Продолжаю вспоминать российский хоррор, который можно не только смотреть, но и пересматривать. На этот раз – три работы с понятными и известными названиями.
«Гоголь». Возвращение готических традиций
Трилогию «Гоголь» нельзя назвать чистым хоррором, это еще и темное фэнтези, готическая сказка и т.п. Но пусть будет. Все-таки режиссер Егор Баранов («Аванпост») постарался нагнать жести, причем стилистически разнообразной, благо это позволяет делать «сериальный» формат проекта, дробящий каждый фильм на три куска.
Тут есть немного от «Зловещих мертвецов», есть аллюзии на творчество Лавкрафтаи Дарио Ардженто, присутствует сюрреалистический хоррор, элементы джалло, слешера, можно увидеть эстетику «Баек из склепа», готический хоррор. Автор может слегка менять стилистику от истории к истории, но это не делает «Гоголя» альманахом, все-таки кино цельное.
Отдельного упоминания заслуживает «Гоголь. Вий», внезапно оказавшийся сиквелом знаменитой истории. Образ самого Вия – удачная находка, на этот раз глазастый монстр невероятно большой и похож на вспучившееся горящее месторождение каменного угля.
Главное достижение режиссера – в дерзком позиционировании Гоголя (а также появляющихся на экране Пушкина и Лермонтова) в качестве отцов-основателей русской готики, а также в заявке на создание на основе их творчества (наверняка добавятся и другие классики) единой Вселенной.
Для российского темного фэнтези и хоррора «Гоголь» стал событием, сравнимым с появлением «Невесты» и «Русалки», показав, что на классической литературной русской готике и стилизации под нее можно успешно укреплять традиции мрачных жанров в российском кино.
«Тварь». Отражение родителей
Фильм «Тварь» (2019) – серьезная работа в психологическом хорроре. История про семейную пару, усыновившую странного ребенка, который оказался вовсе не ребенком. Очередное кино на тему фильма «Омен», с отголосками «Ребенка Розмари». Но с важными особенностями.
Фильм режиссера-дебютанта и автора сценария Ольги Городецкой реалистичный и стилистически (особенно в первой части) близок к обычной соцдраме. В комплексе с игрой Владимира Вдовиченкова и Елены Лядовой это создает эффект достоверности происходящего.
Вторая находка – технология проявления инфернального. Усыновленный паренек меняется, отзеркаливает то, что хотели видеть главные герои, мрачно отыгрывая высказывание «дети – отражение своих родителей».
С этими качествами существа связана и постановочная изюминка: в фильме большая часть ключевых сцен дается с использованием отражений, причем, в динамике (существо же постоянно меняется). В итоге мы имеем один из самых умных и стильных российских хорроров.
«Спутник». Терпимость к Чужому
Фильм «Спутник», снят Егором Абраменко после короткометражки «Пассажир» на эту же тему. Пользуясь случаем, предлагаю мой текст «Классная российская кинофантастика, начавшаяся с короткометражек».
В полнометражке, которую можно считать сиквелом (действие – через 13 лет после первой картины, в 1983 году) космический симбиот выглядит чуть иначе (похож на «чебурашку», чьи предки спаривались с монстрами Гильермо дель Торо), но семейство у них наверняка общее.
Фильм получил прокат в США, Германии, Латинской Америки, возглавлял рейтинг предпочтений американцев на iTunes в категории «хоррор», набрал 6,3 балла на IMDb. И так далее. В общем, хит. Хотя сам по себе хоррор (на этот раз – научно-фантастический) тут не очень ярко выражен.
Слагаемых качества несколько. Во-первых, талант Абраменко. Во-вторых, камерная подача, заставляющая зарубежных зрителей вспоминать не только «Чужого», но и фильмы Тарковского. В-третьих, интересные референсы, уже упомянутые, плюс – «Жена астронавта» и «Форма воды».
С последнего фильма взяты расстановка персонажей, романтические отношения доктора (Оксана Акиньшина) и инфицированного в полете космонавта (Петр Федоров), фанатизм руководителя исследовательского проекта (Федор Бондарчук), инвалидность главной героини и гуманистический пафос в защиту «инаковости» и терпимости.
Другие "Достойные уважения российские фильмы ужасов":
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Подписывайтесь, и продолжим!