В предыдущей статье я писала про первый урок на тему сложение. Сейчас посмотрим как начинают изучать вычитание по Петерсону.
Здесь же мы видим, что вычитание даётся так же как сложение. Целое множество, из которого вычитают какую-то часть, а в результате получают другую...
Вводится понятие разность как выражение и как результат. Но с компонентами вычитания не знакомят.
Продолжаем говорить про части и целое, это детям понять легче.
После введения этих тем, важно перейти к связи сложения и вычитания.
2+3=5
3+2=5
5-2=3
5-3=2
Для примера... Такого рода задания очень часто встречаются у Петерсона.
Первое время, до изучения чисел, даются задания, в которых даны фигуры (Ф) разные по форме, цвету и размеру.
Разберем это задание, оно самое первое из подобных. Под буквой а) надо разбить на группы по форме, мы видим треугольники (Т) и круги (К) в равенствах снизу они обозначаются буквами. В задании надо карандашом разбить на группы.
Первое равенство выполнено, по нему дети сами объясняют, что обозначают буквы в равенстве. Затем подчеркиваем части одной чертой, а целое берем в кружок. Данное выделение будет часто встречаться в процессе обучения. Проговариваем часть треугольников плюс часть кругов равно целое фигуры.
В следующем равенстве надо записать результат сложения, причем части поменяли местами, здесь вспоминаем правило от перестановки частей целое не меняется, значит К + Т = Ф. Проговариваем часть кругов + часть треугольников = целое фигуры и записываем букву Ф.
Следующее равенство вычитание. Здесь и показано как сложение и вычитание взаимосвязаны. Знаем мы это правило так: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получаем другое слагаемое. Перефразируем: если из целого вычесть часть, то получаем другую часть. Наглядно это покажем примерно так: прикроем часть треугольников бумагой, останутся круги. Теперь переходим к выражению, Ф - целое все фигуры, вычитаем часть треугольников (Т), равно часть кругов (К), при этом не забываем выделять, это надо делать всегда в таких заданиях. Последнее выражение снова вычитание, но теперь вычитают другую часть - круги. Опять наглядно покажем, прикроем часть с кругами, останутся треугольники. Проговариваем все по образцу. Ф - целое все фигуры, вычитаем часть кругов (К), равно часть треугольников (Т).
В других заданиях все повторяется, но разбивают фигуры по другим признакам.
Цвет: часть зелёные З, часть синие С, целое фигуры Ф.
Выполняется вместе с детьми, учитель дополняет, повторяется алгоритм.
Размер : часть маленькие М, часть большие Б, целое Ф.
Здесь задание немного отличается, если в предыдущих лишь результат выражения требовался, то сейчас надо дописать и компоненты, и результат. Как правило, это задание даётся самостоятельно, затем проверяется, если пропустили ошибки, то алгоритм снова повторяется.
Изучаем числа... Число три. Алгоритм тот же, но вместо букв будут числа, обозначающие количество этих частей и целого.
Пока на этом все. Надеюсь статья была полезна) Будьте здоровы и берегите нервы.