Ооо, уже лучше при знакомстве с творчеством Андрея Тарковского. Не чувствую себя такой никчемной, как при просмотре «Зеркала».
Итак, «Сталкер» 1979г. - фильм Андрея Тарковского по роману братьев Стругацких «Завтрак на обочине». Сразу скажу – повесть не читала и не собираюсь. После просмотра читала отзывы недовольных читателей, высказывающих свое «фе» по поводу фильма. НО! Почему эти недовольные не поинтересовались таким фактом, что братья Стругацкие переписали сценарий специально для Тарковского.
Какие актеры! Это гениальные и, по-моему, все-таки недооцененные, рано ушедшие Анатолий Солоницын (он вообще любимчик Тарковского, сколько снимал его) и Александр Кайдановский. Я в восторге от их игры. Здесь особенно – от игры Кайдановского. Даже не знаю, кто смог бы так невероятно, тонко, с чувствительной душевной организацией, на грани, передать образ главного героя.
Опять работа оператора – на высочайшем уровне!
Фильм, где ничего страшного физически не произойдет, настолько держит в напряжении. Все время страшно.
Замечу еще раз – 1979 год! Никаких спецэффектов, компьютерной графики, доступных сейчас – а какая съемка!
По сюжету – все очень символично. Наверное, нет, точно, есть скрытый смысл, потому что это Тарковский и то время, в которое нельзя по-другому.
Есть некая Зона, в которой в совершенно конкретной Комнате можно осчастливиться каждому. В ней нельзя идти к цели прямым путем, хотя она напрямую близко. Нельзя возвращаться. Нельзя долго находиться и еще много нельзя. Но герои – Профессор (Николай Гринько) и Писатель (Анатолий Солоницын) – постоянно ослушиваются Сталкера (Александр Кайдановский) и ничего плохого с ними не происходит. Сталкер – проводник. Он водит туда людей, но неизвестно, осчастливился кто-либо из них.
И все-таки происходит то, что происходит – очищение души Писателя, хотя он все равно остается недоволен Сталкером. И хотевший уничтожить Зону Профессор все-таки уступает Сталкеру. Никто из них не переступит порог Комнаты.
Фильм –притча, невероятный, интересный. Может быть, разочаровывающий финал. Но он такой.