Найти тему
Netbox

Аудиофильская терминология. Часть 2.

Оглавление

Сегодня мы продолжим пояснять некоторые понятия, которые используются в сфере описания и оценки качества звучания каких-либо устройств.

В первой части (Аудиофильская терминология. Часть 1) мы немного поговорили об искажениях и скоростных характеристиках, а также затронули тему частот и восприятия отдельных инструментов. Поехали дальше.

Мелодия
Мелодия

5. Частоты

Частоты в целом делятся на высокие, средние и низкие. В низких можно выделить суббас (0-40 Гц), мидбас (40 – 100 Гц) и бас (100-160 Гц). Средние частоты идут от 140 до 1300 Гц, дальше начинаются высокие частоты (их тоже можно разделить на три подгруппы). От 12 000 Гц– верхняя октава.

Указанное на коробке значение частотного диапазона даёт ориентировочную информацию, но на неё нельзя положиться на 100%. Читая цифры на коробке, мы не видим, на какой громкости производился замер и какие при этом были искажения.

Распределение частотного диапазона
Распределение частотного диапазона

6. АЧХ (Амплитудно-частотные характеристики)

Задача АЧХ показать, на какой громкости играют те или иные частоты. Главная проблема, которая кроется в этом показателе, - это то, что в итоге невозможно правильно примерить готовое значение АЧХ взятое в том же интернете, так как у каждого человека уши имеют свое АЧХ (мы по-разному слышим одни и те же частоты). Собственно поэтому можно говорить, что представленное АЧХ так или иначе субъективно.

7. Сцена

Если сильно упрощать, то можно сказать, что «сцена» - это некая объёмность звучания. Когда сцена широкая, появляется ощущение, что инструменты находятся на расстоянии, а не собраны в один пучок. Глубина сцены – это когда вы ощущаете расстояние между каждым инструментом.

Но этот показатель очень скользкий: ощущение сцены напрямую зависит от состояния конкретного человека в конкретный момент (вплоть до его настроения или гормонального фона в организме).

Ширина и глубина сцены. На рисунке видно (см. на тень пузырей), что звуки находятся на разной отдаленности относительно слушателя и относительно друг друга.

(отображённые звуки: вокал, соло-гитара, бас, удар, саксофон, гитара, пианино, том-том, снейр, хай-хэт, тарелки)
Ширина и глубина сцены. На рисунке видно (см. на тень пузырей), что звуки находятся на разной отдаленности относительно слушателя и относительно друг друга. (отображённые звуки: вокал, соло-гитара, бас, удар, саксофон, гитара, пианино, том-том, снейр, хай-хэт, тарелки)

8. Музыкальность и аналитичность. Вовлечённость и эмоциональность

Понятия чаще всего используются для общего описания подачи звука в устройстве.

Например, аналитичные наушники позволяют услышать и оценить какие-то детали звука (т.е. дают «правильное» звучание). Музыкальные же наушники больше направлены просто на качественное воспроизведение звука, в них обычно подправляются какие-то частоты и нивелируются какие-то косяки.

Из того, как отдельному человеку больше нравится слушать звук, выявляется вовлечённость и эмоциональность – грубо говоря, цепляет ли вас музыка в этих наушниках или нет.

9. Гармонические искажения

При передаче звуковой волны устройства часто добавляют какие-то дополнительные волны, что искажает истинный звук этой волны. И если гармонических искажений очень много, то можно получить вообще другой звук.

Например, если утрировать, допустим мы записали стук по хрустальному стакану и стук по стеклянному, то при большом количестве искажений можно услышать одинаковые звуки, хотя мы точно знаем, что в живую они значительно отличаются.

Гармонические искажения
Гармонические искажения

Часть 1 - Аудиофильская терминология

Мнение автора может не совпадать с мнением читателя.