Линейный корабль проекта 23 "Советский союз" (линкор)
Ну что же, приступим.
Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») – проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х – начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота.
Итак, будет небольшая серия постов про главный калибр Советского ВМФ – 406-мм орудие Б-37, сохранившееся на территории Ржевского полигона. Точнее, первый пост будет про то, для чего это орудие разрабатывалось, второй – история создания и испытания орудия, третий – история его боевого применения, четвёртый – фотографии, пятый и шестой – дополнение в виде истории, описания и фотографий 305-мм орудия Обуховского завода образца 1907 года, также сохранившегося на Ржевке.
А почему «небольшие» – я постараюсь втиснуть самое нужное, не все могут в вооружение и тем более, в артиллерию. Да и технической информации очень много, не хочу превращать Пикабу в архив КБ какого-нибудь (собственно, именно поэтому я и разбиваю на части). Если захотите подробностей – в каждом посте будут ссылки на источники.
В течение последующих трех лет в проект 23 вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 т), броневой пояс был уменьшен до 350мм, а скорость была снижена до 29 узлов. Вооружение так же подверглось корректировке и отныне состояло из трех трехорудийных башен вооруженных орудиями калибра 406мм. Именно эти характеристики были утверждены постановлением Комитета Обороны при СНК СССР 13 июля 1939 года. Линкор типа «Советский Союз» по некоторым параметрам превосходил многие аналогичные зарубежные разработки, например, советский линкор однозначно превосходил все линкоры постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». К сильным сторонам «Советского Союза» специалисты относили исключительно удачное 406-мм орудие Б-37 (Часть 2) и продуманную броневую и противоторпедную защиту.
Противоторпедная защита была рассчитана на взрыв заряда до 750кг в тротиловом эквиваленте, имела протяженность чуть меньше 70% длины корабля по КВЛ. На большей части длины её глубина составляла не менее 7,5м (на миделе - 8,2м) и лишь у носового траверза цитадели (64 шп.) уменьшилась до 7,1м.
* Орудие 40.6 cm/52 (16") SK C/34, по сути являлось 42 cm/48 (16.5") SK C/40, являясь подогнанной под максимально разрешенный договорами калибр, путём искусственного утолщения внутренней стенки и путём несложной процедуры растачивания легко возвращалось к проектному калибру, с увеличенной массой снаряда. В этом случае бортовой залп ГК превысил бы 9,1 тонны.
В общем по проекту 23 был проведен колоссальный объём опытно-конструкторских работ (одних моделей было построено более 100) и различных испытаний включая: экспериментальное бомбометание по переоборудованному сухогрузному судну (была установлена соответствующая палубная защита), имитацией подрывов на минах и торпедах (более 30-ти масштабных и 2 натурных). Была создана защита от неконтактных взрывателей – размагничивающее устройство, спроектированное в ЛФТИ в 1936-37 годах и получившее последующее применение на кораблях всех классов.
ГЭУ корабля включала три главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 67000л.с. (максимальная 77000л.с.) и шесть водотрубных котлов. Паропроизводительность одного котла 162т/ч (максимальная 185т/ч), давление на выходе 37атм. при температуре 380°С. ГТЗА линкора были унифицированы с агрегатами тяжёлого крейсера проекта 69.
На корабле должны были базироваться 4 гидросамолета КОР-2 разработки КБ Г.М.Бериева. Они представляли собой одномоторные двухместные монопланы – летающие лодки (масса 3т, длина 10,5м, размах крыльев 12м, скорость более 350км/ч, потолок до 8500м, максимальная дальность полета – более 800км, вооружение – два 7,62-мм пулемета и две 100-кг авиабомбы). Запас авиационного бензина (6т) размещался под инертным газом во вкладной цистерне, находящейся в кормовой части корабля. Вот сам КОР-2:
В связи с катастрофическим положением дел на фронтах, строительство линкоров было прекращено. 10 сентября 1941 года их официально исключили из состава Советского ВМФ и расформировали уже созданные экипажи.
Во время войны корпуса линкоров частично разобрали. Броня «Советского Союза» пошла на строительство оборонительных сооружений под Ленинградом. «Советская Украина», которая досталась немцам, так же была частично разобрана, а в 1944 году при оставлении немецкими войсками Николаева, стапель, на котором находился корпус линкора, был взорван.
Испытываемые же «части» линкора – как орудие Б-37 (Часть 3), так и натурный отсек строящегося проекта 23 (было на Пикабу), участвовали в ВОВ.
Ну а после окончания Второй мировой войны и анализа действий линейных кораблей, было принято вполне обоснованное решение - строительство линкоров не возобновлять. Причем не только в СССР, но и во всём мире.