25 подписчиков

Психоанализ - психологическое оружие в эпоху информационных войн?

#psychologicalweapon #психологическоеоружие #почемумыпроигрываемзападу #психоанализбизнес #самосознание #тренинги

Фото из открытых источников (Яндекс)
Фото из открытых источников (Яндекс)

IPA (International Psychoanalytical Association), то есть, Международная психоаналитическая ассоциация со штаб квартирой в США, давно уже утверждает и доказывает на практике, что психоанализ полезен и успешно применяется не только в лечении “психических расстройствах” (mental health disorders), но и везде, где есть “сообщества людей” (communities).

А именно, в клиниках и в госпиталях, в крупных корпорациях, гуманитарных организациях,общественных (культурных) центрах, и даже в работе с мигрантами, например, при уходе за виноградниками в селах. Нам, конечно, об этих (и других, менее очевидных) практиках, в России никто не рассказывает. Какая уж там психика, если даже с инстинктами и рефлексами никак не можем разобраться. А почему?

Вот вам для размышления цитата одного из членов этой ассоциации Дэвида Сакса:

“Психоаналитический консультант на самом деле является врагом людей, игнорирующих роль бессознательного в их жизни, или просто отрицающих существование бессознательного воздействия на их рациональное поведение. Я твердо верю, что вмешательство бессознательного можно минимизировать с помощью консультанта, так же как мы можем минимизировать иррациональное влияние (аффектов, побуждений, - М.У.) на пациентов в нашей работе с психическим заболеванием». (Дэвид Сакс, доктор медицины, Филадельфия, США). Врачи, и то поверили в психоанализ!

На всякий случай привожу оригинал цитаты на английском: “ A psychoanalytic consultant is really the enemy of people ignoring the role that the unconscious has in their lives, just denying that there is an unconscious effect on their rationally selected behaviour. I strongly believe that the interferences from the unconscious can be minimized by a consultant, just as we can minimize the irrational influence on patients in our work with mental illness.” (David Sachs, MD,Philadelphia, USA).

И не только врачи. Такие компании, как Дельта и Кока-кола, выделяют ежегодный грант в 1 000 000 $ на то, чтобы ребята из Emory University разработали для них программу взращивания лидеров, с учетом психоаналитических принципов. Неплохо. Даже в бизнесе уже нужны люди с психоаналитическим мышлением! Но это на Западе, а что у нас на Востоке? Самое интересное, что не только в российском Интернете нет никакого “курса по психоанализу для управления командой”, такого учебника нельзя достать нигде. Даже в профессиональной сети LinkedIn ничего подобного не существует. Почему? Потому, что для психоаналитических coaching, case studying, on-line learning, thinking and self-awareness надо сначала преподать психоаналитическую теорию личности, показать, из чего состоит Homo Sapience и его душа, и, желательно,посвятить человека в мир символов этого самого бессознательного. Но для этого нужно понимать в этом чуть больше, чем обычные преподаватели, которые получили степени в наших университетах.

На чем основываются сегодняшние воркшопы, тренинги и executive coaching? Максимум на типологии MBTI Майерс-Бриггса (с 1942 года), неудачно заимствованной у Юнга. Что, нельзя было составить более простой опросник (тем более, что психоанализ уже накопил множество эмпирический знаний и наблюдений, которые ни у кого не вызывают сомнений)?

А ещё эти мероприятия базируются на модном употреблении таких слов, как «когнитивность», «психологические защиты», «сопротивление», «нейропсихологическое тестирование», «психодинамика» или даже «эмпатия»(произносятся всегда с ударением и многозначительно).  Во многих случаях, когда я спрашивала у бизнес тренеров как снять «сопротивление» или «развить» эмпатию, есть ли упражнения для этого? Мне говорили, что я сумасшедшая. На всех тренингах, на которых я была - в том числе на обучении искусству «стать эффективным лидером» - это всегда что-то похожее на: coaching and shared leadership insight.

Да, прикольно, мы знаем давно, что существуют разные стили управления и что это здорово, но вот от знания этого почему-то продажи не растут, и эффективность команды не повышается.

