С ремонтом по гарантии мы сталкиваемся нечасто, но порой к нам все же обращаются клиенты, по недосмотру или неосторожности новичков-операторов сломавшие навесное или основную машину. Делать круглые глаза в таких случаях не принято, но за кадром мало кто удержится от того, чтобы тихо удивиться, как можно было ТАК додуматься применять гидромолот или, к примеру, бур. Между тем, в живом обсуждении среди наших техников и операторов проскочила интересная мысль, что опытные операторы сами по себе из семян не вылупляются, делением не размножаются и из влажных фантазий не материализуются. Значит ли это, что такие проблемы, как поломка оборудования – неизбежные стадии профессионального становления будущего поколения операторов?
Вопрос неоднозначный, но довольно интересный. В мире вполне спокойно относятся к концепту того, что при обучении новички, если можно так выразиться, переставляют руки из пятой точки на правильное место. Оборудованы специальные курсы, где желающие обучаются управлению различными машинами, и вводятся кабинеты симуляции. К примеру, ведущие мировые компании оборудуют специальные классы, где установлены кресла с вибрацией, имитирующие ощущения от работы в кабине, а очки виртуальной реальности создают полное погружение. Такой подход позволяет безопасно познакомит оператора с навыками работы в стрессовой ситуации: выход техники из строя, опрокидывание, скатывание по склону, отказ систем и т.д. Оператор, уже переживавший на собственном, пусть и виртуальном, опыте аналогичные ситуации, не растеряется, если оторвется трос на перевозимом грузе или навесное оборудование отсоединится в результате плохого крепления.
Понятное дело, что высокие технологии доступны не всем. Отечественный процесс взращивания молодой смены операторов выглядит несколько иначе: более опытные водители берут наиболее толковых помощников и обучают их управлению спецтехникой, если можно так сказать, на ходу. У кого-то это сыновья, у некоторых – младшие слесари или помощники оператора, которых берут, чтобы было кому помочь навесить оборудование. Постепенно они осваивают процессы работы и заменяют своих начальников на посту.
Хотя компания и получает нового оператора практически бесплатно, в конечном итоге такое обучение выливается в проблемы, так как при ближайшем рассмотрении, оказывается, что пересадив новоявленного оператора на другую машину, все его навыки волшебным образом испаряются. Как навесить навесное оборудование – загадка, почему пищит какой-то датчик – тоже. Инструкцию по эксплуатации они порой в глаза не видят даже, так как начальство выгоняет их на объект с почасовой оплатой, где терять время на изучение машины нельзя. Кончается все поломанной техникой или ее повышенным износом в лучшем случае.
Объективно говоря, виноваты в таких ситуациях обе стороны – и оператор, заранее не изучивший инструкцию, и владелец техники, не предусмотревший возможных проблем от резкой пересадки оператора, заточенного под одну машину, на совершенно другую модель. А если там еще и кнопки на японском, а ваш Петька даже от английского шарахается?..
В общем, пораскинув мозгами, все пришли к выводу, что когда квалифицированных кадров нет, и учить их приходится самим, то надо с заботой и пониманием относиться к недостаточной полноте их знаний и знакомить со всем автопарком постепенно. Иначе затраты на ремонт не заставят себя ждать. А что думаете вы?
Интересуетесь спецтехникой? Посетите и другие публикации нашего канала, где мы помогаем разобраться в тонкостях ее покупки и обслуживания, говорим о неочевидных подводных камнях и часто встречающихся проблемах, а так же освещаем дискуссионные вопросы.