Найти тему

Почему перерабатывают водители такси?

Распространенное мнение пассажиров, что водители такси работают больше положенного, так как им за переработки доплачивают.

Так было бы, если бы водители работали в штате какой-то компании, с ними бы заключили трудовой договор и обозначили суммы оплаты за переработки. Увы, водители такси вообще никуда не трудоустроены. Ни в какой компании они не значатся сотрудниками. В отношение них нарушены все базовые права граждан и жителей России.

Это обеспечивает агрегаторам возможность устанавливать самую низкую цену, какую они захотят. Ведь нигде не учитывается зарплата водителя Зарплата - это для тех, кто в штате, у водителя есть только выручка (общая стоимость всех заказов за смену) и куча обязательств по оплате услуг посредников. Комиссия самого агрегатора часто превышает 25% от выручки водителя. Из выручки собственный доход водителя редко превышает 20-30%. То есть при выручке 100 тыс. руб в месяц, личный доход водителя составит не более 30 тыс. руб. По сути агрегатор всю прибыль от заказа забирает себе, а все расходы оставляет водителю. В таких условиях переработка становится нормой.

Как водитель оказался за рулем такси - тема отдельная. А сейчас, почему водители вынуждены работать сверхурочно каждый день. Возьмем для примера самый насыщенный услугами такси город страны, Москву.

Сегодня по данным Департамента транспорта столицы около 50% водителей перерабатывают. При этом около 25% работают более 12 часов в день, остальные от 10 до 12 часов. На перерабатывающих водителей приходятся почти все заказы в тарифах "эконом" и "комфорт", то есть самые востребованные у пассажиров.

Причина переработок напрямую связана с политикой агрегаторов. Они стремятся к созданию избыточности водителей, чтобы при снижении цены на поездки и соответствующем росте спроса гарантировать "вывоз". Избыточность приводит к тому, большая часть водителей остается без заказов и вынуждена работать дополнительные часы для получения минимальной выручки (основной расчётный показатель в работе водителя). Базовый показатель избыточности таков: на 1 перевезенного пассажира нужно 4-5 водителя в обычное время и 8-10 водителей в час пик.

Фотосток
Фотосток

Вторая, но не менее важная, причина переработок - сама низкая цена.

Во-первых, она вообще не учитывает себестоимость поездки, включая заработную плату водителя, расходы на содержание авто и другое. По экспертным оценкам цена на поездки занижена относительно себестоимости минимум на 30%. Именно столько необходимо водителю переработать, чтобы выйти в 0, и ещё столько же, чтобы получить ощутимый доход. Поэтому при норме 8 часов в день при 5 дней работы водители работают 6 дней по 12-14 часов или без выходных по 10-12 часов минимум.

Во-вторых, как написали выше, текущая модель занятости водителей исключает трудоустройство. Водители не имеют обычных для других профессий базовых социальных благ в виде оплаченных больничных и отпусков. В случае их необходимости они должны оплачивать простой за свой счёт. Это приводит к потребностям дополнительных часов работы. Так что для постоянно работающих в такси минимум рабочей смены превышает 12 часов при 1-2 выходных в месяц.

Где читать про городской транспорт и такси
"БюроИКС. Городской транспорт" (@buroics_taxi): главный Telegram-агрегатор всех актуальных транспортных новостей, происшествий, событий городов и регионов России и зарубежья. Собственная аналитика, официальная повестка, обзоры законопроектов.
"Московское такси: день за днём" (@taxivmoskve): Telegram-канал с важной информацией для водителей и пассажиров московского такси.
"Дорожные вести" (@dorvesti): полезно и занимательно об автомобилях, мотоциклах, велосипедах.