Эта часть статьи без спойлеров, читай спокойно.
Честно говоря, я был уверен, что это провал. Являясь большим ценителем творчества Говарда Филлипса и перечитав не раз всё, что можно из написанного его рукой, я наткнулся на трейлер сериала. Просмотр вызвал чувства, мягко говоря, отвратительные. Помимо очевидного разделения на хороших и злых в зависимости от цвета кожи я увидел какую-то стандартную монстропсину родом откуда-то из "Обители зла", пару любопытных кадров и больше ничего. Словом, похоже было, на смесь некачественного ужастика и антирасисткой пропаганды.
Прошла пара месяцев, сериал вышел полностью, смотреть было нечего, и решил попробовать – просто потому что старые фильмы по Лавкрафту просмотрены, и где-то глубоко внутри всё-таки живёт надежда. Меня поджидал наиприятнейший сюрприз.
Первые две серии посмотрел на одном дыхании. Нет ничего удивительного в том, что HBO по-прежнему умеет снимать дорого и качественно, но я не ждал, что меня затянет атмосфера сериала. Думаю, каждый ценитель творчества Лавкрафта согласится, если я скажу, что самое главное в его историях именно это. Не какие-то невероятные сюжетные повороты, харизматичные персонажи или искромётные диалоги, а в первую очередь ощущение древнего ужаса, который вот здесь, прямо за углом, а ты об этом даже не подозреваешь (а если подозреваешь, то мало что можешь с этим сделать).
И этой атмосферы здесь хватает сполна. Сюжет 10 серий построен (подобно любому хорошему сериалу) по принципу "1 серия – 1 история", но при этом все эти истории и персонажи, участвующие в них, постепенно развиваются, чтобы в конце сезона пересечься для главной заварушки.
Операторская работа – на высоте. Со стилем и декорациями - полный порядок. Это 60-е годы, и в них удаётся полностью окунуться. Спецэффекты просто супер, использованы точно по назначению и не вызывают ощущения, что их лепили ради красивой картинки. Музыка преимущественно попадает точно в цель. Со сценарием и диалогами порядок (благо, что это экранизация одноимённого романа Мэта Раффа, ибо литературная основа всегда идёт кино на пользу).
Что касается темы расизма, поднимаемой в сериале, то надо сказать, что она совершенно не противоречит тому, что действительно происходило в то время в США. Поэтому если вам покажется, что с этим где-то есть перегиб, просто погуглите некоторые моменты, упоминаемые в истории, и вы, возможно, как и я, удивитесь, что всё это ничуть не преувеличено.
Для тех, кто пока не посмотрел сериал, добавлю только одно: не ожидайте, что это абсолютно идеальная история, достойная книг Лавкрафта. Но будьте уверены, что она очень к этому близка и вы получите море удовольствия при просмотре.
Дальнейшая часть статьи содержит спойлеры!
Если говорить более детально, то претензии к сериалу, конечно есть. И пожалуй, главную из них можно адресовать ко всей сегодняшней киноиндустрии – вы очень сильно перегибаете с толерантностью. Не имеет никакого значения, сколько персонажей какого цвета кожи, ориентации и вероисповедания находится в кадре – до тех пор, пока все они работают как шестерёнки одного механизма, слаженно и без пробуксовки. Работают на историю. Но когда вы начинаете забрасывать всем этим сюжет просто ради тренда, это сразу видно.
Как я и сказал, тема расизма здесь показана почти без перегибов за исключением пары моментов вроде серии с Гипполитой, крушащей орды врагов в качестве древней воительницы. Но объясните мне, какую функцию нёс персонаж двуполой сирены? На охранника свитка она похожа совсем не была – стоило Аттикусу с компанией наведаться к ней, как она тут же всё им отдала и отдалась сама, после чего абсолютно нелепо погибла от руки хладнокровного Монтроуза.
Монстропсина, судя по всему, оказалась шогготом. И это обидно. У Лавкрафта в "Хребтах безумия" эти твари описываются достаточно хорошо. Там шоггот – это кошмарное чёрное блестящее существо, окружённое густым паром, бесформенная масса пузырящейся протоплазмы, слабо иллюминирующее и образующее тысячи вспыхивавших и тут же гаснувших глазков. Смотря на уровень сериала никогда не поверю, что не хватило спецэффектов, чтобы сделать нормальную протоплазму вместо четвероногого пёселя, похожего на шоггота разве что количеством глаз.
Другая проблема – уровень условности. В каждой истории он есть. Это те мелочи, на которые мы намеренно закрываем глаза, чтобы получить удовольствие и не придираться к каждой ресничке, торчащей не в ту сторону. Здесь с ним преимущественно порядок, но временами (как в сцене с убийством сирены) тянет поморщиться, как грубо всё сделано. Это же касается и финала. Магический ритуал и противостояние ему превращаются в какую-то абсолютно непонятную сцену, где неясно, почему все эти люди делают то, что делают.
Почему Джи-А, дух девятихвостой лисы, должна обхватить своими мохнатыми щупальцами тела Кристины и Аттикуса, чтобы его попытаться спасти, а её лишить бессмертия... Обратимое бессмертие – это вообще не бессмертие, строго говоря. И кстати о лисичке, должен сказать, что персонаж просто потрясный, и мне было очень жаль, что после искромётной серии, в которой о ней рассказывается, ей вообще не уделили времени.
Последняя маленькая претензия – к музыке. Тарантино уже ставил рэп в своём "Джанго". Да, было свежо и интересно, но здесь это не работает, а рушит атмосферу, так кропотливо выстроенную в остальных аспектах.
Подводя итог, скажу, что остался очень доволен, и теперь есть желание прочесть книгу, чтобы сделать сравнение. Если кто читал, пишите в комментариях, как она вам. И вообще пишите, как вам сериал и что думаете насчёт его катастрофически заниженной оценки.
Киношная ночь переходит в рассвет.
Ставь лайк и подписывайся на канал (жми здесь), чтобы не пропустить новые материалы! Читай также:
Близость в кино: безжалостная цензура Золотой эпохи Голливуда