абсолютно беззащитен и вы не имеете права ранить его сердце и его душу. У вас жёстко лимитировано время. Каждая встреча с ним - это свидание с волшебным внутренним миром абсолютно неизвестной Вам Личности. И поэтому никаких отклонений от программы и курса. А вот внутри самого программно заданного материала вы - Мастер, сами творящие своё собственное занятие. И я здесь только показываю Вам свои далеко не совершенные примеры, а Вы можете просмотрев всё это искать и находить свои собственные ходы и решения.
Просмотрите все представленные видео несколько раз и потом попробуйте позаниматься с детьми, предлагая им либо свою версию, либо своё переложение увиденной и потом, если захотите, напишите мне прямо под любым из этих материалов в комментариях. Если буду жив, с удовольствием и послушаю и отвечу.
Нет ничего прекраснее в жизни педагога, чем учить малышей в детском саду. Это безумно сложно, но и безумно интересно.
Просматривая мою версию обратите внимание: ничего лишнего ни вокруг доски, ни на ней! Ни одного ненужного слова. Четко, ясно, однозначно.
Челлендж "Кто быстрее расставит фигуры?"
(на скорость - демо)
Расставляем правильно фигуры
(ребёнок)
Шахматная Шкатулка. Расставляем фигуры
(группа!)
Родителям: учим шахматы вместе с ребёнком. Расставим фигуры
(мой вариант демонстрации - комнатная версия)