Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.
Диаманту по-другому называют зеркальным синквейном. Она действительно похожа на два синквейна, соединенных между собой. (Как составлять синквейн, подробно рассказывается в этом посте.)
Схема диаманты
1 строка — первая тема диаманты (первое понятие — имя существительное или словосочетание);
2 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие первую тему диаманты;
3 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу к первой теме диаманты;
4 строка — две фразы, которые описывают каждую тему диаманты и показывают их в сравнении;
5 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу ко второй теме диаманты;
6 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие вторую тему диаманты;
7 строка — вторая тема диаманты (второе понятие — имя существительное или словосочетание, которое сравнивают с первым).
Диаманту обычно составляют одновременно с начала и с конца — получается, что два понятия встречаются в центре, на четвёртой строке.
Примеры диаманты
Цифры прописывать не нужно, они не входят в форму диаманты, но значительно облегчают ее составление.
1 Старик
2 Безвольный, робкий
3 Отпускает, кликает, молит
4 Ищет милости; жаждет власти
5 Бранит, посылает, требует
6 Алчная, ненасытная
7 Старуха
Так может выглядеть диаманта, сравнивающая двух героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина. Отметим, что диаманта может сравнивать любые понятия, а не только литературные образы.
Так же, как и при составлении синквейна, в диаманте нельзя использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).