1,3K подписчиков

Веб-аналитика – что использовать для измерения показателей

Что такое веб-аналитика и как измерять показатели сайта

Когда человек вдруг решает, что ему нужно изменить свою внешность (убрать лишние сантиметры на талии или пару килограммов), то использует разные инструменты, чтобы понять: что было и к чему пришли. Кто-то измеряет объем специальной лентой, кто-то становится на весы, кто-то делает фото «до» и «после» или ставит цель - влезть в любимые джинсы. Каждый выбирает то, что ему больше подходит, что будет наиболее информативным, то, что даст ответ на вопрос – а есть ли результат? На сколько он хорош? Достаточно ли тех действий, которые выполняются или нужно подключить еще что-то?

Точно так и с продвижением сайтов – инструментов масса. В зависимости от того, что используется, результат может быть через пару месяцев, полгода или даже на более длинной дистанции. Однако нужно же оценивать промежуточную эффективность, а при необходимости изменять тактику, инструменты, а возможно и стратегию.

Кому интересна веб-аналитика?

· Владельцам сайтов. Без анализа показателей не понять – есть ли положительная динамика, насколько окупаются вложения, выгодно ли давать рекламу. К тому же, можно сделать выводы не только о продвижении сайта в сети, но и в целом о развитии бизнеса – поисковики все больше консолидируют онлайн и офлайн.

· Специалистам по продвижению веб-ресурсов. Узнать, насколько правильным путем идет раскрутка, верно ли выбрана стратегия, есть ли результат действий - можно только при регулярном анализе показателей, соответственно без веб-аналитики не обойтись.

Что чаще всего используется?

Сервисов масса, каждый из них имеет свои особенности.

  • Яндекс.Метрика. Это бесплатный инструмент, с помощью которого можно настроить 200 целей, а затем анализировать действия, а также их последовательность, посетителей на страницах. Вебвизор позволяет «подсматривать» за пользователями – как перемещалась мышь, как быстро прокручивалась страница, куда кликали. При необходимости можно сформировать карту скроллинга, кликов, ссылок.

О технической стороне работы сайта расскажет раздел «Мониторинг» - насколько быстро загружаются страницы, каков поминутный трафик, стабильно ли работает сайты, какая нагрузка и т.д.

  • Google Analytics. Сервис особенно удобен для тех, кому нужно решать задачи продающих сайтов. Здесь есть раздел «Электронная торговля», он более информативный, чем такой же в Метрике. Владелец сайта может увидеть весь путь, который проходит клиент – от момента вывода на экран товара на странице раздела до покупки либо возврата. Существуют и другие опции – можно сегментировать аудиторию и отслеживать ее поведенческие факторы, можно выделить простые посещения страницы. Еще одна опция – сопоставление статистики сайта в сравнении со статистикой ниши.

Возможна сквозная аналитика. Данные передаются из внешних источников (в Google Analytics через measurement protocol, в Яндекс.Метрике – через офлайн конверсии). Для получения корректных данных для анализа, используются разные источники: системы аналитики, рекламных кабинеты, CRM и т.д. После сведения всей информации воедино она визуализируется, для этого могут использоваться BI-системы.

Помимо вышеперечисленных сервисов, могут применятся также Calltouch, Comagic, Callibri. Основное их назначение – отслеживание звонков. Без них сложно обойтись, если общение с клиентами строится через звонок.

Что нужно анализировать?

Главное, зачем выполняется раскрутка веб-ресурса – это привлечение на него целевой аудитории, а также мотивация пользователей на определенное действие – подписку, звонок, заявку, покупку. Соответственно, основным параметром является трафик: его количественные и качественные характеристики. Для этого анализируются показатели:

  • Сколько пришло на сайт посетителей? Это общее число людей, которые зашли на ресурс за определенный период времени (месяц, неделю, день). Системы статистики различают общий трафик и тех, кто пришел на сайт впервые. Для этого используются cookie-идентификаторы. Они представляют собой текстовые файлы, которые создаются во время первого обращения пользователя к сайту. Находятся они на устройстве посетителя.

