Найти тему
Золотой Запас

Римские монеты после Пунических войн. Мировая история денег

Литые монеты «Aes Grave» были впервые выпущены Республикой около 289 г. до н.э., но римляне поняли, что для облегчения торговли с другими итальянскими и неитальянскими государствами также необходимо иметь более удобную чеканку монет, состоящую из серебряных и бронзовых номиналов.

Римская республика и золотой солид / фото © Золотой Запас
Римская республика и золотой солид / фото © Золотой Запас

Соответственно, они начали чеканить серебряные дидрахмы и бронзовые двойные и одинарные литры, очень похожие на монеты городов Великой Греции. Несколько лет спустя, между Первой и Второй Пуническими войнами, чеканка претерпела определенные изменения, а именно, введение новой серии монет «Aes Grave», типы которой впоследствии были приняты в качестве нормы для большинства более поздних выпусков республиканской бронзы, и замена дидрахм на квадригати с янаформной головой Диоскуров на лицевой стороне.

Серебряная дидрахма / фото © Золотой Запас
Серебряная дидрахма / фото © Золотой Запас

Золотые монеты выпускались очень редко и не являлись частью регулярной чеканки в республиканский период. Они изготавливались для военных и аналогичных чрезвычайных целей, и сейчас эти монеты считаются очень редкими. В период междоусобиц, последовавших за убийством Юлия Цезаря, золото выпускалось различными участниками и для различных участников заговора: монета, представленная выше, является ауреусом с именем и портретом Брута. Как сообщает монета, она была отчеканена Кассием Лонгином, «завистливым Кассием» из пьесы Шекспира.

Золотой ауреус с портретом Брута / фото © Золотой Запас
Золотой ауреус с портретом Брута / фото © Золотой Запас

Республиканская бронза перестала чеканиться примерно после 84 г. до н. э., за исключением короткой эмиссии при Юлии Цезаре, но как только Август достиг верховной власти и восстановил мир в римском мире, он возобновил регулярный выпуск Aes Grave в рамках своей реорганизации монетарной системы. Чеканку золота и серебра он держал под своим контролем, но медные и орихалковые монеты выпускались Сенатом. Эти сенаторские монеты начали выпускать примерно с 18 г. до н. э., и на первых выпусках на круговой легенде чеканились имена ответственных за денежное обращение, но эта практика прекратилась после 4 г. до н. э.

Дупондии и ассы, хотя и были одинакового размера, можно было отличить по цвету металла: желтый орихалк и красная медь. На некоторых азиатских монетных дворах Август и его преемники продолжали чеканить большие серебряные монеты, равные трем денариям, которые обычно называют цистофори или тетрадрахмами. Монеты такого размера и достоинства были основной монетой Малой Азии со II века до нашей эры.

Римский дупондий / фото © Золотой Запас
Римский дупондий / фото © Золотой Запас

Император Нерон, который при всех своих недостатках был человеком значительного художественного таланта, проявил интерес к императорской чеканке, что привело его к учреждению асса и квадранта, отчеканенных из орихалка, в дополнение к монетам из меди. Неизвестно, хотел ли он окончательно отказаться от меди, но в любом случае эти изделия не пережили его собственное правление, за некоторыми небольшими исключениями, такими как орихалковые ассы, выпущенные в период правления Траяна и Адриана.

Сестерции первого и второго веков нашей эры являются одними из самых внешне привлекательных из всех римских монет. На данный момент эти моменты, если они хорошо сохранились, пользуются большим спросом и продаются за крупные суммы. Ассы и дипондии также часто являются прекрасными образцами искусства граверов.

Римский сестерций / фото © Золотой Запас
Римский сестерций / фото © Золотой Запас

Нерон уменьшил вес золотых и серебряных монет, также сократив количество чистого металла в последних. Сменявшие друг друга императоры, всегда нуждающиеся в деньгах, продолжали эту практику. Во времена правления Каракаллы в денарии содержалось всего 40% серебра. Этот император ввел новую монету из аналогичного металла, которая, хотя и была равна по весу денарию, вероятно, являлась эквивалентом двух. На новом изделии, известном нам под названием «антониниан» (по официальному имени Каракаллы — Антонин), чеканился портрет императора в короне, в отличие от лаврового венка на головах императоров с денариев. У императриц этот номинал отличается полумесяцем, помещенным под бюстом.

Серебряный антониниан / фото © Золотой Запас
Серебряный антониниан / фото © Золотой Запас

Антониниан, который вытеснил денарий из обращения к середине третьего века, очень быстро обесценился, пока во время правления Галлиена не превратился в простой кусок меди или бронзы, часто очень маленького размера с легким серебристым оттенком. Аврелиан в своей реформе чеканки вернул антониниану что-то вроде его первоначального размера, но мало что сделал для улучшения содержания серебра.

