3,1K подписчиков

Дню комсомола посвящается: Воспоминания студентки, комсомолки, активистки

209 прочитали

Сегодня на нашем канале публикуются воспоминания моей двоюродной бабушки, Лидии Ивановны, непосредственной участницы того времени. Именно с ней у меня связана крылатая фраза из фильма: "Студентка, комсомолка, активистка, спортсменка! Наконец, она просто красавица!".

Казалось бы, совсем недавно мы были участниками больших и маленьких событий. А на сегодня нас, живших активной жизнью до 90-х годов, всё меньше и меньше. Что-то важное из той жизни остается в архивных документах, что-то в оформленных воспоминаниях умеющих писать и обобщать. Но мы тоже по многим вопросам были осведомлены в силу обычных обстоятельств, и через призму своего восприятия я намерена более-менее толково изложить.

О Комсомоле и через много лет после нас будут историки и аналитики много писать и исследовать, давая нередко прямо противоположные оценки. Я не склонна сегодня всё идеализировать, особенно последние годы перерождения, когда грамотных и предприимчивых во всех слоях стало много, а работающих по убеждению совсем малость. Также не буду пытаться что-либо говорить об этой проблеме ВООБЩЕ.

КОМСОМОЛ И Я

Начало этих отношений, как ни странно, было с нарушения Устава ВЛКСМ. Так получилось, что я, 1940 года рождения, а член ВЛКСМ с 1953 года. Но в Уставе четко было написано, что членство в ВЛКСМ - с 14 лет.

Дело в том, что я в классе была единственной ещё 13- летней. Кто-то из ровесников пошёл в школу попозже, кто-то остался на второй год (тогда это было очень часто), кто-то пропустил год-другой, потому что не в чем было в школу ходить... Так или иначе, в октябре 1953 (а мне только в июле исполнилось 13 лет) всех хороших учеников нашего 7-го класса принимали в Комсомол. А поскольку я была отличница, меня единогласно приняли на собрании школьной первичной комсомольской организации.

Но, когда в январе 1954 года дошло дело до утверждения на бюро райкома, там этот вопрос выплыл. Я до сих пор помню эти тяжкие дебаты и ожидание итогов голосования. Помню, что всё-таки большинство меня пожалело (естественно, я после бойких ответов уже хлюпала носом), решение первички утвердили, и эта дата у меня до сих пор в моём хранящемся комсомольском билете.

Сегодня на нашем канале публикуются воспоминания моей двоюродной бабушки, Лидии Ивановны, непосредственной участницы того времени.

НЕОЖИДАННАЯ СМЕНА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

В старших классах, так или иначе, у каждого встают вопросы: "Куда пойти учиться, кем быть?". Для меня сомнений не было - я всегда хотела быть учительницей, причём арифметики, алгебры, геометрии. Эти предметы мне давались легко, и я их любила больше других. Особенно любила решать с каким-то азартом задачи по геометрии с применением тригонометрии.

Перелом произошёл в 10 классе. У нас на квартире в тот год жила девушка-целинница, по собственному желанию приехавшая на Алтай, выпускница Владимирского библиотечного техникума. Она ввела меня в хранилище нашей сельской библиотеки (тогда свободного доступа к фондам не было, книги выдавались через барьер, как в магазине). Передо мной открылся такой мир знаний всего, она так рассказывала обо всём, что я захотела стать именно библиотекарем!

Институты библиотечные в то время были только в Москве, Ленинграде и Харькове. Поехать туда я, конечно, не могла, к тому же пенсию за погибшего на фронте отца тогда платили лишь до 18 лет (при условии, что ребенок учится, а если нет, то до 16). Но у нас в Барнауле, незадолго до этого, на базе политпросветшколы открыли культпросветшколу, в которой на библиотечное отделение объявили набор десятиклассников. Вот туда я и поступила при большом, кстати, конкурсе. С 1959 года это среднее специальное учебное заведение стало называться кульпросветучилище.

НЕМНОГО ОБ ИДЕОЛОГИИ ТОГО ВРЕМЕНИ

Весь процесс обучения был нацелен на то, чтобы готовить кадры идеологической направленности через различные формы кульпросветработы. Нас активно подключили к мероприятиям совместно с горкомом комсомола (директор нашего КПУ перед этим был кадровым работником крайкома партии, у нас преподавал историю КПСС).

Как Вы знаете, освобождённые партийные и комсомольские работники были членами профсоюза культуры. Нас в первый же месяц приняли в профсоюз и постоянно нацеливали на то, что у нас должна быть совместная работа по воспитанию молодёжи через нашу профессию.

  • Мы ходили с беседами, обзорами литературы в общежития, на пункты призывников. А по выходным нас водили в театр: помогать им изготавливать декорацию и смотреть спектакли.

КОМСОМОЛ И МУЗЫКА

Обе библиотечные группы расписали по кружкам. У нас был хороший хор, мы выступали на краевом юбилейном вечере 29 октября 1958 года (для усиления, помню, к нам поставили хористов из краевой филармонии!!!) Было такое, было! Знатоки тогда говорили, что "Вперёд, заре навстречу..." и "Ветер летит полями..." мы исполнили, как профессионалы.

На клубном отделении была подготовка по различным направлениям: группы народных инструментов, танцев, драмы, баянистов. Нам тоже можно было заниматься факультативно у педагогов.

Я почему-то выбрала баян. Возможно, из соображения, что «гармонист - первый парень на деревне»!

В оркестре баянистов, состоявшем, наверное, человек из 100, нам тоже свою роль отводили. На передних рядах, конечно, солировали преподаватели и лучшие студенты. Кстати, один из них, Стариков Миша, стал на Алтае профессионалом высокого класса (можно о нём в Яндексе почитать). Но, в целом, это была мощь, когда выступали!

ПРОДОЛЖЕНИЕ О ПОДВОДНЫХ КАМНЯХ КОМСОМОЛА ЗДЕСЬ...