Найти тему
Психология Просто

Страх смерти

Оглавление

Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие. И если ты, читатель, думаешь о том, что ты не боишься смерти, то не спеши так однозначно это утверждать...

Привет, с вами "Психология просто" и сегодня мы поговорим о самом страшном страхе. Страхе смерти. Впереди вас ждёт долгая и насыщенная информацией статья. Дочитав её, вы научитесь лучше объяснять свои поступки и поступки других людей. Погружаемся в себя...

Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на неё, оно даёт нам толчок к переходу из модуса существования к более подлинному.
Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на неё, оно даёт нам толчок к переходу из модуса существования к более подлинному.

Тревога

Тревога играет в нашей жизни первостепенную роль. Психотические реакции (безумие), невротические реакции (например, ОКР), психофизиологические реакции – это реакции на тревогу. Они представляют собой наши попытки, хотя и ложные, овладеть тревогой.

Тревога смерти важнейшая часть нашего опыта и поведения. На отрицание смерти расходуется значительная доля нашей жизненной энергии.

Преодоление смерти – фундаментальный мотив человеческих переживаний, начиная от глубоко личностных событий, защит, мотиваций и снов и заканчивая самыми макросоциальными (памятники, религии).

Как рождается страх смерти?

Сейчас, отвлекитесь от всего, и от этой статьи, сделайте паузу, задумайтесь и постарайтесь ответить на следующие вопросы. Что такое это... ничто? Что значит стать ничем?

-2

Смутное представление, да? Вам придётся хорошенько поломать голову, что бы ответить на эти вопросы, и ещё больше, чтобы объяснить ваши ответы другим.

И так, так как мы не понимаем, с чем мы имеем дело, мы испытываем тревогу потерять себя, стать ничем. И понять, откуда эта тревога идёт - у нас не получается. Ролло Мэй говорил, что она атакует нас со всех сторон одновременно.

Такую тревогу нельзя ни понять, ни локализовать - противостоять невозможно. От этого она становится ещё страшнее – он порождает чувство беспомощности. И что же мы, вершина эволюции, обладатели сознания придумали?

Надо перевести ничто в нечто. И именно поэтому наша тревога стремиться стать страхом, так как можно понять откуда он исходит и начать с ним бороться (избегать объект страха, искать союзников и тд).

Детство

В клинике тревога смерти в своей первичной форме встречается редко. Что бы отгородиться от тревоги смерти, маленький ребёнок развивает защитные механизмы основанные на отрицании. Первичная тревога всегда трансформируется во что-либо не столь ядовитое для нашей неокрепшей психики – на это и существует вся система психологических защит.

Такие клинические феномены как – желание, что бы любили, вечно помнили, желание остановить время, стремление к слиянию – феномены ослабляющие тревогу смерти.

Представление о смерти у детей:

  • Отрицание: смерть временна. Мы только засыпаем.
  • Отрицание: два оплота: индивидуальная неуязвимость, конечный спаситель.

1) Исключительность – каждый из нас питает с самого детства и сохраняет во взрослом состоянии иррациональную убеждённость в своей исключительности.

2) Конечный спаситель – в детстве это родители которые оберегают, а во взрослом возрасте – бог.

  • Отрицание: вера в то, что дети не умирают. Травму может дать то, что ребёнок станет свидетелем смерти другого ребёнка.
  • Отрицание: персонификация смерти. Между пятью и девятью годами. Смерть наделяется обликом и волей – значит, можно договориться.
-3
  • Отрицание: высмеивание смерти. Дети более старшего возраста осмеивают смерть и глумятся над ней. Нередко детское делинквентное поведение может считаться обузданием страха смерти.
Реакция годовщины – корреляция между возрастом пациента психиатрической клиники и возрастом родителя на момент его смерти выше случайности. То есть если ребёнок стал свидетелем смерти родителя, когда последнему было 30 лет, то достигая такого же возраста человек попадает в зону риска.

А что там у взрослых?

Каждый из нас знает, что по отношению к конечным данностям существования ничем не отличается от остальных. На сознательном уровне никто этого не отрицает. Однако в самой глубине души мы верим, что другие, конечно, смертны, но уж никак не мы.

-4

Это называется вера в собственную исключительность. И проявляется она в следующих формах:

  1. Компульсивный героизм. Для многих из нас лучшее, чем человек может ответить на свою экзистенциальную ситуацию, это непринятие человеческих слабостей. То есть героизм. Однако, если зайти чуть дальше, то такая защита становится перегруженной, героическая поза даёт трещину, а герой превращается в компульсивного героя, который навязчиво ищет внешней опасности, чтобы спастись от большей опасности, идущей изнутри.
  2. Трудоголик. Мы, целиком поглощены работой. Наша уверенность, что мы идём вперёд, прогрессируем, продвигаемся. Время является врагом, не только потому, что оно сродни смертности, но и потому, что оно рискует взорвать одну из опор иллюзии исключительности: веру в вечное восхождение. Трудоголик работает, посвящает себя чему-либо не потому, что хочет этого, а потому, что должен.
  3. Нарциссизм. Человек преодолевающий базисную тревогу, благодаря главенствующей вере в свою исключительность, нередко сталкивается с серьёзными трудностями внутри себя. Если наши права не признаются – перед нами полностью сформированная нарциссическая личность.
  4. Агрессия и контроль. Исключительность – один из основных способов превосхождения смерти, иногда принимающий и совсем ужасные формы. Когда ужас перед смертью особенно велик, он дополнительно нарастает ещё и от того, что агрессивные импульсы не могут целиком трансформироваться в процессе мирной жизни. Высокомерие и агрессия нередко проистекают из этого источника. Страх смерти ослабляется, когда мы убиваем другого.

Неуверенность и тревога.

Человек, который восстал из погруженности, отделился от природы должен платить за свой успех. В течении некоторого времени защита исключительностью может сопровождаться подъёмом, но как правило она в конечном счёте сведётся к депрессии. Причина этому в том, что человек превосходит всех, например своего отца, вынужден стать самому себе отцом. То есть он лишается родительской защиты, сопряжённой с сознаванием собственной смертности.

Для любого из нас, такая полная, беззащитная изолированность исключительности слишком ужасна, чтобы быть переносимой. Когда нашей веры в собственную исключительность оказывается недостаточно, мы обращаемся ко второму защитному механизму…

-5

Конечный спаситель

Ни одна из ранних культур не представляла себе человека одиноким в безразличном к нему мире. Некоторые люди находят спасителя в сверхъестественном существе, некоторые в своём земном окружении, некоторые в виде высокого дела. На протяжении тысячелетий люди таким образом побеждали страх смерти, принося свою свободу и саму жизнь на алтарь какой-либо высшей фигуры или персонифицированной идеи.

На этой ноте (внезапно) мы сегодня заканчиваем. Найдите у себя свободное время и окиньте себя критическим взглядом... Какой защитой пользуетесь вы? Всего доброго!