Все дело в том, что есть человек (допустим, ваш сотрудник) и этот человек уникален. В чём конкретно - никто не имеет ни малейшего понятия, включая руководителей всех рангов, никакие обычные тесты это определить не могут, настоящего опытного психоаналитика в штате компании нет, может быть только кадровик, который когда-то прослушал курс по «Оrganizational Psychology». И вот этого человека просят найти подход к любому клиенту. Как?! А очень просто. Называют акт продажи - «магией», которой надо обладать, но невозможно научить.  Да… я соглашусь, что это частично магия, и к клиенту нужно иметь индивидуальный подход, чтобы им управлять, и чтобы «продать» ему что-то по телефону (особенно если это что-то очень дорогое), типа бульдозера за 7 миллионов. Но ведь для этого нужно уметь распознать «по голосу» человека, с которым ты говоришь по телефону. По первым звукам определить его характер, стиль мышления, мотивации, тип его личности, его настрой, его физическое состояние и даже что он ел на обед. Но странно, что официально таких тренингов у нас нет, и их вряд ли одобрили бы в бизнес сообществе. Я, во всяком случает, их не проходила.

Не нравится бизнес? Заглянем в другой мир, скажем мир экономической или финансовой разведки. К нему, в частности, принадлежат различные торговые представители, советники, аналитики, эксперты и консультанты. Вот, казалось бы, они уж точно должны знать, как управлять человеком. Их же обучает государство. Но, к сожалению, у них методы не отличаются от шпионских (подкуп, шантаж и вербовка). Они мало известны и нам неинтересны, хоть я могу вам показать место в одной книге, где все эти методы описаны. Причём с точки зрения психоаналитика. Может пригодиться в жизни. Осведомлен, значит вооружен!

Вернемся, однако к «нашим» баранам.

Итак, раз мы в нашем сообществе не имеем таких тренингов, то их кому-то нужно создать, как для управления командой, так и для повышения прибыли, уж не говоря о рекламе и развитии креативных навыков у сотрудников.  Soft skills и даже clinical supervision уже не работают, как надо, а грубые приказы и принуждения всё чаще игнорируются (попробуйте уволить такого «отказника» в нашем либеральном демократическом обществе).

Вот и получается, что бессознательное - это и есть наша с вами «черная дыра креативности» и нужно уметь её понимать, находить, чувствовать, теоретически обосновывать и практически использовать! Хочу я посмотреть на человека, который это проделает без знания идей и методов психоанализа. Ошибётся (как в своё время ошибся Троцкий с воспитанием «нового человека» и Сталин с построением социализма в одной, отдельно взятой стране)!

И как не ошиблись китайцы. Ведь китайцы - прагматики, у которых нет сомнений, когда они копируют всё лучшее, умудряясь сохранять вековые традиции, религию и семью. Так вот, даже китайцы, особенно китайская молодёжь,нашли применение психоанализу. Молодые люди, используют егодля освобождения «Я». Не с помощью медитации и созерцания, как их учили буддисты, а путём стремления к успеху, достижения автономии, осознания бессознательных символов и побуждений, умения психоаналитически понимать себя и слушать другого. И это властями не запрещено. А у нас?

В августе этого года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» состоялся круглый стол «Психологическая оборона. Борьба за историю – борьба за будущее». На котором, судя по немногим попавшим в эфир выступлениям, наши учёные признались в своём почти полном бессилии противостоять Западу в его информационной войне против России. Нет у нас для этого ни денег, ни желания, ни соответствующих инструментов. Включая учения Сеченова, Бехтерева и Павлова. Так что, у России скоро не будет истории? А потом и будущего?

Ну хорошо, пока есть ракеты и новые военные технологии, мы ещё повоюем. А вот в бизнесе уже проиграли. Галошами продолжаем торговать, как сказал президент. Скоро завод в Баковке придётся реанимировать, других «прорывных» и не имеющих аналогов изделий, боюсь, уже не осталось.

Так и хочется запустить вебинар типа «Психоанализ в корпорациях» или организовать круглый стол на эту тему. А ещё провести тестирование на «глубинные онтологические тенденции» наших чиновников или хотя бы десятка топ менеджеров крупных корпораций, чтобы зримо и ощутимо показать, что реально происходит в лобных долях и так называемой «подкорке» людей, от которых наша страна и каждый из нас зависит. А потом написать подробный отчет для нашего российского общества, основываясь на сравнении результатов тестирования, накопленном клиническом опыте, интуиции, сострадании и аналитическом мышлении.

Ладно, оставим мечты и веру в светлое будущее для лучших дней. Но, если кто-то из серьёзных людей заинтересуется моими знаниями в этой области, – пишите, с радостью включу вас в свой список. Но придётся прочитать хотя бы одну книгу, чтобы разобраться в терминологии и избавиться от предрассудков. Это написанная с моим участием и вышедшая в издательстве «Эксмо» книга «Записки психоаналитика. Человек-циник», автор Александр Заецъ. Рекомендую и буду рада, если оставите отзывы.