Найти тему
Киношная ночь

"Страна Лавкрафта" – недооценённый шедевр из вселенной мифов Ктулху

Здесь и далее кадры из сериала "Страна Лавкрафта".  
Лого не является частью сериала:)
Здесь и далее кадры из сериала "Страна Лавкрафта". Лого не является частью сериала:)
Эта часть статьи без спойлеров, читай спокойно.

Честно говоря, я был уверен, что это провал. Являясь большим ценителем творчества Говарда Филлипса и перечитав не раз всё, что можно из написанного его рукой, я наткнулся на трейлер сериала. Просмотр вызвал чувства, мягко говоря, отвратительные. Помимо очевидного разделения на хороших и злых в зависимости от цвета кожи я увидел какую-то стандартную монстропсину родом откуда-то из "Обители зла", пару любопытных кадров и больше ничего. Словом, похоже было, на смесь некачественного ужастика и антирасисткой пропаганды.

Прошла пара месяцев, сериал вышел полностью, смотреть было нечего, и решил попробовать – просто потому что старые фильмы по Лавкрафту просмотрены, и где-то глубоко внутри всё-таки живёт надежда. Меня поджидал наиприятнейший сюрприз.

-2

Первые две серии посмотрел на одном дыхании. Нет ничего удивительного в том, что HBO по-прежнему умеет снимать дорого и качественно, но я не ждал, что меня затянет атмосфера сериала. Думаю, каждый ценитель творчества Лавкрафта согласится, если я скажу, что самое главное в его историях именно это. Не какие-то невероятные сюжетные повороты, харизматичные персонажи или искромётные диалоги, а в первую очередь ощущение древнего ужаса, который вот здесь, прямо за углом, а ты об этом даже не подозреваешь (а если подозреваешь, то мало что можешь с этим сделать).

-3

И этой атмосферы здесь хватает сполна. Сюжет 10 серий построен (подобно любому хорошему сериалу) по принципу "1 серия – 1 история", но при этом все эти истории и персонажи, участвующие в них, постепенно развиваются, чтобы в конце сезона пересечься для главной заварушки.

Кадр из начала первой серии
Кадр из начала первой серии

Операторская работа – на высоте. Со стилем и декорациями - полный порядок. Это 60-е годы, и в них удаётся полностью окунуться. Спецэффекты просто супер, использованы точно по назначению и не вызывают ощущения, что их лепили ради красивой картинки. Музыка преимущественно попадает точно в цель. Со сценарием и диалогами порядок (благо, что это экранизация одноимённого романа Мэта Раффа, ибо литературная основа всегда идёт кино на пользу).

-5

Что касается темы расизма, поднимаемой в сериале, то надо сказать, что она совершенно не противоречит тому, что действительно происходило в то время в США. Поэтому если вам покажется, что с этим где-то есть перегиб, просто погуглите некоторые моменты, упоминаемые в истории, и вы, возможно, как и я, удивитесь, что всё это ничуть не преувеличено.

-6

Для тех, кто пока не посмотрел сериал, добавлю только одно: не ожидайте, что это абсолютно идеальная история, достойная книг Лавкрафта. Но будьте уверены, что она очень к этому близка и вы получите море удовольствия при просмотре.

Дальнейшая часть статьи содержит спойлеры!
-7

Если говорить более детально, то претензии к сериалу, конечно есть. И пожалуй, главную из них можно адресовать ко всей сегодняшней киноиндустрии – вы очень сильно перегибаете с толерантностью. Не имеет никакого значения, сколько персонажей какого цвета кожи, ориентации и вероисповедания находится в кадре – до тех пор, пока все они работают как шестерёнки одного механизма, слаженно и без пробуксовки. Работают на историю. Но когда вы начинаете забрасывать всем этим сюжет просто ради тренда, это сразу видно.

-8

Как я и сказал, тема расизма здесь показана почти без перегибов за исключением пары моментов вроде серии с Гипполитой, крушащей орды врагов в качестве древней воительницы. Но объясните мне, какую функцию нёс персонаж двуполой сирены? На охранника свитка она похожа совсем не была – стоило Аттикусу с компанией наведаться к ней, как она тут же всё им отдала и отдалась сама, после чего абсолютно нелепо погибла от руки хладнокровного Монтроуза.

-9

Монстропсина, судя по всему, оказалась шогготом. И это обидно. У Лавкрафта в "Хребтах безумия" эти твари описываются достаточно хорошо. Там шоггот – это кошмарное чёрное блестящее существо, окружённое густым паром, бесформенная масса пузырящейся протоплазмы, слабо иллюминирующее и образующее тысячи вспыхивавших и тут же гаснувших глазков. Смотря на уровень сериала никогда не поверю, что не хватило спецэффектов, чтобы сделать нормальную протоплазму вместо четвероногого пёселя, похожего на шоггота разве что количеством глаз.

-10

Другая проблема – уровень условности. В каждой истории он есть. Это те мелочи, на которые мы намеренно закрываем глаза, чтобы получить удовольствие и не придираться к каждой ресничке, торчащей не в ту сторону. Здесь с ним преимущественно порядок, но временами (как в сцене с убийством сирены) тянет поморщиться, как грубо всё сделано. Это же касается и финала. Магический ритуал и противостояние ему превращаются в какую-то абсолютно непонятную сцену, где неясно, почему все эти люди делают то, что делают.

-11

Почему Джи-А, дух девятихвостой лисы, должна обхватить своими мохнатыми щупальцами тела Кристины и Аттикуса, чтобы его попытаться спасти, а её лишить бессмертия... Обратимое бессмертие – это вообще не бессмертие, строго говоря. И кстати о лисичке, должен сказать, что персонаж просто потрясный, и мне было очень жаль, что после искромётной серии, в которой о ней рассказывается, ей вообще не уделили времени.

-12

Последняя маленькая претензия – к музыке. Тарантино уже ставил рэп в своём "Джанго". Да, было свежо и интересно, но здесь это не работает, а рушит атмосферу, так кропотливо выстроенную в остальных аспектах.

Подводя итог, скажу, что остался очень доволен, и теперь есть желание прочесть книгу, чтобы сделать сравнение. Если кто читал, пишите в комментариях, как она вам. И вообще пишите, как вам сериал и что думаете насчёт его катастрофически заниженной оценки.

Киношная ночь переходит в рассвет.

Ставь лайк и подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить новые материалы! Читай также:

Близость в кино: безжалостная цензура Золотой эпохи Голливуда