Найти тему

Комментарий психолога: мама всё решила...

Оглавление

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

– Какой колледж после 9-го класса? Ты с ума сошёл? Не для того я тебя воспитывала, чтобы ты ПэТэУшником стал!

– Какой ещё театральный институт? Ты же прекрасно рисуешь, тебе НАДО стать инженером! Это серьезная профессия, не то что твои кривляния. И я же всю жизнь об этом мечтала!

– И вообще хватит спорить, мне ЛУЧШЕ знать КЕМ тебе быть!

Слышали подобные фразы в своём окружении? А может вы сами их говорили своим детям? Давайте обсудим!

Не только взрослые страдают от чрезмерной психической нагрузки. У современных детей всё меньше пространства для психической свободы.

И виной всему родительские амбиции.

Ведь детям приходится постоянно соответствовать ожиданиям взрослых, «держать планку». Записывая своё чадо в десятый развивающий кружок, родители прикрываются наилучшими побуждениями:

– Вот вырастешь успешным человеком, поступишь в хороший институт, устроишься на высокооплачиваемую работу!

Только вот нет в этих рассуждениях очень важного момента – мнения и желания ребёнка. Вы можете резонно спросить:

– А зачем спрашивать его мнения – он же ещё ничего не понимает?!

Вот именно! Ребёнок ещё не знает, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ещё не пришло время выбирать профессию. Сейчас у него время ИГРАТЬ, расти и развиваться. Но родители УЖЕ РЕШИЛИ, что он ХОЧЕТ после школы пойти в МГУ. Вариантов других у ребёнка просто нет, выбора ему не оставили, ведь мама уже всё решила…

Утром школа, потом время на домашнее задания, затем бассейн, далее занятия по английскому и ментальной арифметике. А завтра? А завтра всё точно также. Ах, да, в выходные музей и выставка для общего развития.

– Отдохнуть? Ещё чего! Ребёнок должен быть занят постоянно, чтобы не хватало времени на всякие глупости!

И в таких облаках родительских надежд растёт и крепчает чадо, ходит на все кружки и занятия с пяти лет, а то и раньше! Времени на поиграть у него нет. И уже не будет. Чем старше ребенок, тем нагрузки больше. К кружкам прибавляются спортивные секции, к школьным занятиям и урокам – репетиторы. Дальнейший расклад зависит от степени «характерности» ребёнка. Не каждый готов взбрыкнуть и пойти против родительского авторитета.

-2

– Да и зачем? Родители же худого не посоветуют…им виднее. А чего хочу я сам – я и не знаю, всегда ведь родители за меня решают…

Вот так ребёнок лишается самостоятельности выбора. И в дальнейшем навязать ему мнение будет очень легко. Ведь решать сам он не привык. Он привык полагаться на мнение авторитетных взрослых.

Нет, я не хочу сказать, что надо всё пустить на самотёк. Но мнение ребёнка учитывать важно. Нужны ли кружки для общего развития? Конечно! Но хорошо бы, чтобы эти занятия нравились самому ребёнку! Нужно ли заниматься спортом? Конечно да! Но пусть ребёнок сам выбирает вид. И пусть он меняет его хоть каждый квартал, в поисках того, что ему по душе. Спорт нужен не ради спортивных рекордов (которых так жаждут требовательные родители),

-3

а таки для общего развития и здоровья. А для этого подойдут любые спортивные занятия, которые ребёнку нравятся! Любой вид деятельности будет приносить удовольствие и отличные результаты, если ребёнок выбрал её сам.

Что касается выбора дальнейшей профессии – тоже крайне важно прислушаться к мнению ребёнка. Обсудите плюсы и минусы того, чего хочет он и вы. Попробуйте найти компромиссные варианты. Вы помогаете выбирать практически будущую жизнь своему ребёнку и важно, чтобы эта жизнь была в удовольствие. Поступление в ВУЗ или СУЗ по наводке родителей, а не по желанию – это мучение и совершенно бесперспективное времяпрепровождение. И в будущем это многие года просиживания на нелюбимой работе. Или вовсе зря потраченные на учебу годы, так как диплом будет заброшен в дальний угол и не использован по назначению…

Для пущей убедительности приведу некоторую статистику по теме…

Согласно опросу IPSOS (Крупнейшая исследовательская компания), 58% в возрасте 8-10 лет и 71% в возрасте 11-14 лет считают, что им будет трудно найти работу в конце учёбы. Эта «взрослая» проблема, которая беспокоит детей уже в начальной школе. Подобные результаты как раз и свидетельствует о психической нагрузке, которая в настоящее время ложится уже даже на младших школьников. Откуда у детей в 8-14 лет подобные мысли и опасения? Само собой, от взрослых. Родители говорят об этом. Пугают, пытаясь манипулировать, чтобы чадо лучше училось. Ну или просто прорабатывают свою собственную тревожность. То есть, по сути, взрослые проецируют свои страхи на детей, программируя при этом последних на негативный исход в будущем. Не надо так.

-4

Чрезмерная психическая нагрузка может проявляться различными способами: физической болью, усталостью, бессонницей, сонливостью, снижением концентрации внимания и бдительности ...

– Мама и папа очень умные, и я должен быть таким же. Я не хочу становиться дворником

или

– Я играю на скрипке, это очень тяжело и мне совсем не нравится. Но мама любит скрипку.

Это слова реальных детей.

Но так быть не должно. Всему своё время и своя ответственность. У детей не должно исчезать время детства. У ребёнка не должно быть расписания как у министра, ведь он просто не в состоянии его вынести психически, хотя физически он его и выдюжит. Куда денется? Мама лучше знает! Малыш, естественно, любит учиться, открывать и исследовать, но чрезмерная нагрузка может оказаться контрпродуктивной и в конечном итоге вызвать у него отвращение к любой деятельности.

Дети начинают чувствовать, что их воспринимают только через их статус ученика, их оценки в школе и их способности преуспеть. То есть их любят и ими гордятся не просто так, а только за что-то! Часто дети начинают испытывать чувство вины, так как они не вписываются в определённую «нормальность», навязанную извне.

-5

Так как же можно облегчить психическую нагрузку детей?

– Самое главное – общаться со своим ребёнком.

– Спрашивать его мнение.

– Интересоваться тем, что хочет ОН.

– Обсуждать всё: настроение, самочувствие, мысли, эмоции.

– Говорить, спрашивать, обсуждать, прислушиваться и СЛЫШАТЬ.

– Ну и конечно же хвалить - за любые усилия, даже без положительного результата в итоге.

– Ну и любить – просто так!

Автор: Марина Каракчиева, практикующий психолог, мама ребёнка на СО

Читайте также статьи автора:

Родители "закипают": мой ребёнок ТОРМОЗ! Совет психолога

Домашка: остаться в живых! Совет психолога

Совет психолога: как подросткам избежать зависимости от смартфона

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.