Поговорим про операторов-новичков

С ремонтом по гарантии мы сталкиваемся нечасто, но порой к нам все же обращаются клиенты, по недосмотру или неосторожности новичков-операторов сломавшие навесное или основную машину. Делать круглые глаза в таких случаях не принято, но за кадром мало кто удержится от того, чтобы тихо удивиться, как можно было ТАК додуматься применять гидромолот или, к примеру, бур. Между тем, в живом обсуждении среди наших техников и операторов проскочила интересная мысль, что опытные операторы сами по себе из семян не вылупляются, делением не размножаются и из влажных фантазий не материализуются. Значит ли это, что такие проблемы, как поломка оборудования – неизбежные стадии профессионального становления будущего поколения операторов?

Сразу виден профессионализм
Сразу виден профессионализм

Вопрос неоднозначный, но довольно интересный. В мире вполне спокойно относятся к концепту того, что при обучении новички, если можно так выразиться, переставляют руки из пятой точки на правильное место. Оборудованы специальные курсы, где желающие обучаются управлению различными машинами, и вводятся кабинеты симуляции. К примеру, ведущие мировые компании оборудуют специальные классы, где установлены кресла с вибрацией, имитирующие ощущения от работы в кабине, а очки виртуальной реальности создают полное погружение. Такой подход позволяет безопасно познакомит оператора с навыками работы в стрессовой ситуации: выход техники из строя, опрокидывание, скатывание по склону, отказ систем и т.д. Оператор, уже переживавший на собственном, пусть и виртуальном, опыте аналогичные ситуации, не растеряется, если оторвется трос на перевозимом грузе или навесное оборудование отсоединится в результате плохого крепления.

подготовленный оператор прекрасен, как пятничное пиво
подготовленный оператор прекрасен, как пятничное пиво

Понятное дело, что высокие технологии доступны не всем. Отечественный процесс взращивания молодой смены операторов выглядит несколько иначе: более опытные водители берут наиболее толковых помощников и обучают их управлению спецтехникой, если можно так сказать, на ходу. У кого-то это сыновья, у некоторых – младшие слесари или помощники оператора, которых берут, чтобы было кому помочь навесить оборудование. Постепенно они осваивают процессы работы и заменяют своих начальников на посту.

Опытный водила обучает новичка
Опытный водила обучает новичка

Хотя компания и получает нового оператора практически бесплатно, в конечном итоге такое обучение выливается в проблемы, так как при ближайшем рассмотрении, оказывается, что пересадив новоявленного оператора на другую машину, все его навыки волшебным образом испаряются. Как навесить навесное оборудование – загадка, почему пищит какой-то датчик – тоже. Инструкцию по эксплуатации они порой в глаза не видят даже, так как начальство выгоняет их на объект с почасовой оплатой, где терять время на изучение машины нельзя. Кончается все поломанной техникой или ее повышенным износом в лучшем случае.

Страдают все - и заказчик, и водитель, и фирма-владелец
Страдают все - и заказчик, и водитель, и фирма-владелец

Объективно говоря, виноваты в таких ситуациях обе стороны – и оператор, заранее не изучивший инструкцию, и владелец техники, не предусмотревший возможных проблем от резкой пересадки оператора, заточенного под одну машину, на совершенно другую модель. А если там еще и кнопки на японском, а ваш Петька даже от английского шарахается?..

миниатюра "Новый оператор и дорогое навесное: история сердечного приступа владельца автопарка".
миниатюра "Новый оператор и дорогое навесное: история сердечного приступа владельца автопарка".

В общем, пораскинув мозгами, все пришли к выводу, что когда квалифицированных кадров нет, и учить их приходится самим, то надо с заботой и пониманием относиться к недостаточной полноте их знаний и знакомить со всем автопарком постепенно. Иначе затраты на ремонт не заставят себя ждать. А что думаете вы?

Интересуетесь спецтехникой? Посетите и другие публикации нашего канала, где мы помогаем разобраться в тонкостях ее покупки и обслуживания, говорим о неочевидных подводных камнях и часто встречающихся проблемах, а так же освещаем дискуссионные вопросы.