Ваш ребенок рисует, лепит, раскрашивает, в общем воодушевленно творит. С результатами своей работы он отправляется к вам, к своим родителям, чтобы они посмотрели, оценили и откликнулись.
Самое важное, что нужно понять маме и папе до того, как взглянут на результаты творчества своего чада, так это то, что ребенок изображает не то, что видит, а то, как чувствует. Понимаете разницу? Надеюсь, это убережет вас от вопросов "почему у тебя трава на картинке красная", а особенно комментариев "так не бывает". Вспомните песенку "Оранжевое солнце, оранжевое небо...", там "взрослый дядя" произносит хрестоматийную фразу "ерунда, не бывает никогда оранжевое солнце, оранжевое небо..." ну и далее по тексту. Дядя-то конечно взрослый и умный, а ребенок всего-навсего хотел "раскрасить целый свет в самый свой любимый цвет". Потому следует знать и о втором подводном камне, встречающемся на нелегком пути оценки восприятия детского творчества - возможно, вы просто не в курсе той цели, которую ребенок преследовал, изображая именно это и именно так.
Если вы хотите узнать, что именно изображено на картинке и каков был творческий замысел, постарайтесь придумать какие-то варианты тривиального вопроса "это что?" и по возможности перед тем как набрасываться с выяснением продемонстрируйте ребенку свой интерес к его работе и свое положительное отношение к тому, что он натворил.
Итак, ребенок рисует то, что чувствует и так, как воспринимает, а не то, что видит и не таким, как есть на самом деле. Помимо этого, у детей могут быть совершенно разные замыслы, которые и объясняют порой кажущийся нам странным результат детского творчества.
Кстати, про положительное отношение, родители часто спрашивают "неужели всегда надо ребенка хвалить, даже если тебе не нравится или он нарисовал полную ерунду?". Разберемся сразу и с этим вопросом. Все время хвалить ребенка не надо, ребенка вполне можно и даже нужно оценивать. Однако оценивать и комментировать нужно его действия и его работу, а не самого малыша как личность.
Сейчас задание - возьмите лист бумаги и напишите в один столбик слова "молодец", "хорошо" и т.п. и не вздумайте вспоминать о них в те моменты, когда ваше перепачканное красками или заляпанное пластилином чудо несет на ваш суд очередной свой шедевр. А в другой столбик напишите как можно больше слов типа "ух ты!", "интересно", "здорово" и выучите их наизусть и как можно более старательно. Например, мое любимое слово "здорово". Когда ребенок приносит вам свою работу, помните ему важно ваше внимание и участие, а вовсе не беспристрастная оценка компетентного жюри. Даже если вам по-настоящему не нравится (очень важный, кстати, момент) - не обманывайте ребенка (он это почувствует), лучше найдите в рисунке или поделке хоть что-то, что вам приятно и понравилось, отметьте это. А если нет сил даже на это, то просто прокомментируйте как-то на вроде "какой разноцветный рисунок, и красного цвета много, и зеленый, и синий". И вы не покривили душой, и ребенок получил свою порцию внимания к себе и своему труду.
Итак, когда вы смотрите на готовую детскую работу, обязательно старайтесь найти что-то, что вам понравится, говорите ребенку только правду о том, нравится вам или нет - если да, так и скажите, если нет, то просто найдите что-то объективное, что вы могли бы отметить в его работе. Комментируйте произведение, а не оценивайте творца.