Что означает требование рациональности в бухгалтерском учете

247 прочитали
Давно бухгалтерско-русский словарик не обновлял, увлекся налогами. Исправляюсь. Сегодня расскажу об одном из требований к бухучету, которое внутренний главбух-перфекционист во мне не любит.

Давно бухгалтерско-русский словарик не обновлял, увлекся налогами. Исправляюсь. Сегодня расскажу об одном из требований к бухучету, которое внутренний главбух-перфекционист во мне не любит. Но для бизнеса требование рациональности при ведении бухгалтерского учета — одно из главных. В России оно установлено п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В международной практике это требование называют балансом между выгодами и затратами (Balance between Benefit and Cost).

Рациональность означает ведение бухгалтерского учета, исходя из:

  • условий хозяйствования и величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности этой информации.

То есть главбух должен применять те методы учета, которые позволят сформировать полную и достоверную финансовую отчетность с минимальными затратами. Учет должен окупаться!

Главбух-перфекционист — назовем его в честь меня дядей Лешей, чтобы тете Маше не было обидно — хочет сделать учет максимально информативным. При этом он плевать хотел на то, что это стоит дорого. К каждому сотруднику нужно приставить контролера, как каждому контролеру — ревизора, а за ревизорами должны присматривать аудиторы. Тогда мечты дяди Леши о резервах под обесценение скобок для степлера на его рабочем столе и оценочным обязательствам по предстоящей оплате утилизации коробочки из-под этих скобок воплотятся в реальность. Только это не будет иметь практического смысла, потому что компания с самым точным в мире учетом разорится на его ведении.

В реальности бизнес относится к бухучету как к любому другому бизнес-процессу. Если сам по себе он не приносит прибыли, то должен помогать получать прибыль от других бизнес-процессов. Сам по себе бухучет прибыли не приносит, но бухгалтерская информация используется при принятии решений инвесторами, кредиторами, государством, собственниками и руководителями бизнеса. Если цена решений высока, то независимо от масштабов бизнеса нужно раскрывать ту информацию, которая нужна для подготовки этих решений. В остальных случаях действует правило: маленькой компании нужен простой бухучет, большой — сложный.

Вот пример того, как требование рациональности реализуется в бухгалтерской нормативке. Ст. 6 закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. «Малышам» разрешается:

Скажу одну вещь, от которой у дяди Леши сердце кровью обливается 💔 Российский малый бизнес считает бухучет навязанной государством повинностью. Задача главбуха — считать налоги. А бухгалтерская отчетность нужна налоговой — она же туда сдается. И иногда банкам для оценки платежеспособности заемщика. В такой картине мира бухучет должен вестись так, чтобы удовлетворять минимальные требования этих пользователей. Значит, если можно его упростить и удешевить — нужно упрощать и удешевлять.

Кстати, мы в интернет-бухгалтерии «Моё дело» пошли ровно по такому пути. План счетов и бухотчетность упрощенные. А все нетиповые операции делаются через бухгалтерские справки. Рациональность в чистом виде 😎

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!