Главная задача перед открытием — это найти подходящих людей, которым можно будет доверить создание имиджа магазина в глазах будущих постоянных покупателей. Человеческие качества и удовлетворенность продавцов оказывают существенное влияние на успех предприятия. Но не менее важны ваши собственные усилия по организации рабочего процесса.
Современное розничное предприятие не может приступать к работе без четко прописанных и затем организованных бизнес-процессов. Обучайте своих сотрудников работать по регламентам. Для небольшого магазинчика вполне достаточно, если хозяин опишет их сам. Но если Вы открываете магазин площадью от 200 кв. м, затраты на покупку готовых пакетов с описанием бизнес-процессов (от 50 тыс. рублей) будут оправданны. Минимальный пакет документов включает в себя должностные инструкции, правила трудового распорядка, правила торговли, правила поведения в нестандартных ситуациях, правила выкладки и правила проведения промоакций.
Это интересно! Когда отрывались первые магазины ИКЕА в России, они привезли с собой 12 фур с распечатками регламентов и процедур — такое большое значение придавалось организации торгового процесса. Не менее важно это и для вас.
Количество персонала, который вы будете приглашать в свое предприятие, зависит от времени работы магазина и его площади. Расчет примерно таков: по одному продавцу в отдел, директор и приходящий бухгалтер.
Малый бизнес, в том числе розничная торговля, активно пользуется услугами аутсорсинга, или, иными словами, приглашением на исполнение определенных, не профильных для бизнеса, обязанностей специалистов или компании со стороны. Наиболее популярные в России бизнес-процессы на аутсорсинг — это бухгалтерия, ИТ-обслуживание (более 50% малого бизнеса не имеет в штате соответствующих специалистов); следом идут маркетинг и реклама, включая поддержку веб-сайтов.
Формы аутсорсинга, среди которых обычно выбирает малый бизнес, — это приглашение фрилансера (одного специалиста, не работающего в штате) или компании-специалиста. Преимущества аутсорсинга очевидны: помимо существенной экономии на оплате труда и налогах, бизнес приобретает услуги компетентных специалистов, содержание которых ему не по карману. Риски аутсорсинга усиливаются при найме фриланс-специалиста: эта категория работает часто «в черную», может не выполнить работу или сделать ее некачественно.
Аутсорсинг не надо путать с договорными отношениями на отдельные виды работ, например, на проведение исследований или консалтинг. Аутсорсинг ориентирован на постоянное сотрудничество и передачу бизнес-процесса целиком, все разовые работы являются договорными и определяются потребностями бизнеса.
Консультанты нужны на переходных этапах и этапах постановки бизнес-процессов — например, когда надо провести маркетинговые исследования, распланировать грамотную рекламную кампанию или акцию или оптимизировать ассортимент.
По мере развития бизнеса нагрузка на руководителя/директора/владельца существенно увеличивается. Ему приходится брать на себя договорной процесс и координацию поставок, организацию разгрузки, приема, учета товара, контролировать персонал и бизнес-процессы, минимизировать потери, контактировать с различными официальными и властными структурами. Хорошей точкой отсчета является цифра 7-10 человек персонала в магазине — соответствующий объем бизнеса уже требует отдельного управленца на должности руководителя или его заместителя.
Психологи подсчитали, что только менее 10% взрослых людей склонны к изобретательному воровству. Честных людей гораздо больше. Но немала и доля тех, кто может стащить в магазине по мелочи, если представится такой случай. Предотвращению действий именно этой категории граждан надо уделить особое внимание. Основное средство минимизации хищений — это установка систем видеоконтроля, маркировка дорогих продуктов, размещение привлекательных мелочей в пределах видимости сотрудника.
Если говорить о махинациях сотрудников, то работающим средством стимулирования честного поведения являются четкие бизнес-процедуры и грамотная мотивация.
Подбирайте персонал тщательно, часть процессов отдайте на аутсорсинг, уделяйте время обучению сотрудников, спланируйте мотивационную программу и тогда ваши продажи будут расти за счет высокого сервиса и индивидуального подхода к каждому клиенту.
А грамотно начать бизнес с минимальными вложениями поможет крупнейших поставщик сантехнических товаров группа компаний "Сантрек". Откройте магазин вместе с нами и получите много бесплатных бонусов!