Найти в Дзене

Как помочь отстающим ученикам?

https://www.yaklass.ru/
https://www.yaklass.ru/

Советы, приёмы, лайфхаки для учителя и репетитора.

Во многих школах завершилась первая четверть и получены первые результаты. Что волнует? Низкая успеваемость? Разбираемся в сути вопроса.

Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень, в конце концов. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этом материале.

Сразу оговорюсь, что сейчас мы работаем в условиях смешанного обучения, то есть с преобладанием дистанционных технологий. Этому есть ряд причин: во-первых, сейчас из-за всех известных событий всё больше школ переходит на удалёнку, во-вторых, стоит сделать упор на индивидуализации учебного процесса, то есть учитывать личные особенности каждого ученика. Да и репетиры в своей деятельности все чаще стали применять режим онлайн. И я не исключение. С заботой о себе и своих учениках я провожу занятия в онлайн, используя zoom. Для себя давно определила пути мотивации для своих учеников, применяю игровые технологии. И в этом один из моих помощников образовательный портал «ЯКласс». Являюсь и методистом компании «ЯКласс» и активным пользователем этого сайта. Об этом и поговорим.

Определяем исходную точку.

В методике преподавания существует понятие «маршрут восполнения проблемных зон» — определение и проработка непонятных тем и сложных моментов. В качестве рабочего инструмента на этом этапе можно взять вариант диагностической карты: прописать в ней УУД, темы занятий, навыки и оценить учащихся. В случае с учениками начальной школы заполнение этой карты придётся взять на себя учителю, а вот ученики постарше могут оценить свои знания самостоятельно.

Проанализировав диагностические карты, педагог может распределить учащихся на три группы: с низкой, средней и высокой успеваемостью.

В этой статье разберём, как работать с учениками первой группы.

Дифференцируем подход

Причины неуспеваемости могут быть разными. И хорошо бы на втором этапе определить, в чём проблема каждого конкретного ученика. Если отталкиваться от этого, будет проще определить пути решения.

Вот несколько примеров.

Медленный темп работы — ученик в целом неплохо знает школьную программу, но медленно пишет или ему требуется больше времени на обдумывание. Поэтому он не успевает за другими ребятами в классе, хотя домашние работы обычно выполняет хорошо. В этом случае ему можно выдавать более сложные, но менее объёмные задания, чтобы уравнять общее время выполнения по классу. Или оговорить с ребёнком, что всю работу, которую он не успел сделать на уроке, надо будет выполнить самостоятельно. Чтобы не списывал у одноклассников — выдаём аналогичные задания с другими данными из учебника или отправляем ссылку на «ЯКласс» (все задания с генерациями, тут уже не спишешь).
В разделе
«Проверочные работы» сформируйте тест для домашнего задания и отправьте его школьникам. На этапе создания работы вы можете добавлять упражнения (как из базы «ЯКласс», так и собственные) — в работу для отстающего ученика включите дополнительный блок заданий наподобие тех, что решали в классе, и отправьте лично ему.

Сложная тема — это разовая ситуация: ученик в целом неплохо учится, но с какой-то темой возникли трудности, соответственно оценки «поехали» вниз. Обычно уже на следующем уроке всё приходит в норму, но тут важно учитывать психологические особенности детей: кого-то неудачи очень сильно выбивают из колеи, из-за чего могут возникнуть сложности и с последующей учёбой.
Предложите школьнику самостоятельно повторить материал (в разделе «Предметы» в каждой теме есть теоретический блок) и выполнить тренировку по теме — это не только закроет пробелы в знаниях, но и поможет ребёнку стать увереннее.

Лень — увы, не самая редкая проблема. Переход на смешанное обучение расслабляет: когда у ребёнка есть выбор между домашним заданием и просмотром сериала, выбор часто падает на второе. Здесь два варианта решения проблемы.
Первый — ускорить темп работы, создать такие условия, чтобы у школьника не было возможности отлынивать. Создавая проверочную работу, на этапе настроек вы можете задать время выполнения.

Если у ребёнка будет определённый лимит времени, возможности отлынивать уже не останется. Такой вариант подойдёт для тех учеников, которых надо вернуть в рабочий режим и напомнить, что нужно учиться.

Второй — заинтересовать ребёнка. Всё же учёба — это не унылая обязанность и не тоскливая альтернатива компьютерным играм и любимому сериалу. Чтобы мотивировать ребёнка учиться, хорошо подойдут и интерактивные упражнения, и задания на смекалку.

Задания в базе «ЯКласс» содержат элементы геймификации — интерактивные модели и упражнения на основе технологии «drag-and-drop».Они помогают удерживать внимание школьников и показывают им, что развлекаться можно не только после (вместо) школы, но и в ней.
Ещё один элемент мотивации — соревнования. На «ЯКласс» есть
система ТОПов, и вы можете придумать свои награды, например, первой пятёрке учеников, или тому, кто решил больше всех заданий за неделю. Гибкий подход к соревнованию поможет вовлечь всех школьников в участие. А репетитор может использовать этот момент в групповых занятиях.

Личные проблемы — учитель/репетитор должен быть не только педагогом, но ещё и психологом, чтобы понимать, когда плохие оценки вызваны ленью, а когда — личными проблемами. На эмоциональное состояние могут влиять сложности в семье, ссоры с друзьями, гормональная перестройка организма. Лучше действовать мягко, чтобы не навредить ребёнку.

Создайте собственные задания с помощью «редактора предметов». Этот инструмент поможет собрать в одной проверочной (домашней) работе и упражнения из базы «ЯКласс», и ваши методические разработки. Вы можете прикрепить видео, фото или текстовые файлы с ручной проверкой. Хотя лично мне хватает того огромного банка данных в Яклассе, чтобы создать свой набор заданий и сделать свою уникальную проверочную работу.

Выдаём задания

Чтобы помочь отстающему ученику, необходимо индивидуализировать подход. Цифровая платформа удобна, потому что вам не надо тратить всё свободное время на сбор заданий из разных источников и последующую проверку. Кроме того, вы можете оградить школьника от возможных насмешек одноклассников — работа на ресурсе будет видна только вам и конкретному ребёнку.

Работа с «ЯКласс» позволяет использовать гибкий подход: одному ученику дать больше времени на выполнение задания, другого мотивировать на участие в соревновании ТОПов, третьему предложить выполнение индивидуальных заданий.

Домашние задания и проверочные работы можно выдать через раздел «Проверочные работы» — даже если у школьника нет Подписки Я+, работа всё равно будет ему доступна по вашей ссылке.

Из личного опыта репетитора и учителя: когда хочу задать своим ученикам задание из учебника, то они просят задать на Якласс. Спрашиваю: почему? Отвечают, что на Яклассе интереснее, меня там хвалят за каждое выполненное правильно задание. Вопрос к коллегам! Как часто мы можем хвалить ученика за его успехи? Согласитесь, что не так часто. Ну, в общем и в целом. А здесь моим ученикам нравится своевременная похвала и получить мгновенный результат за свой труд и тем самым мотивирует их на учебу.

А что скажите, вы, читатели статьи?

___________________________________________________________________________________

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересную информацию о том, как работает самый обычный учитель в Российской школе.