Антониниан Клавдия Готского и галльских узурпаторов Тетрика Старшего и Младшего в значительной степени подделывались неофициальными монетными дворами, и эти имитации часто находят в британских кладах. Хотя иногда обнаруживаются довольно хорошие копии оригиналов, многие из них в высшей степени гротескны, а также намного меньше, чем официально отчеканенные монеты. Этому классу монет было дано название «варварские подражания», и точное датирование различных типов и классов до сих пор является предметом споров.

Таким образом, качество императорских монет было снижено до очень низкого уровня, за исключением золотых монет, которые по-прежнему оставались хорошего качества, хотя и менялись в весе. Сестерций, дупондий и другие выпускались более или менее регулярно, но вышли из употребления, когда начал распространятся антониниан. Последние сестерции старого стиля были выпущены Постумом.

Нововведением Траяна Деция (249–251 гг. н. э.) стал двойной сестерций с бюстом в лучистом венце. Это прекрасное произведение нумизматического искусства, которое на самом деле немного тяжелее сестерциев ранних императоров, встречается редко в наши дни, так как не было продолжено преемниками Деция.

Сестерций Траяна Деция / фото © Золотой Запас
Сестерций Траяна Деция / фото © Золотой Запас

Диоклетиан, который к концу III века разработал новую конституцию империи, также упорядочил чеканку монет. Эта великая реформа, вероятно, была не одним решающим актом, а скорее серией изменений, охватывающих период в несколько лет. Наиболее важными из этих изменений были введение двух новых номиналов: аргентий, серебряная монета примерно такого же качества и веса, что и динарии Нерона, и фоллис, монета из покрытой серебром бронзы, напоминающая монеты более ранней империи.

Выпуск антониниана был прекращен, но аналогичная монета все еще чеканилась около десяти лет после реформы. Она была того же размера, что и антониниан, с лучистой короной на лицевой стороне, но на реверсе больше не было знака XXI и не было следов серебра.

Константин Великий внес дальнейшие изменения в денежную систему. Вместо ауреуса (1/60 фунта золота) он представил новую монету, названную солидом (1/72 фунта). Солид вскоре заменил ауреус в качестве стандартной золотой монеты Империи. Другими золотыми номиналами, введенными Константином, были семис (половина солида) и скрипул (девять силикв).

Золотой солид / фото © Золотой Запас
Золотой солид / фото © Золотой Запас

Позже во время своего правления Константин возобновил выпуск серебряных монет, который, кажется, почти прекратился после большого выпуска при Тетрархии. Из этого металла изготавливали два основных номинала: милиаренс (1/14 солида) и силиква (1/24 солида). Последний имел тот же вес, что и аргентий Диоклетиана (1/96 фунта серебра), но Констанций II уменьшил его вес до 1/144 фунта.

Бронзовая чеканка IV века имела множество проблем. Вскоре фоллис начал уменьшаться в размерах и весе, и этот процесс продолжался почти полвека, и ко времени правления Констанция II выпускались единственные бронзовые монеты размером около 15 мм в диаметре и весом около 1,65 грамма. Поскольку стандарт чеканки бронзовых монет постоянно менялся, очень трудно установить его отношение к золотому и серебряному номиналам.

В 348 году нашей эры Констанций II ввел более тяжелую монету из бронзы под названием центенионалий, а более поздние императоры также предприняли попытки восстановить бронзовую чеканку. Магненций (350–353 гг. н.э.) и Юлиан II (360–363 гг. н.э.) чеканили очень большие монеты (около 30 мм в диаметре), а Грациан (367–38 гг. н.э.) ввел монету, очень похожую на центенионалий. Однако все эти попытки были сравнительно недолговечными, и после смерти Феодосия I в 395 году нашей эры только небольшие бронзовые монеты продолжали выпускаться регулярно. О наименованиях номиналов позднеримских бронзовых монет известно очень мало.

Бронзовый центенионалий / фото © Золотой Запас
Бронзовый центенионалий / фото © Золотой Запас

Чеканка V века состояла в основном из солида и двух меньших золотых номиналов, семис и тремис. Тремис был введен Феодосием I, чтобы заменить скрипул из системы Константина. Было выпущено очень мало серебряных и бронзовых монет. Нехватка официально отчеканенных монет в некоторой степени восполнялась за счет еще одного огромного количества варварских подделок, многие из которых были копиями центенионалия Констанция II.

В 498 году нашей эры Анастасий I выпустил новую серию бронзовых монет совершенно революционного типа, каждый номинал которых имел свой знак ценности, отчеканенный на реверсе. Введение этих монет знаменует собой почти полный разрыв с традициями римской чеканки.

Другие статьи в серии «Мировая история денег»:

Автор: Мартин Армстронг | Перевод: Золотой Запас