Есть такой старый фильм «Старший сын». Советский. Очень любимый мною.
В одной сцене Сарафанов, человек немолодой, за 50, плачет перед самозванным сыном Бусыгиным: «Ты думаешь, я предал идеалы своей молодости?»
Меня эта сцена поразила.
К 50 годам люди обычно перестают цепляться за надежды молодости, за эти симфонические оркестры и сочинения кантат. К 50 годам даже самые наивные обрастают корой самодовольства, испытывая абсолютное удовлетворение от своей жизни, как бы она не сложилась. И если они в минуты рефлексии осознают пропасть между юношескими мечтами и их действительностью, то обязательно найдут себе оправдание.
Вы когда-нибудь встречали человека, который заявил бы о себе «Моя жизнь не удалась»? Если речь не о минутном кокетстве?
Да никогда! Никто в этом не признаётся ни за что на свете.
Я уверена, что даже зрители решат, что Сарафанов на самом деле вполне может считаться счастливым человеком - живет в душевное советское время, есть квартира и не в ипотеку, прекрасные дети (не пьяницы-наркоманы-уголовники). В холодильнике еда и выпивка.
Да ему надо благодарить судьбу! Научиться радоватьсявсякой фигне!солнцу, листочкам-лепесточкам. Сохранять позитив! Жить с ощущением счастья! Искать среди окружающих тех, кому хуже, и бесконечно приосаниваться на их фоне! И учить жизни других, приводя себя в пример и украдкой любуясь на себя.
Но тогда бы это была другая пьеса. Про других людей. А скорее всего, никакой плесы бы не было, никому не интересно писать про самодовольных, никому не интересно смотреть про них, никому не интересно играть их.
Самодовольство - это очень замкнутая жизненная позиция. Самодовольный человек - как герметичный сосуд, ни налить, ни выпить.
А знаете, в чем суть фильма?
В пронзительных словах Сарафанова;
Жизнь милосердна, она справедлива. Героев она заставляет усомниться, а все тех, кто сделал мало, или… ничего не сделал, – но проживших жизнь с чистым сердцем, понимаешь, Володь? – она утешает. Ты понимаешь? Она утешает».
Героев она заставляет усомниться, а проживших с чистым сердцем – утешает…
Фильм про утешение несчастливых, страдающих, обманываемых, оплакивающих идеалы молодости и сочиняющих кантаты по ночам. Несамодовольных.
Ведь появился же в жизни Сарафанова старший сын. Пусть ненастоящий, но ведёт себя Володя Бусыгин именно как старший сын - поддерживает отца, помогает Васеньке. И с Ниной все хорошо получилось.
Единственный персонаж, с которым автор пьесы обошёлся довольно жестоко - жених Нины, самодовольный дундук. Не будет ему в жизни никакого утешения.