Все тахографы с блоком СКЗИ и тахографы стандарта ЕСТР имеют два слота для карт. Это сделано с целью одновременной фиксации режимов труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. В этой статье вы узнаете о главных требованиях к эксплуатации тахографа с двумя картами и о том, как правильно анализировать соблюдение норм времени управления ТС в таких случаях.
Когда речь идёт о работе в экипаже, второй водитель, не находящейся за рулём, тоже должен вставлять свою персональную карту в слот тахографа. Иначе ГИБДД и Ространснадзор могут выписать протокол об административном правонарушении, закрепленном в Статье 11.23 КоАП РФ. Штраф получит не только водитель (от 3 до 5 тыс. руб.), но и его работодатель (от 20 до 50 тыс. руб.). Плюс надо знать, что нормы труда и отдыха для экипажа шире, чем для одного водителя. Об этом подробнее во второй части нашей статьи.
Правила использования двух карт в тахографе
Базовые правила для водителей при работе в экипаже зафиксированы в Приказе Минтранса №36 (приложение 3, пункт 9):
"Перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя)".
Смена водителя и перестановка карт в течение рабочей смены производится только во время стоянки автомобиля. В процессе движения извлечение любой карты из тахографа – управляет человек машиной или нет – запрещено.
На дисплее тахографа действия экипажа (при вставленных картах обоих водителей) отображаются с помощью соответствующих символов:
На этом экране видно, что Водитель №1 занят управлением – это иллюстрирует пиктограмма в виде молоточков. Водитель №2 находится в режиме готовности – об этом свидетельствует перечеркнутый прямоугольник. Для водителя, не занятого вождением, тахограф всегда автоматически выставляет режим "Готовность"
Отчёт о действиях двух водителей на распечатке из памяти тахографа выглядит так:
Как считать режим труда и отдыха при работе в экипаже?
Обычно экипаж нужен, когда один водитель просто физически не может в одиночку выполнить длительный рейс. А если он всё же на это способен, то без нарушений режима труда и отдыха поездка не обойдется. Да и безопасными такие рейсы называть нельзя.
В Пункте 10 Приказа Минтранса РФ №15 ("Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей") сказано:
"Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя".
Работа в экипаже позволяет осуществлять дальние рейсы быстрее, повышать безопасность на дорогах и избегать нарушений режима труда и отдыха.
В случае с двумя водителями для соблюдения РТиО нужно отталкиваться от следующих правил:
Каждый водитель должен отдыхать не менее 8 часов подряд каждые 30 часов рейса.
Для всех водителей рабочим днем (сменой) будет считаться промежуток между этими 8-часовыми отдыхами. Следовательно, остаются в силе такие требования, как:
- Управлять ТС не более 9 часов за рабочий день (смену). Можно до 10, но не более 2-х раз в неделю.
- Суммарное время управление не должно превышать 56 часов за неделю и 90 часов за 2 недели.
- Необходимо делать перерыв не менее 15 минут в первые 4 часа управления, а затем через каждые 2 часа по столько же до конца своей смены
- Еженедельный отдых вместе с ежедневным должен составлять не менее чем 42 часа + 8 часов (пункт 26 Приказа №15).
Отдельно отметим, что режим "Готовность" позволяет водителю уменьшить рабочее время иногда даже наполовину. Чем меньше рабочего времени, тем ниже вероятность нарушить режимы труда и отдыха.
Как эффективнее анализировать работу водителей в экипаже?
В распечатанном виде отчёты о работе одного или нескольких водителей нужны для проверки сотрудниками ГИБДД на трассе. Ручной анализ распечаток в автопарке занимает крайне много времени и в целом непродуктивен, так как сверка всех чеков неизбежно приведёт к ошибкам. Гораздо рациональнее пользоваться программой по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards. Этот сервис автоматически анализирует работу групп водителей, своевременно выявляет недочеты и позволяет оперативно исправить нарушения, допущенные, в том числе, при работе в экипаже. С его помощью вы сможете:
Обнаруживать езду без карты Пресекать нарушения режимов труда и отдыха Автоматически производить расчет смен Следить за исправностью тахографа
Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Расширенные функции, в том числе, для контроля за соблюдением РТиО и за эксплуатацией тахографов, предоставляются по абонентской плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Подробная информация о работе модулей сервиса представлена по этим ссылкам