И когда он в следующий раз приходит на этот же веб-ресурс, cookie-файл отправляется, и пользователь распознается. Если почистить на компьютере «куки», то соответственно при следующем посещении сайта, пользователь будет определяться, как новый. Поэтому при анализе учитывается этот факт и принимается погрешность, обычно, в пределах 10 процентов.

  • Сколько было просмотров? Учитывается, сколько страниц посетил пользователь во время одной сессии (включаются обновления страниц и AJAX-блоки).
  • Сколько было сессий? Под сессией подразумевают активность человека на сайте. Если человек перешел, но не совершает никаких действий (не скролит, не ходит по страницам), то сессия завершается. Время «тишины» каждый устанавливает свое, обычно составляет 30 минут. Если после этого активность возобновилась, то считается новой сессией.
  • Какова глубина просмотра? Показатель характеризует, насколько посетителю интересен сайт. Для этого число просмотров сопоставляют с числом сеансов. Чем больше человек «бродил» по сайту, тем выше вовлеченность, а значит и интереснее контент для посетителей.
  • Сколько действительно длится сессия? Складывается время, которое посетитель провел на каждой странице сайта, кроме последней. Например, на первой – 3, на второй – 2 минуты, а на третью перешел и остался, и на ней закрылась сессия. То есть суммарное время – 5 минут.
  • Какой процент отказов? К отказам относятся посещения, когда человек не нашел нужную информацию либо вообще зашел ошибочно. Рассчитывается в каждой системе аналитики по-своему. В Яндекс.Метрике – отказ, это нахождение на сайте менее 15 секунд, в Google Analytics – если пользователь был только на одной странице (время роли не играет).
  • Где живет пользователь? Используя ip-адреса можно узнать страну проживания, а если ip-адрес российский, то и город.
  • Какого пола и возраста посетители? В этом помогают cookie. Показатель необходим для понимания – целевая ли аудитория приходит, есть ли среди нее потенциальные покупатели, сколько их по отношению к общему трафику. Помимо этих критериев с помощью веб-аналитики также можно узнать: какие странички популярны, какие занимают более высокие позиции при выдаче по ключевым фразам, на каких страницах чаще всего заканчивается сессия.
  • Откуда приходят посетители? Источники трафика бывают разные – органическая выдача, рекламные кампании, внешние ссылки и т.д. Зная, откуда чаще всего приходят посетители, можно скорректировать работу по продвижению.

Не менее важный фактор – целевые действия. Это может быть:

  • Достижение цели, то есть посетитель совершил то действие, которое необходимо владельцу сайта – оформил заказ, оставил заявку, перешел по ссылке. Цель устанавливается изначально в настройках. Именно этот показатель отражает KPI сервиса.
  • Наступление события – к нему относится любое действие, кроме скролинга, а именно: скачивание приложения (файла), прохождение теста, регистрация, заполнение форм и т.д.

Кроме основных параметров, можно оценивать и другие, настраивать сразу несколько целей, сегментировать аудиторию, отслеживать, с каких устройств выходят пользователи.

Данные есть. Как их корректно оценить?

  • Насколько корректно работает сайт. Кроме технических ошибок, можно отслеживать насколько быстро он загружается с компьютера, с мобильных устройств и прочие параметры.
  • Соответствует ли контент на страницах тому, что нужно для продвижения. Оцениваются не только посадочные страницы для контекстной рекламы, но и все остальные, рассчитанные на органический поиск. Посадочная страница должна соответствовать запросу и располагать посетителя к целевому действию.
  • Удобство юзабилити. По поведению пользователей можно понять – насколько удобен сайт? Возможно стоит внести корректировки.
  • Есть ли коммерческая эффективность. Продвижение – это хорошо, но сайт должен зарабатывать деньги. Зачастую измерить в первые месяцы эффективность в деньгах невозможно. Для этого есть ряд показателей – стоимость целевого действия (СРА), стоимость заказа (CPO), окупаемость вложений (ROMI), возврат вложений в рекламные кампании (ROAS). Эти показатели рассчитываются для наглядных результатов работы, а затем используются маркетологами для корректировки стратегии продвижения.